Неспособность сознания генерировать случайные ряды
Для решения буридановых проблем субъект должен использовать жребий или какой-нибудь другой способ рандомизации. Следовательно, мозг обязательно должен иметь какой-нибудь аналог генератора случайных чисел. С физиологической точки зрения это вполне вероятно. Во всяком случае, вычислительные возможности мозга столь велики, что ему бы ничего не стоило породить подобный генератор, а для некоторых мозговых процессов он кажется просто необходимым. Но, согласно закону Юма, случайный процесс как таковой не может быть дан сознанию. Отсюда вытекает, что на сознание человека наложен запрет: оно не способно генерировать случайные ряды. (Из этого запрета можно вывести достаточно неожиданное предположение: вычислительные возможности, предоставляемые мозгом сознанию, должны быть ограничены так, чтобы субъект не мог, как правило, непосредственно в сознании («в уме») совершать арифметические операции по построению такого ряда. Может быть, именно поэтому, а не из-за неведомых ограничений вычислительных возможностей мозга, субъект обычно не способен без специальных подручных средств (т.е. без бумаги и карандаша или без калькулятора) выполнять некоторые достаточно простые арифметические операции?).
• Если бы человек умел генерировать случайные ряды, то он должен был бы отличать случайную последовательность от неслучайных. В. Вагенаар предъявлял испытуемым серии белых и чёрных точек на сером фоне. Испытуемые должны были определить, какая из предъявленных серий кажется наиболее случайной. Серии различались числом повторений (когда за чёрной точкой идёт чёрная, а за белой — белая). В объективно случайной серии, образованной двумя равновероятными альтернативами, повторения должны встречаться в 50% случаев. Люди, однако, предпочитают считать случайной не такую серию, а ту, в которой повторения не превышают 30–40%! 1.
П. Бэкен просил студентов представить возможную последовательность орлов и решек в результате 300 подбрасываний монетки. Итог: люди не могут создать такую последовательность как серию неслучайных событий — они предполагают более частое чередование орлов и решек, чем на самом деле может [окончание cтраницы 304]
___________________
1См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 198-199.
Исходные допущения
возникнуть. В. Вагенаар показал, что эта тенденция проявляется ещё ярче, когда испытуемых просят составить последовательность из более чем двух возможностей. Правда, А. Нюрингер показал, что после нескольких тысяч проб генерации случайных последовательностей с получением обратной связи о результате, испытуемые способны создавать длинные ряды, подходящие под параметры случайных последовательностей 1. Последний результат, на мой взгляд, говорит лишь о хорошей обучаемости людей, которые научились соответствовать заданным параметрам, а не о выработанном умении после столь длительного обучения создавать реальные случайные ряды.
Если попросить испытуемых сознательно генерировать случайные ряды цифр, то, как показывают различные эксперименты, эта задача оказывается для них практически невыполнимой, «непосильной» - они привносят в свой ответ определённую организацию 2. Даже у образованных испытуемых, хорошо понимающих смысл задания, можно обнаружить статистически значимые значения коэффициента корреляции между разными частями сгенерированного ими ряда «случайных чисел».
Естественным подтверждающим экспериментом является заполнение людьми различных лотерейных карточек. Всем заведомо известно, что выигрышной стратегии в задаче случайного угадывания не существует. Тем не менее, владельцы лотерейных билетов оказались не способны моделировать случайный процесс. Так, в Польше было проведено обследование нескольких тысяч купо нов, заполненных в лотерее, требующей угадать (вычеркнуть) пять чисел из 90. Оказалось, что существует стратегия заполнения, принятая большинством населения: избегать крайних чисел на заполняемой карточке; заполнять купон равномерно; избегать последовательностей из рядом стоящих чисел, например, 21, 22, 23, 24 и 25; не зачеркивать чисел в примыкающих друг к другу клетках карточки; выбирать числа так, чтобы фигура, которая получается при соединении выбранных чисел линией, была бы ориентирована горизонтально 3. [окончание cтраницы 305]
________________________
1См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 199-200.
2Аминев Г. А. Вероятностная организация центральных механизмов речи. Казань, 1972, с. 121-135.
3См. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979, с. 162-167. Напомню, что кроме стратегии, принятой большинством, существуют ещё и собственные стратегии отдельных игроков.
Раздел третий
• Своеобразный аналог доказываемого положения проявляется и в невозможности для испытуемого выполнять полностью хаотические движения в произвольном темпе. При многократном произнесении любых звукосочетаний, печатании на машинке наборов бессмысленных знаков и пр. обязательно обнаруживаются ритмические группировки движений 1.