Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А.
363 Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2003. — 208 с.
ISBN 5-9268-0201-6
В книге анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок. Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "Северо-Западный печатный двор" г. Гатчина, ул. Солодухина, 2
Заказ 86.94 Тирэж 4000
© Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А., 2003
ISBN 5-9268-0201-6 @ Издательство Речь 2003
© П. В. Борозенец, обложка, 2003
Оглавление
К читателям...5
1. Информационное пространство метафоры...8
О ценности сказок...8
Теория «нравственного иммунитета»... 10
«Мост» между полушариями... 14
Подходы к анализу авторских сказок... 14
Принципы психологического анализа сказок...23
Схема психологического анализа сказок...24
Организация процедуры тестирования...34
2. Особенности сочинения сказок...42
Сочинение сказок как природосообразная склонность человека...43
Возрастные особенности авторских сказок...45
3. Психологическая интерпретация авторских сказок о любви...60
□Пути женской самореализации в контексте сказкотерапии...61
Структура личности женщины... 64
Пути и этапы женской самореализации...65
Вариации первого этапа самореализации...68
Сюжеты второго этапа женской самореализации — осознание родовой идентичности...73
Третий этап самореализации — взаимоотношения с «большим» социумом...74
Четвертый этап — жизнь в соответствии с природными циклами и принципами женской энергии...75
Авторские сказки о любви...76
Сказки, где есть разлука с любимым человеком и воссоединение с ним...77
Сказки, в которых проявляются одиночество или сиротство, отверженность героини с последующим обретением «родственной души»...84
Сказки, представляющие любовь как жертву, имеющие драматический финал...87
Сказки, представляющие любовь как личностный рост...93
Сказки, представляющие любовь как подарок судьбы ...95
Примеры психологического анализа сказок о любви...98
4. Психологическая интерпретация сказок о человеческих ценностях, пороках и добродетелях, несущих определенную мораль...114
Сказки о приобретении жизненного опыта, «уроков жизни» ..115
Притчи о заботе о ближнем с актуализированными альтруистическими чувствами...117
Поучительные истории о наказании порока...120
Сказки про лень...121
Сказки о средствах борьбы с пороком...129
5. Психологическая интерпретация сказок о взаимоотношениях в семье...133
Сюжет первый: «послушание — ослушание», или Детское непослушание и его последствия... 136
Сюжет второй: братья и сестры — сотрудничество вместо конкуренции... 146
Сюжет третий: столкновение с теневой природой родителей . 148
Сюжет четвертый: семья как «малая родина»... 156
Пример психологического анализа сказки... 159
6. Психологическая интерпретация сказок о личностном росте...166
Сюжет, основанный на актуализации архетипов спасителя и победителя... 167
Сюжет, основанный на трансформации теневой природы героя в созидательную...171
Сюжет, основанный на рефлексии... 175
Сюжет, основанный на самостоятельном преодолении собственных теневых качеств... 177
7. Случаи из практики работы с авторской сказкой...186
Случай Надежды...186
Случай в войсках... 197
Заключение...201
Литература...203
К читателям
Идея создания этой книги возникла давно. Ведь в сказкотерапии принято сочинять и рассказывать сказки, притчи, легенды, мифы и другие истории. Сказка содержит уникальную информацию о личности автора и о его внутреннем мире, она помогает понять ожидания и стремления, сильные и уязвимые места, особенности мироощущения человека и, главное, дает представление о его системе ценностей.
Все это делает (авторскую) сказку замечательным средством психодиагностики. Правда, при одном условии: сказкотерапевт, психолог не может использовать для ее анализа «скальпель хирурга». Исследование авторской сказки требует от специалиста искреннего желания постичь внутренний мир сказочника, не давая категоричных оценок и не выставляя поспешных «диагнозов».
Прочтение родителям сказки, созданной их ребенком, дает удивительный эффект. Даже не понимая психологического значения детской сказки, не подвергая ее символическому анализу, родители постигают ее смысл сразу, одномоментно. То же самое происходит и с детьми, когда им читаешь истории, сочиненные их родителями.
В чем здесь секрет? Может быть, сказка образует невидимый волшебный мост между родителями и детьми, освобождает взрослых от суетных мыслей и позволяет им проникнуть во внутренний мир ребенка?
Когда родители обращаются к нам по поводу проблем своих детей, мы уже знаем, что где-то между ними нарушилась эта «волшебная связь», слишком «утончилась» нить понимания друг друга. Обычно психологи рекомендуют родителям стремиться лучше понять внутренний мир ребенка. Однако понимание и принятие ребенком внутреннего мира родителей также необходимо. Взаимный обмен, «духовное партнерство» детей с родителями и родителей с детьми — главное условие их взаимопонимания и роста.
Получается, что сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают специалисту необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому наш девиз для родителей и детей прост: «Сочиняйте сказки и дарите их друг другу». Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.
В школьной психологии мы нередко встречаем случаи взаимного «непринятия» между учеником и учителем. И опять прочтение сказок друг друга позволяет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Это также пример «неосознанной психодиагностики», вслед за которой пробуждается интерес к внутреннему миру другого человека и его принятие.
Таким образом, сказка дает возможность близким автора лучше понять его внутренний мир, а психологу, дополнительно к этому, еще и сформировать перспективные задачи психологической работы.
Мы специально исследовали более семисот сказок, сочиненных людьми в возрасте от пяти до шестидесяти лет. Во-первых, мы ставили себе целью понять, «чем живет» наш современник. Во-вторых, мы хотели выяснить, каким образом развивается способность к сочинению сказок, является ли она уникальным дарованием или же она в разной степени свойственна всем людям при «нормальном интеллектуальном развитии». Кроме того, нам было интересно узнать, что, собственно, представляют собой авторские сказки:
— отражение внутренних конфликтов и противоречий автора;
— самопрограммирование;
— иллюстрацию индивидуальной динамики осмысления основных жизненных ситуаций (а также ценностей) и их чувственно-смысловым проживанием?
В нашей книге мы постараемся найти ответы на все эти вопросы. Мы проанализируем основные темы, которые «волнуют дух» наших современников, увидим динамику формирования способности к сочинению сказок, сформируем гипотезу о природосообразной склонности человека к сочинению сказок и иных историй и, наконец, поймем, что несут в себе и чем являются авторские сказки.
Но не только этим вопросам посвящена наша книга. Мы предлагаем психологам, педагогам, родителям, филологам авторскую технологию работы с психологической информацией. Мы успешно пользуемся ею уже много лет, и она позволяет нам достаточно точно определять перспективные задачи работы с автором сказки.
Безусловно, для того чтобы сочинять сказки, человеку требуется особое состояние, настрой. Оно легко достигается благодаря специальным «процедурам разогрева», которые мы приводим в книге.
Мы благодарим всех авторов, любезно согласившихся предоставить для книги свои сказки. Особая сердечная благодарность директору школы № 245 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Матвеевой Марине Никандровне за содействие в организации нашего комплексного сказкотерапевтического исследования. Мы глубоко признательны авторам сказок — учителям и ученикам этой школы за отзывчивость и яркое проявление таланта. Отдельная благодарность нашим замечательным коллегам-сказкотерапевтам Татьяне Грабенко, Андрею Гнездилову, Дмитрию Фролову, Дмитрию Кудзилову и Ларисе Поздняковой, без чьих добрых и содержательных замечаний и помощи данная работа не была бы полной. Наконец, на страницах этой книги мы, можем выразить восхищение нашими мужьями и детьми, поскольку без их самоотверженной поддержки создание этой книги было бы невозможно.
Мы надеемся, что чтение нашей книги окажется для вас, дорогие читатели, не только полезным, но и приятным занятием.
С уважением, авторы