Упражнение на идентификацию чувств и их потенциальных возможностей
Использование дифференцированного опросника чувств (ДОЧ). Это краткий каталог чувств, отражающий актуальные и потенциальные состояния человека. В этих списках самооценка проводится в колонке «Я», а оценка других людей в других колонках, где могут быть указаны инициалы или имя.
Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на сегодняшнее состояние (актуальное) и на потенциальное (желаемое) состояние (см. таблицу на след. странице).
Выраженность чувств может быть оценена по 10 балльной системе: 10 - максимальное выражение, 0 - минимальное.
Заполнение ДОЧ позволит интервьюируемому решить задачу фиксации чувств другого человека, определить выраженность разных чувств в его окружении - составить своего рода карту эмоционального окружения.
Дифференцированный опросник чувств (ДОЧ)
^~"~^~-~^Чье чувство | Всего | Примечание | ||||||||||
Чувство ^^"^^^^ | ||||||||||||
1. любовь | ||||||||||||
2. терпение | ||||||||||||
3. доверие | ||||||||||||
4. надежда | ||||||||||||
5.страх | ||||||||||||
6. одиночество | ||||||||||||
7.усталость | ||||||||||||
8. апатия | ||||||||||||
9. раздражение | ||||||||||||
К.свобода | ||||||||||||
11.напряжение | ||||||||||||
12. опустошенность | ||||||||||||
13. растерянность | ||||||||||||
14. восторг | ||||||||||||
15. уверенность | ||||||||||||
16. вдохновение | ||||||||||||
17.угнетенность | ||||||||||||
18.спокойствие | ||||||||||||
19.смятение | ||||||||||||
20. раздвоенность |
Упражнение на идентификацию возможностей человека в ситуации интервью
Работа с модальностью «я могу», по нашему мнению, является необычайно важной. Она должна начинаться с выяснения возможностей человека в сфере предметных действий - это составление списка актуальных возможностей (CAB). Он строится как продолжение незаконченных предложений: «Я могу...»
Затем выясняются возможности человека в анализе межличностных отношений и в анализе своего «Я». Направление анализа- направление продолжения незаконченных предложений через образец задает психолог. Например, «Я могу узнать, когда люди...». «Я могу понять, когда люди...» «Я могу
12* |
поверить, когда люди...» «Я могу разобраться в том, когда человек...» «Я могу представить себе, что люди...» Материалом для построения незаконченных предложений служит содержание психологической задачи, которая решается в ходе интервью.
При работе с модальностью «Я хочу» психолог может использовать идентификацию желаний с помощью списка желаний и последующего обсуждения их реалистичности.
При работе с идентификацией модальности Я-концепции психолог может прибегать к приемам, описанным в виде следующих упражнений:
1. Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше всего похожи? Почему?
2. На кого или на что вы хотели бы быть похожи? Почему? В ответах на эти вопросы можно увидеть динамику Я-концепции другого человека, возможность переживать источник этой динамики.
Кроме того, идентификацию Я-концепции и ее потенциальных возможностей можно исследовать с помощью методики ЗОЯК, которая дает материал для осознания человеком обоснования своего воздействия на себя и на другого человека.
Применение этой методики в практике консультирования показало, что большинство взрослых людей отказывают себе в возможности развития и переживают воздействие другого человека как важное для себя с точки зрения возможностей изменения характеристик своего внутреннего мира. Это исходная позиция в применении этой методики и ее интерпретации с точки зрения консультирования взрослых.
Остановимся на ней подробнее.