Формирование памяти и позитивного настроя

– Так же, как и в западных учениях, говорящих об осознанных сновидениях, в тибетских практиках предусмотрена работа после пробуждения. Она является неотъемлемой частью всего процесса. После пробуждения вспомни, что тебе снилось и какие при этом возникли ощущения. Тибетские учителя эту часть опыта называют «воспоминание». В буддистских учениях рекомендуется некоторое время после пробуждения провести в покое, изучая свое состояние. Если в памяти не всплывают воспоминания о ночных видениях, стоит провести настройку на то, что в следующий раз это непременно случится. Не стоит унывать и расстраиваться. Главное – не давать своему сознанию никаких категоричных установок, которые могут помешать дальнейшему развитию способности запоминать сны и осознавать себя в них. Я имею в виду, что отсутствие воспоминания о сновидениях вовсе не означает, что их совсем не было, а лишь указывает на отсутствие внимания с твоей стороны. Задай себе установку, что в следующий раз твое намерение воспринимать сны обязательно даст результат. Создай позитивное, радостное ощущение, которое непременно возникнет после того, как у тебя все получится. Представь, что ты испытал осознанность и сейчас наслаждаешься воспоминаниями об этом.

Если каждое утро после пробуждения давать своему разуму такую настройку, он привыкнет к тому, что осознание во сне награждается чем‑то приятным, и создаст условия, при которых сможет получить очередную порцию позитивных ощущений. При таком подходе сознание расслабляется и воспринимает осознанное сновидение как наслаждение, а не как серьезную работу над собой, которую необходимо проделывать, что‑то преодолевая.

Создавай представления о том, какую радость ты будешь испытывать, когда осознание во сне состоится. Ты словно показываешь этим своему разуму, какие эмоции его ждут, если все пройдет как надо. Это задает программу, при помощи которой все твое естество захочет осознанности, потому что теперь она будет ассоциироваться у него только с чем‑то хорошим.

Эту практику стоит повторять в течение дня. Нет четких рекомендаций, когда и сколько раз. Когда я занимался по этому методу, то старался проводить опыт с настройкой на ясность сознания во сне всякий раз, когда представлялась возможность. Естественно, понимая, что это всего лишь игра, что‑то несерьезное. Результат превзошел все ожидания. Если техники, применяемые в западном обществе, только эпизодически позволяли осознавать себя спящим, то буддистские методы словно нараспашку отворили дверь в сновидения. Дело не ограничилось, конечно, только этой практикой. Чтобы достичь необходимого состояния во сне следует использовать и методы, о которых я расскажу дальше, но практика формирования позитивного настроя и памяти сыграла в этом процессе важную роль.

Здесь, как при любом новом подходе, важно понимать, что далеко не все дается сразу. Помни об инерции, которая мешает сдвинуться с места. Ты годами, а то и жизнями вырабатывал в себе определенную форму восприятия и теперь вносишь в нее изменения. Конечно, они могут проявиться не за одну ночь, однако расстраиваться не стоит ни в коем случае. Расстройство – признак отсутствия веры в свои силы. Эта эмоция отбрасывает тебя в развитии далеко назад. Недовольство при отсутствии желаемого результата обычно приходит, когда его ждешь. Рекомендую исключить ожидание как ненужную эмоцию. Как только она будет возникать, действуй соответственно практикам, это ты уже знаешь. Переводи внимание на объем или воспринимай эмоцию как объект наблюдения, не имеющий к тебе отношения. Можешь также отнестись к ней как к сновидению, что дополнит общую практику.

Дальше поговорим о том, что тебе предстоит делать перед сном, чтобы увеличить вероятность пробуждения во сне. Тибетские учителя рекомендуют относиться к сновидению как к чему‑то особенному, не будничному. Сновидение для них является мостиком, по которому ты можешь шагнуть к невероятным возможностям и состояниям сознания. Естественно, что этот мостик очень хрупкий и может быть разрушен любым неграмотным или неосознанным движением. Поэтому для прохождения по нему тебе необходимы чистые помыслы и ясный ум. Для этого‑то нам и понадобятся дневные практики. Однако одним из самых весомых факторов, влияющих на сон, является состояние, в котором ты засыпаешь. Большинство людей даже не задумываются о том, что с какими мыслями засыпаешь – такие сны к тебе и приходят. А проснувшись, можно заметить, что сновидения влияют на твое дневное состояние: насколько ты бодр, доволен, полон сил. Когда ты преисполнен беспокойства, тревожишься по мелочам, когда твой разум загружен проблемами, это однозначно приведет к соответствующим снам. Чтобы сновидение было позитивным, несло ясность и давало нам возможность отдыхать, стоит настроить себя на это. В тибетских учениях довольно много методов, приводящих сознание перед сном в нужное состояние. Разберем практику, включающую в себя наиболее популярные и универсальные из них. Это комплекс упражнений, которые следуют одно за другим. Ты можешь выполнять их все, а можешь – какую‑то часть. Они имеют весьма непривычную для посредственных западных умов форму, поэтому могут показаться на первый взгляд нелепыми и не имеющими смысла. Однако они работают. Я лично проверял, – сказал Дрейк, улыбнувшись. – Первая техника направлена на снятие напряжения в теле. Как ты заметил, на Тибете большое внимание уделяется дыханию, при помощи которого достигаются многие энергетические состояния, в том числе и телесное расслабление. Первая техника позволяет именно при помощи дыхания привести в спокойное состояние не только ум, но и весь организм в целом. Она называется.

Девять дыханий

– Ты обязательно замечал на своем опыте, что дыхание соответствует твоему эмоциональному и физическому состоянию. Когда ты нервничаешь или боишься, оно сбивчивое, неровное когда ты расслаблен, оно плавное, гармоничное. Однако, как и в хатха‑йоге, где, принимая определенные асаны, можно достичь тех состояний, которые привели просветленных учителей к определенным положениям тела, здесь, создавая дыхание, соответствующее благоприятному эмоциональному настроению, тебе удастся привести в равновесие все тело.

Практику можно проводить в позе медитации или в любом другом сидячем положении. Главное условие, как обычно, удобство и покой. Здесь проводится работа с энергетическими каналами, поэтому мужчины и женщины выполняют упражнение по‑разному.

Мужчины. Большой палец правой руки прижимается к основанию безымянного и этим безымянным пальцем закрывается правая ноздря. После чего производится вдох через левую ноздрю. При этом следует представлять, ощущать, что вдыхается зеленый свет. Потом, закрыв тем же пальцем левую ноздрю, совершается выдох через правую.

Женщины!. Все наоборот. Большой палец левой руки прижимается к основанию безымянного и закрывается левая ноздря. Соответственно, вдох производится правой ноздрей, а выдох – левой. Также необходимо представлять, что вдыхаешь зеленый свет.

Необходимо сделать три повтора, при этом ощущая, что все препятствия, имеющие отношение к прошлому, выходят при выдохе в виде голубого воздуха, полностью освобождая тебя.

Дальше совершается следующий подход, состоящий также из трех повторений. Только в этот раз необходимо поменять руки (и мужчинам, и женщинам). Представляем, что вдыхаем зеленый свет, а выдыхаем – красный. На выдохе необходимо ощущать, как из нашего тела выходит все дурное, как мы освобождаемся от проблем прошлого.

И последний подход. В данном случае и мужчины, и женщины выполняют упражнение одинаково. Следует опустить руки и сложить их перед собой ладонями вверх, положив левую на правую. После этого необходимо глубоко вдохнуть обеими ноздрями, представляя, как зеленый очищающий свет льется в тело, а на выдохе ощутить, как из него выходит черный свет, вместе с которым происходит избавление от проблем настоящего. Особенность данного упражнения в том, что при вдохе необходимо представить и ощутить, как зеленый свет спускается вниз по двум боковым каналам (они находятся с обеих сторон нашего тела, внутри него, и проходят от ноздрей до точки, располагающейся ниже пупка на ширину ладони). Что же касается выдоха, то следует ощутить, как воздух проходит через макушку, куда он поднимается по центральному каналу, идущему из точки смыкания боковых каналов.

После завершения упражнения практических во всех тибетских школах рекомендуют пройти следующий этап подготовки ко сну, он называется.

Связь с учителем

– Несмотря на странную для европейского ума формулировку, эта практика имеет сильное (возможно, самое сильное) влияние на сознание. Она весьма эффективно настраивает тебя на осознанность в сновидении.

О какой же связи идет речь? Ясно, что мы имеем в виду не звонок по телефону, – улыбнулся Дрейк, и я тоже. – А под учителем понимается не святой или наставник, а подлинная природа ума, недвойственность восприятия, которую стоит ощутить в этот момент. Лики просветленных используются только для того, чтобы расщепленному человеческому сознанию было легче настроиться на необходимый лад. Так как не многие могут просто прочувствовать незримое присутствие Вселенной и войти в состояние, позволяющее слиться с ней, для начала рекомендую все же созерцание образа, олицетворяющего в нашем понимании просветленную природу ума. В практике, которую мы сейчас обсудим, ключевым моментом является тотальное ощущение слияния с естеством просветленной личности. Не знаю, кто тебе больше по сердцу. В свое время я много путешествовал по Тибету и прошел обучение этим практикам у нескольких прекрасных мастеров, поэтому поначалу я ощущал рядом с собой их присутствие и сливался с их сознанием. Кого выберешь ты – дело сугубо личное. Главное помни, что учитель – это не картинка, которую ты просто визуализировал, после чего посчитал упражнение завершенным. Это воплощение просветленного состояния ума, которое олицетворяет его облик. Цель практики заключается именно в слиянии с этим ясным сознанием, а не в созерцании лика. Изображение само по себе не несет ничего, кроме развития способности к визуализации.

– А могу я представить в этот момент тебя? – спросил я.

Дрейк от всей души рассмеялся.

– Мое сознание еще очень далеко от просветленного, – сказал он, переводя дыхание после смеха. – Поэтому выбери кого‑то поприличней. Того, чей образ не только твой ум, но и все твое естество будет воспринимать как олицетворение духовного единства с миром.

– Затрудняюсь в выборе, – ответил я. – У меня нет никаких идей на этот счет.

– Не насилуй себе, – спокойно ответил Винс. – Нет – так нет. Пусть твое сознание само нарисует учителя. Попроси об этом Вселенную, и она даст тебе в помощь некий образ, который будет олицетворять всю ее истинную природу и мудрость. С этим образом ты и будешь работать, понимая, что дело не в фантике, а в содержимом.

Итак, упражнение. Оно выполняется следом за предыдущим. Находясь в той же позе, представь вверху перед собой учителя. Как я уже говорил, это не должно быть просто изображение. Тебе стоит почувствовать его присутствие, как будто он действительно находится с тобой в одной комнате. Отметь, какое влияние он оказывает на тебя. Осознай, что в этом образе перед тобой предстала сама Вселенная. Обратись к учителю с молитвой, попроси его устранить препятствия на пути твоего духовного роста и обретения истинного предназначения. Попроси его о помощи в достижении осознанности наяву и во сне, а также о содействии в работе со сновидениями. Пусть твоя молитва будет искренней. В этот момент тебя слышит вся Вселенная, потому что ты и есть она.

Затем представь, что ты получаешь от учителя ответ в виде трех лучей разного цвета. Белый луч струится из его чакры, расположенной на лбу, между бровей, и попадает в ту же чакру, только уже твою. Этот свет очищает тебя на телесном уровне, дарует покой, способствует расслаблению. Красный свет струится из горловой чакры учителя и переходит в твою, энергетически тебя расслабляя и очищая. Осознай, как в тебе исчезают любые энергетические зажимы, устраняются препятствия. Наконец, синий луч струится из сердечной чакры, очищая твое сознание и расслабляя его.

Всем своим естеством прочувствуй силу благословле‑ния Вселенной. Ощути в себе сияние света, направленного тебе. Чувства должны быть подлинными и откровенными. Осознай, что лучи, вошедшие в тебя, несут заряд просветления и мудрости, помогающей тебе избежать препятствий на выбранном пути.

Находясь в состоянии покоя и блаженства, создай намерение, с которым ты потом уснешь. Это должно быть намерение осознать себя в сновидении, запомнить каждую деталь и, проснувшись, полностью восстановить в памяти все события. Когда это упражнение будет завершено, наступает этап основной практики сновидений. Он заключается в реализации четырех задач. Первая – поместить осознание в центральный канал. Вторая – развить ясное переживание и видение. Третья – развить силу и навык ориентирования. Четвертая – преодолеть страх с помощью развития гнева.

Давай обсудим каждую из этих задач.

Наши рекомендации