Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога

Целесообразность проведения коррекционной работы оп­ределяется развитостью теоретических представлений о пред­мете воздействия, будь это эмоциональное состояние челове­ка, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздейст­вия будет зависеть от того, какое содержание нормы психиче­ского развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог. ,

Из нейропсихологической практики известно, что восста­новление психических функций может происходить нескольки­ми путями. Каждый из них приводит к одному и тому же ре­зультату- психологическая функция восстанавливается.Этоследующие пути: 1) растормаживание нарушенной функции; 2) перестройка функции; 3) перемещение функции в сохранные i отделы больших полушарий; 4) спонтанное восстановление. |

Первый путь предлагает применение фармакологических воз­действий, позволяющее устранить запредельное торможение.

Второй путь - это путь возвращения утерянных функцио­нальных возможностей через длительное специальное восста­новительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных (межсистемная перестройка).

Третий путь - путь перемещения функций в сохранные от­делы больших полушарий. Изучение показало, что при работе -;

определенных пунктов одного полушария возбуждение сим-1 метрических пунктов другого полушария изменяется, причем l эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зер-| кальные фокусы», возникающие в симметрическом полушарии» | дают основания считать, что всякая работа мозга вовлекает | фактически оба полушария и что симметрическое полушарие | участвует в работе непосредственно действующего полушария. | Степень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминант-ности полушарий практически не наблюдается.

Спонтанное восстановление высших психических функ­ций, по мнению многих исследователей, идет путем автома­

тической компенсации нарушенной функции. Эти компенса­ции могут быть внутри- и межсистемными и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции.

Эти данные о путях восстановления высших психологиче­ских функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсивности коррекционной рабо­ты, который в конечном счете связан и с ее эффективностью.

Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга' позволяют психологу принять правильное решение об интенсивности и целесообразности коррекционной работы.

Психологическая диагностика должна сочетаться с физио­логическими исследованиями активности мозга, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправ­данное решение о коррекционной работе. Показатели эффек­тивности коррекционной работы будут зависеть от сочетания психологических и медикаментозных методов воздействия.

Этот путь оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физиологических (напри­мер, ЭЭГ) и психологических показателей активности клиента.

Кроме того, эффективность того или иного коррекцион­ного воздействия определяется динамическим содержанием периода возрастного развития. Как известно, выделяют отно­сительно стабильные возрастные периоды, периоды сензи-тивные, периоды кризисные, которые принципиально изме­няют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процессах освоения информации, в том числе и психологиче­ской информации. Эффективность коррекционного воздейст­вия будет определяться степенью его соответствия тенденци­ям возрастного периода.

Остановимся с этой точки зрения на некоторых тенденци­ях различных возрастных периодов, используя материалы работы практических психологов2. Так, в возрасте шести-семи месяцев у детей уже складывается предпочтение в кон­тактах со знакомыми и незнакомыми людьми. А малышам в голову не приходит, что они могут пострадать от последст­вий своих действий. Младенцы и малыши живут в основном в настоящем времени. В полтора-два года проявляются при­знаки запоминания и, стало быть, обучения на опыте про­шлого. Но минутное желание может взять верх над тем, что

' См., например: Фишман М. Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. - М., 1989.

2 См.: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990;

Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.

ребенок усвоил ранее, поэтому истерики двухлетних детей можно считать фазой в развитии самосознания.

В определенный период малышам свойственна агрессив­ность, проявляющаяся в фактической агрессии. В отношении ее важно соблюдать постоянство относительно пределов доз­воленного и недозволенного. ;

Уже по отношению к малышам коррекционная работа предполагает собой не только воздействие, но и уход взрос­лого от воздействия, создание для ребенка возможности са-1 мому справляться со своим состоянием. Хотя есть и другой ' вариант активного коррекционного воздействия - тесный физический контакт взрослого и ребенка с эмоциональными нарушениями - ранним детским аутизмом. ;

Приведя эти данные, хотелось бы подчеркнуть, что эффек- -тивность коррекционной работы не определяется ее интен-1 сивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось | бы, обоснованных целью. 3

Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее 1 соответствии тенденциям развития как отдельного качества | внутреннего мира человека, так и его обобщенных, инте-1 гральных характеристик, j

Если коррекционная работа строится как групповое или^ индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью,! можно применять принципы построения формирующего экс-| перимента как одного из методов академической психологии. |

Как известно, схема проверки эффективности коррекци-| онного воздействия строится следующим образом:

I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа-этогруппа, к которой не будет применено коррекционное воздей­ствие. Экспериментальная группа- это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.

II этап- осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.

III этап - проведение диагностического замера в экспери-ментальной и контрольной группе. Сопоставление результа-;

тов констатирующего замера и диагностического замера в| контрольной группе; сопоставление результатов констати-1 рующего и диагностического замера в экспериментальной! группе. Сравнение этих результатов между собой с примене­нием статистических методов. |

Применение этой схемы для анализа результатов коррек-| ционного воздействия дает возможность судить о его эф-| фективности.

Кроме этой схемы для контроля за эффективностью кор­рекционного воздействия могут быть использованы данные лонгитюдных исследований, позволяющие анализировать динамику психической активности определенной возра­стной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия.

Ответственность за целесообразность коррекционной ра­боты психолог несет перед клиентом и перед своими коллега­ми, с которыми он обязан работать совместно.

Задания для самостоятельной работы

I. Определение функциональной асимметрии:

тест на поднимание лежащего на полу предмета: правши очень легко берут его левой, левши - правой рукой;

тест с ножницами: режет левой чаще всего - левша; если хорошо режет обеими руками, то леворук; если он не умеет резать левой и режет правой рукой, то еще нельзя заключить, что ребенок нелеворук';

переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;

тест на аплодирование. Более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки.

II. Для решения каких задач психологической коррекции можно ис­пользовать следующие крылатые слова и пословицы:

По когтям узнают льва;

Обычай - деспот меж людей;

Обыкновенная история;

Птичий язык;

Хрестоматийный слепец;

Золотая середина;

Его пример другим наука;

Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать;

Любви все возрасты покорны;

Чти отца твоего и матерь твою;

Язык родных осин;

Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля;

Душа думу знает, а сердце сердцу весть дает;

Чужая душа - потемки;

Не верь речам, верь своим глазам;

Бородой в люди не выйдешь;

Мудростьв голове, а не в бороде;

' По кн.: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асим­метрии человека. - М., 1988.

Чужие люди - дремучий лес;

Коли орать, так в дуду не играть;

Глухому с немым нечего толковать.

III. Для каких задач психологической коррекции можно приме­нять следующие игры1:

Первая буква

Назовем какую-нибудь букву. Каждый игрок должен вспомнить и записать 30 слов, начинающихся с другой буквы. Слова записыва­ем по 5 слов в столбик. Выигрывает тот, кто первым напишет 6 столбцов по 5 слов в каждом.

Следующий тур - другая буква.

Вариант игры. Выбор слов ограничить какой-нибудь тематикой. Дальше условия игры сохраняются.

Сквозная буква

Условимся считать сквозной какую-нибудь букву, например «н». Одновременно начинаем писать столбцом слова из пяти букв с та­ким расчетом, чтобы в каждом из этих слов на третьем месте стояла буква «н».

Например: щенок, банка и др.

Выигрывает тот, кто за 5 минут напишет больше слов.

Весь алфавит

Каждый игрок, немного отступая от края листа, пишет по верти­кали русский алфавит.

Выигрывает тот, кто быстрее других напишет 33 слова из пяти букв с таким расчетом, чтобы третьи буквы слов составили полный алфавит. Например, шпага, кабак, ковер и др. Пять слов

Назовем какое-нибудь слово. Например, сено. Игроки записы­вают его, расставляя буквы с некоторым интервалом. После этого под каждой буквой пишем по пять (или больше - по условию) слов, начинающихся с этой буквы. Например,

с е н о сера ель нос окно сила егерь нога обрыв и т. д. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей.

Вверх и вниз

Ведущий предлагает какое-нибудь слово (предположим, космос). Записать сверху вниз и рядом, немного отступив, его же снизу вверх:

I См. кн.: Веселая 3. Игра принимает всех. - Минск, 1985. 136

Промежутки между буквами заполняются так, чтобы получилось второе слово, состоящее не менее чем из четырех букв. Например:

колос, окно, салон, морс, слово, свисток.

Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Апельсин и спаниель

Очень многие существительные русского языка имеют своего двойника». Речь идет об анаграммах, то есть словах, которые отли­чаются друг от друга лишь порядком букв, из которых они состоят. Например, зерно - резон, ромашка - мошкара, слово - волос, ро­ман- норма, апельсин - спаниель. Попробуем назвать 10 таких пар. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей.

Забавные превращения, или как из мухи сделать слона В русском языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой. Например, мука-рука-река-репа; бур-бор-борт-сорт-торт-торф.

Последовательно превращая одно слово в другое, можно подоб­рать забавные словесные комбинации, например, Кошку превратить в мышку: кошка-мошка-мышка.

Попробуйте, используя минимальное количество промежуточ­ных слов, превратить одно слово в другое (всякий раз заменяя, до­бавляя или убирая только одну букву):

миг - в час тесто - в булку час - в год суп - в борщ ночь - в день марку - в почту пас - в нос лужу - в море рожь - в муку волка - в козу муху - в слона

Искусство выдумывания историй':

1. Ребенку предлагается набор слов, которые он должен ис­пользовать в придумывании истории, например бабушка, девочка, волк и поезд.

2. Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стек­ла или из мыла и т. п.

3. Придумайте историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.

IV. При решении каких психокоррекционных задач могут быть использованы следующие психологические методики2:

а) тест Бурдона;

6) тестРавена (для детей);

в) тест рисования образцов;

г) зеркальный рисунок;

д) проверка счета;

1 См. кн.: Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1987.

2 См. кн.: Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов.- Братислава,1988.

е) дополнение предложении.

V. Для решения каких задач психологической коррекции могут быть использованы следующие задания':

(Задания выполняются в группе 5-9 человек.)

1. Надо представить и описать ситуацию с измененными при­вычными характеристиками временных связей (следование, предше­ствование, совпадение), например, надо представить и описать си­туацию молнии без грома.

2. Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поме­нять местами причину и следствие.

3. Резко сократить интервалы времени между некоторыми со­бытиями, например, человек-однодневка (вся жизнь человека рав­на одному дню).

4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторо­го предмета или его свойства, например, телевизор в прошлом, настоящем и будущем.

5. Совмещение в одном объеме тех предметов, которые про­странственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например травинки и авторучки.

6. Прием разведения обычно связанных в пространстве объек­тов, например, надо представить рыбу без воды.

7. Изменение привычной логики действия, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма.

8. Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается -перевозить очень много людей.

VI. Какие задания из перечисленных выше вы можете предложить ребенку, который не умеет находить существенные признаки предме­тов- при выполнении теста «4-й лишний» обобщает, например, сле­дующим образом рисунки 3-х цветков и кошки: «Тут одинаковые эти -показывает два цветка и кошку — у них тут одинаково нарисованы... у кошки усы нарисованы, а у цветков - цветы?»

VII. Какие из перечисленных ниже заданий вы предложили бы как психокоррекционныс для ребенка, который испытывает за­труднения в воспроизведении графического образца:

Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога - student2.ru


образец

результат ребенка



I См.: Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 6. - С. 90-97. 138

Возможные видь! психокоррекционных заданий:

1. «Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьяна», - это тип задания, где ребенок должен по инструкции взрослого воспроизвести графический образец, заданный в слове.

2. Нарисуй деталь предмета, например лапу или нос.

3. Изображение фантастических персонажей, например жар-пти­цы в волшебном саду.

4. Рисовать точки в разных комбинациях.

5. Наметить точками контур предмета и дать ребенку обвести.

6. Рисование дорожек: взрослый рисует сложную линию дороги -ребенок проводит параллельную ей.

7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша.

8. Лепка различных форм из пластилина.

9. Построение в игре планов - квартиры, улицы, города и др.

10. Обсуждение с ребенком его предстоящих действий, планиро­вание их словами и движениями.

11. Рисование с натуры. Предложитесвои задания.

VIII. Проанализируйте возможные пути психологической коррек­ции для младшего школьника, который при работе с тестом Бурдона пропускает строчки текста, строчку может начать проверять слева, справа или с середины.

Наши рекомендации