Перспективные задачи работы с автором
В данных обстоятельствах, при низкой силе «Я» и слабо выраженной способности к рефлексии, на первом этапе консультирования можно использовать бихевиоральный подход, то есть научить Надежду конкретным приемам взаимодействия с окружающими людьми и контроля над собственной тенденцией к саморазрушению. На основании ресурса можно составить Надежде аффирмации: «Я могу и хочу общаться с людьми»; «В общении я могу и хочу получать радость и ощущать комфорт»; «Я могу и хочу взрослеть»; «Я могу и хочу нести ответственность за свою жизнь и поступки».
Консультирование строилось на основании сформулированных задач. Вскоре Надежда написала вторую сказку, после чего сказала: «Вторая сказка была моим свежим воздухом. Писала я ее не спеша. Плакать совсем не хотелось. Перед глазами не возникала пропасть, а я уже не была той пустотой, которая меня так пугала. Я — умная, честная, порядочная, надежная, красивая, добрая. Говорить я это начала, теперь предстоит в это поверить вновь».
Вторая сказка Надежды
У мамы-зайчихи родился маленький зайчонок, пушистый, ласковый и веселый. Ему все-все было интересно и все хотелось узнать. Мама-зайчиха была ласковая и мудрая и очень разумно воспитывала своего малыша. Когда зайчонок вырос, он захотел пойти путешествовать. Мама-зайчиха напутствовала его, отпуская в дорогу, — она не беспокоилась о нем, так как многому его научила: «Помни, сынок, что только ты отвечаешь за свои поступки, и в каждом случае у тебя есть выбор. Подумай, прежде чем сделать очередной шаг. Только ты — хозяин своей судьбы, не покоряйся воле случая, а действуй, ты свободен».
И зайчонок отправился путешествовать, и все у него сложилось удачно, он добился, чего хотел, так как знал, как избежать опасностей и добиться результата.
Психологический анализ второй сказки Надежды
Энергоинформационное поле
Сказка трогает своей теплотой и трепетом.
2. Основная темаРождение. Начало.
Автор четко проговаривает то, что является надежным и правильным. Внутренний конфликт присутствует, и мы не знаем, как он разрешится. Поэтому психологический вывод — автор находится в неустойчивом психологическом состоянии, но в то же время имеет хорошие шансы при условии своевременной психологической поддержки.
Сюжет
Сказка не имеет выраженного сюжета, ее можно было бы назвать «срезом» внутренней реальности автора. Она отражает его отношение к реальности. Подобный сюжет говорит о пробуждающейся в Надежде склонности к самоанализу.
Линия главного героя
Образ себя. Сильное желание глобальных изменений в супруге. Автор выступает в роли мамы-зайчихи. Образ цели: «новый супруг». Мотивы поступков:
1. Уход от конфликтов;
2. Стремление в безопасную ситуацию;
3. Четкое определение пути и предлагаемая свобода;
4. Стремление быть Созидателем.
Символическое поле сказки
Дорога — Путь к цели, ощущение пути. Образ дороги всегда символизирует личностное развитие. Доверие, уважение к способности и свободе развития самого себя. Появление символа дороги — ресурс автора, оно свидетельствует о его готовности к личностному развитию.
6. Заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказкиОсновное конфликтное содержание на данном этапе связано с иллюзией изменения супруга. Образ мамы-зайчихи по отношению к супругу неадекватен. Основное ресурсное содержание представлено в образе Дороги, пути.
Перспективные задачи
Основная задача работы с Надеждой — сопровождение на пути развития самоуважения. Необходимо переключить ее внимание с ожиданий положительных изменений в супруге на собственный рост. Можно продолжить использование аффирмаций.
Через некоторое время Надежда сказала:
— Действительно, я хорошая мать, умная, обаятельная. Я даже не задумываюсь над словами, когда говорю это. Мне хочется улыбнуться, встречаться с людьми, с которыми я давно не встречалась. Я просто супер. Я чувствую себя огромным светящимся шаром, которому вообще не нужны никакие оценки и характеристики. Я — это просто Я. Я — больше всяких оценок. Хочется говорить и говорить о светлом. Но лучше я расскажу это в своей сказке.
Третья сказка Надежды
Красота
Жила-была Красота. Вначале она была маленькой, как это всегда бывает. Постепенно она росла. И все было бы хорошо, если бы не была она такой робкой и застенчивой. Люди просто не замечали ее. Проходили мимо, совершенно не обращая внимания. Ах, как она страдала от этого, ведь она была очень красивая Красота. Она была прекрасна. Глаза ее были цвета синего неба, а кожа — цвета чайной розы. А губы, нежные губы были цвета просыпающейся зари.
Еще она была очень добрая, наша Красота. Она хотела делать людям добро, она хотела, чтобы люди были счастливы. Ради счастья человека она готова была отдать себя всю без остатка. И отдавая себя, она становилась счастлива.
И все было бы хорошо, если бы не была она такой скромной. Она хотела быть нужной людям, но никак не могла донести до них свою красоту. Никто не замечал ее, как если бы ее не было совсем.
А между тем Красота совсем не была глупа, она видела, что на самом деле очень нужна людям, что люди не совсем счастливы без нее. И она решила изменить все.
Красота пошла к Доброй волшебнице. Красота сказала: «Я вижу, что нужна людям, но я так скромна и робка, что не знаю, как донести до них свою красоту. Помоги мне, Мудрая волшебница. Научи меня этому. Люди не видят меня».
И Добрая волшебница сказала: «Все хорошо в тебе. Красота, все ладно. Но есть у тебя одна ошибка. Не думай о себе, какая ты. Ты уже есть — ты сама Красота. Будь собой. Позволь себе сиять. Позволь себе жить. Не сдерживай себя. Разверни крылья, взмахни и воспари в небо. Освети своим сиянием землю и согрей людей своим светом».
И Красота, взлетев в небо, засияла в нем. Люди смотрели вокруг, и все на земле вдруг казалось им особенным. Листья деревьев стали чуточку зеленее, роса на траве чище, а птицы вдруг запели еще прекраснее. А люди удивлялись, не понимая, что же случилось вдруг.
Просто это засияла Красота и осветила землю своим чудесным светом. И люди стали в этот миг счастливее.