Процесс обобщения информации в памяти как проявление последействия позитивного выбора
В соответствии с последействием позитивного выбора, однажды воспринятая информация подвергается изменениям и тогда, когда перестаёт осознаваться, поскольку расширяется зона неразличения. Предъявим испытуемому какую-либо неизменную информацию: текст, ряд стимулов и пр. Хотя неизменная информация уходит с поверхности сознания, но ранее сделанный позитивный выбор должен сказываться при последующем извлечении этой информации из памяти. Расширение зоны неразличения приводит к повышению обобщённости этой информации. Действительно, когда человек вспоминает предъявленные ему ранее стимулы, такой эффект наблюдается. Его обычно связывают с [окончание cтраницы 468]
_________________________
1Гельмголъц Г. Учение о слуховых ощущениях. М., 1885, с. 92.
Законы последействия
забыванием. Часто в этой связи говорят об изменениях эталонов, хранимых в памяти.
Рассмотрим серию примеров:
• Д. Слобин выделяет типы изменений историй и событий, храня
щихся в памяти: во-первых, уравнивание — многие события вы
падают из памяти, история приобретает более короткий и схема
тичный вид; но, в то же время, происходит уточнение: некоторые
детали приобретают особую отчётливость и всегда повторяются
в пересказе. И, наконец, подлаживание под некоторую схему или
к имеющимся ожиданиям '.
• Описания исследований, приводимые в обзоре И. Хофмана2, по
зволяют выделить следующие трансформации текста при попыт
ке его вспомнить: испытуемые неосознанно выводят логические
следствия из текста, а затем воспроизводят или опознают их как
предъявленные ранее (так, фраза «голодная змея поймала мышь»
может быть воспроизведена как «голодная змея съела мышь»),
они упрощают грамматическую структуру предложения (напри
мер, заменяют отрицательные высказывания на положительные —
«свет был не выключен» заменяется на «свет был включён»),
вводят вероятные условия, подразумеваемые текстом (фраза
«Пётр забил гвоздь в стену» часто сопровождается указанием на
то, что он забил гвоздь молотком), применяют синонимичные кон
струкции («парашютист прыгнул из люка» трансформируется в
«парашютист прыгнул из самолёта») и т. д.
• Анализ искажений при воспроизведении изображений методически более сложен (влияет как умение испытуемых рисовать, так и умение экспериментаторов количественно обрабатывать сделанные рисунки). Тем не менее, отмечается стремление испытуемых к улучшению симметрии геометрических фигур, возрастание при воспроизведении прямых углов и прямых линий, к улучшению структуры предъявленного материала в целом 3. Р. Арнхейм, однако, не соглашается с утверждением «традиционной психологической теории» о том, что следы памяти графических изображений постепенно растворяются, упрощаются, «становясь всё более похожими на всё и в то же время ни на что конкретно». Арнхейм считает это мнение результатом усреднения разнообразных [окончание cтраницы 469]
______________________
1Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976, с. 175. 2Хофман И. Активная память. М., 1986, 230-275.
3Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963.
Раздел седьмой
реакций испытуемых. «Я всегда восхищаюсь, — пишет Арнхейм, — изобретательностью и остроумием решений, богатой образностью восприятия, которая заставляет говорить о себе даже в том случае, если рисунки сделаны быстро, спонтанно и лишь только с одной целью — правдоподобно зарегистрировать то, что было увидено» '. Впрочем, Арнхейм также признаёт, что рисунки испытуемых по памяти обычно упрощают структуру (происходит объединение элементов, усиление симметрии, опускание малозначащих деталей, повторов, стремление к замкнутой форме и т. п.), но, в то же время, иногда испытуемые могут и, наоборот, усиливать различия, разваливать целое изображение на части и т. д. По моему мнению, последнее возможно из-за произвольных и вполне осознанных попыток испытуемого вспомнить предъявленное, а обычно фиксируемый процесс упрощения отражает неосознаваемую трансформацию сохраняемого в памяти графического материала.
• В разных исследованиях также показано, что из памяти достаточно быстро исчезают детали, не существенные относительно выбранного позитивного значения текста. Ж. Закс обнаружила, например, что грамматические формы, не существенные для смысла предложения, в памяти не сохраняются. Её испытуемые прослушивали отрывки связной речи. Затем, после интервала в 0 с, в 7,5 с, в 27 с и в 46 с (заполненного прослушиванием бессмысленных слогов), им предъявлялось контрольное предложение, либо совпадающее с одним из предложений отрывка, либо отличающееся от него. Контрольное предложение могло иметь отличия от предложения из предъявленного отрывка и подвергаться разным грамматическим и смысловым изменениям. Например, предложение: «он послал об этом письмо Галилею, великому итальянскому учёному» подвергалось грамматическому изменению (вариант: «письмо об этом было послано Галилею, великому итальянскому учёному») и семантическому изменению («Галилей, великий итальянский учёный, послал ему об этом письмо»). При нулевом интервале все изменения замечались сразу же. Грамматические изменения не замечались уже после 7,5 с. А семантические изменения легко обнаруживались и после 46 с 2.
• Выпадение менее существенных деталей наблюдалось мной на совершенно ином материале. Например, музыканты с абсолютным [окончание cтраницы 470]
________________
1Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 73.
2См. СлобинД., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976, с. 70-72.
Законы последействия
слухом достаточно успешно воспроизводили нотное обозначение предъявленных аккордов. Однако типичной ошибкой был сдвиг на одинаковую величину всех звуков при предъявлении гармонических, т. е. музыкально осмысленных, аккордов. Испытуемые легко их опознавали, но зачастую забывали (как менее существенную характеристику) тональность этих аккордов. Таких сдвигов практически не встречалось при предъявлении случайного набора звуков.
• В другом эксперименте я зачитывал испытуемым ряды цифр, длина которых не была им заранее известна. Они же должны были воспроизводить последние цифры ряда, когда этот ряд неожиданно для них заканчивался. Оказалось: если на конце ряда находится простая периодическая последовательность, то испытуемый обычно правильно воспроизводит саму структуру последовательности, хотя может заменить конкретные предъявленные цифры на другие (например, если окончание ряда выглядит так: 425164251642516, то может воспроизводиться, скажем, 536275362753627). В итоге, хотя испытуемые явно лучше запоминали окончания с регулярной последовательностью, объём правильного воспроизведения конкретных цифр в среднем не увеличивался. Регулярная последовательность могла воспроизводиться целиком — это, разумеется, существенно больше, чем при случайном наборе цифр, однако могла воспроизводиться только структура последовательности, когда правильно не воспроизводилась ни одна цифра. Статистически это проявилось лишь в значимом возрастании дисперсии количества правильно воспроизведённых элементов в рядах с периодической последовательностью по сравнению со случайными рядами.
• Испытуемому предъявляется звуковой тон (или оттенок серого цвета), а затем, через небольшой интервал времени, — прежний раздражитель или другой, слегка отличающийся от предъявленного (другой звуковой тон, другой оттенок серого цвета). Задача испытуемого: определить, предъявлен ли ему во второй раз тот же стимул или другой. Вот данные, показывающие неосознанное расширение зоны неразличения в памяти. При предъявлении звуков с интервалом в 2 с опознание совершалось с точностью 94%; с интервалом 10 с — с точностью 78%; с интервалом 60 с — 60%. При предъявлении оттенков серого цвета, различающихся приблизительно на 1/15 яркости, с интервалом в 30 с — 83%, с интервалом в 2 мин. — 50%. Н. Н. Ланге резюмирует эти данные [окончание cтраницы 471]
Раздел седьмой
так: «Забвение растет пропорционально логарифму времени, протёкшего с момента восприятия» '.
• В большом числе исследований показано: и при воспроизведении, и при опознании часто происходит перепутывание по сходству. Само это явление хорошо известно каждому из своего жизненного опыта2. Ранее об этом уже говорилось и приводились примеры более-менее нетривиальных экспериментальных исследований. Добавлю ещё один пример. Экспериментально было обнаружено: чем больше времени проходит после заучивания материала, тем большее влияние на ошибки оказывает фактор сходства. Испытуемые заучивали наизусть ряды из 10 слогов. Через день они в среднем воспроизвели только 6,3 слога из ряда с высокой степенью сходства и 7,1 слога из ряда с малой степенью сходства3.
Если свести все эти исследования воедино, то получается картина, в какой-то мере обратная динамике становления осознанного перцептивного образа, описываемой законом Ланге. Закон Ланге относил ся к поверхностному содержанию сознания и подчёркивал постепенное ужесточение критериев соответствия во времени. В случае неосознанных трансформаций эталонов, хранящихся в базовом содержании сознания, критерии соответствия, наоборот, последовательно смягчаются. После трансформации эти эталоны распространяются на более широкий класс явлений. При этом менее всего подвержены изменениям самые существенные части информации. (Правда, уже в другом томе мы будем обсуждать проблему, что именно и почему является существенным).
Эффект генерации
Чем более сложен позитивный выбор, тем более сильным должен быть и эффект последействия этого выбора. Следовательно, результат более сложного позитивного выбора должен дольше «сохраняться в [окончание cтраницы 472]
_______________________
1См. Ланге Н. Н. Психический мир. М.-Воронеж, 1996, с. 223.
2 В тот момент, когда я писал этот текст, раздался телефонный звонок. Звонил мой
брат, с которым мы связаны прекрасными дружескими отношениями. Он извинился,
что зря побеспокоил, ибо звонил он не мне, а своему давнему другу, но ошибся и набрал
номер моего телефона. Типичное перепутывание по сходству.
3Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 231-232.
Законы последействия
памяти» (т. е. последействовать в поверхностном содержании сознания). Действительно, в различных экспериментах был обнаружен эффект генерации: люди лучше запоминают собственные идеи и примеры, нежели чужие. Придумывание (генерация) самостоятельных идей и примеров менее ограничена инструкцией, а следовательно, обеспечивает выбор из большего числа вариантов. Чужие идеи и примеры часто принимаются как данность без серьёзного выбора.
• То, что человек помнит написанный им текст, хотя может даже
не узнавать его, было показано в различных исследованиях. Так,
К. Хантли просил испытуемых самостоятельно написать некую
воображаемую историю. Спустя шесть месяцев эти же самые
люди оценивали сочинения, написанные другими людьми. Они не
знали, что в подборку были включены и их собственные сочине
ния. Испытуемые, конечно же, не помнили собственных работ.
Тем не менее, выяснилось, что суждения были весьма пристрастны:
каждый оценивал свою работу выше, чем другие. Любопытно,
что если испытуемый узнавал свою работу, то оценка станови
лась более скромной '.
• Больной-афатик не может назвать изображённый на картине пред
мет. Врач, не добившись цели, даёт больному уже написанное
название предмета, однако и в этом случае не достигает резуль
тата — больной не смог его даже прочитать. Но когда перед
больным положили листок, где его же рукой два дня назад было
написано это слово, он свободно произнёс его вслух 2.
• Со своеобразной реакцией испытуемого на собственную идею я
случайно столкнулся в эксперименте, который ранее упоминался
при обсуждении закона Юма. Испытуемым предъявлялись после
довательности двоичных знаков с заданием для каждой: «в тече
ние 5 минут найти правило построения этой последовательности,
позволяющее продолжить её сколь угодно далеко». Здесь добав
лю: испытуемые выполняли это задание дважды. В первой серии
в качестве двоичных знаков использовались цифры 1 и 0, во вто
рой серии — спустя примерно месяц — квадратики двух цветов.
Во второй серии предъявлялись как задачи первой серии, так и
несколько новых задач. Стоит отметить: никто из испытуемых не
вспомнил ни одной задачи из первой серии при её предъявлении
во второй раз. А теперь рассмотрим проявление эффекта генера
ции. [окончание cтраницы 473]
____________________________
1См. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с. 192.
гБжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 220-221.
Раздел седьмой
Испытуемая, решая одну из задач первой серии, ошиблась и увидела иную закономерность, чем та, которая была реализована при составлении данной последовательности. Показывая мне решение, она сама обнаружила ошибку, ойкнула и стала искать другое решение. Поскольку придумывание новых закономерностей для второй серии было достаточно нудным занятием, то я решил воспользоваться ошибкой моей испытуемой и на её идее построил новую задачу. Эта задача оказалась достаточно трудной для испытуемых: не все смогли её решить, а те, кто решил, потратили на это много времени. Исключение составила лишь ошибившаяся в первой серии испытуемая — она решила эту задачу намного быстрее всех. Но этого ещё недостаточно, чтобы говорить об эффекте генерации, — единичный результат мог быть вызван самыми разными причинами! Но вот самое главное: испытуемая сказала, что ей легче объяснить эту закономерность, обозначив цвета цифрами, т. е. знаками из первой серии. Такое более ей ни разу не приходило в голову, и, вообще, это единственный случай во всей второй серии среди всех испытуемых. Невероятно, чтобы и это было случайностью! После эксперимента я напомнил ей случившееся в первой серии — она, разумеется, ничего не помнила и была крайне удивлена.
• П. И.Зинченко давал младшим школьникам и студентам решать
простые арифметические задачи в одно действие (сложение или
вычитание) с числами в пределах ста. В одном опыте эксперимен
татор читал условия задачи; испытуемый, прослушав, повторял
их, решал задачу и записывал решение. Во втором опыте испыту
емый придумывал задачу, сообщал её экспериментатору, затем
решал и записывал решение. После выполнения задания испыту
емый отвлекался экспериментатором в течение 1,5-2 мин. бесе
дой на отвлечённые темы, а затем ему неожиданно предлагалось
воспроизвести задачи с числами, которые он решал или придумы
вал. В обоих опытах припоминанию подлежало 5 задач и 15 дву
значных чисел. С каждым испытуемым проводился только пер
вый или только второй опыт. Результат: количество правильно
воспроизведённых чисел во втором опыте оказалось почти в 2,5 раза
больше, чем в первом '.
• В многочисленных экспериментах было показано: люди лучше за
поминают те слова, которые сами генерируют, нежели те, которые [окончание cтраницы 474]
_____________________
1Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.-Воронеж, 1996, с. 191-193.
Законы последействия
им показываются '. А. А. Смирнов предъявлял испытуемым пары фраз, подобранные таким образом, чтобы из их сопоставления можно было вывести какое-нибудь правило (например, «Мой брат учится говорить по-китайски» и «Надо учиться писать короткими фразами»). Слова, соответствующие правилу, были подчёркнуты, но само правило не указывалось. Задача испытуемых — во-первых, найти правило, а во-вторых, самим придумать новую пару фраз, иллюстрирующих то же правило. На следующий день — совершенно неожиданно для испытуемых — их просили воспроизвести все фразы. Воспроизведение фраз, которые испытуемые сами составили, более чем в 3 раза превышало воспроизведение тех фраз, которые им были предложены экспериментатором 2.
• В исследовании Л. Байера и Р. Доминовски было продемонстри
ровано, что чем более трудная задача давалась испытуемому, тем
лучше запоминался текст. Так, если предъявлялись тексты, под
лежащие расшифровке (типа «24=часы в день»), воспроизводи
лось 66% таких текстов; при предъявлении более сложных тек
стов («24=часы в д...»), воспроизводилось 82%; а при самой слож
ной расшифровке («24=ч... в д...») — 97%3.
• Много лет назад в различных поездках я предлагал своим знако
мым «поиграть» в составление слов из букв какого-либо длинно
го слова (например, из слова «виолончелистка» можно составить
существительные «вилка», «колено», «число», «сетка» и т. п.). За
тем я сохранял записи каждого игрока, которые он делал в про
цессе игры, а через несколько дней, неожиданно для участников,
просил вспомнить все составленные в предыдущей игре слова.
Чтобы они действительно старались вспомнить, а не снова состав
лять слова, я также просил их указать, кто конкретно При подве
дении итогов зачитывал то или иное слово. Оказалось, что значи
тельно лучше в целом воспроизводились слова, составленные
самим вспоминающим.
• B.C. Мухина положила перед своими сыновьями в возрасте двух и трех лет набор рисунков их сверстников, среди которых были и их собственные каракули полугодовой давности. Из всех представленных рисунков мальчиков заинтересовали только их собственные. [окончание cтраницы 475]
______________________
1См., например, JacobyL. L. On interpreting the effects of repetition: Solving a problem versus remembering a solution. // J. of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1978,17, p. 649-667.
2Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб, 1998, с. 274.
3См. Dominovski R., Dallob P. Insight and problem solving. // The Nature of Insight (ed. R. Stemberg, J. Davidson). L. 1996, p. 55-56.
Раздел седьмой
И хотя одни и те же каракули могут, казалось бы, изображать всё что угодно, они увидели в собственных рисунках те образы, которые пытались нарисовать полгода назад '.
Эффект генерации получил своё название более двадцати лет назад и до сих пор весьма бурно изучается в различных, иногда весьма остроумных психологических исследованиях. Он достаточно хорошо известен в практической жизни, являясь фактически краеугольным камнем педагогики. То, что ученик в процессе обучения нашёл сам (доказал теорему, получил неожиданный экспериментальный результат, придумал оригинальную интерпретацию текста, сам — без словаря и учителя — догадался о значении иностранного слова и т. п.), запоминается им без всяких усилий практически на всю жизнь. Поэтому так распространены в школе задания для самостоятельной работы учащихся (хотя бесталанные педагоги зачастую превращают их в палочную муштру) и так популярны среди педагогов-теоретиков игровые методы обучения, направленные на поиск учениками самостоятельных решений.