Программы психологической коррекции осужденных: проблемы реализации и оценки их эффективности

Межрегиональная психологическая лаборатория ГУФСИН России по Приморскому краю с 2001 года занимается разработкой психокоррекционных программ для различных категорий осужденных.

Психологическая коррекция осужденных это направленное воздействие на те или иные психологические структуры личности для обеспечения полноценного функционирования, развитие социальных навыков и умений, исправление криминальных свойств личности. Близкими по смыслу являются понятия психологическая реабилитация и психотерапия. Выделяют две основные формы психокоррекционной работы: индивидуальная и групповая.Их используют в зависимости от целей и задач программы, а также ситуаций возникающих в процессе психокоррекционной работы.

В исправительных учреждениях Дальневосточного федерального округа МПЛ ГУФСИН России по Приморскому краю апробировано несколько краткосрочных коррекционных программ: «Групповая психокоррекция осужденных. Ресоциализация», «Индивидуальная психокоррекция осужденных. Коррекция негативных черт характера», «Психокоррекция ВИЧ-инфицированных осужденных», «Психокоррекция несовершеннолетних осужденных», «Психокоррекция отношения к своему заболеванию у осужденных больных туберкулезом», «Психокоррекция осужденных женщин. Развитие женской индивидуализации».

Программы включают различные методы и техники направленные на нормализацию психоэмоционального состояния и гармоничное развитие личности: саморегуляция и релаксация, арттерапевтические методы, телесная терапия, символдрама, рационально-эмотивная терапия, гештальт-техники, игровые техники СПТ. Использование различных методов психокоррекции в реабилитационных программах является наиболее оптимальным вариантом, позволяющим решать задачи на различных уровнях функционирования психики. Эффективность программ непосредственно после их проведения была обоснована положительной динамикой показателей психодиагностики, проведенной до психологической коррекции и после нее, а также нормализацией психоэмоционального состояния участников коррекционного процесса.

С 2005 года МПЛ по Приморскому краю работает над изучением психологических и криминологических особенностей осужденных за сексуальные и корыстные преступления. При проведении пилотажного исследования на выборке 533 человека (320 осужденных за сексуальные преступления и 211 осужденных за корыстные преступления) с помощью методик Дж. Янга (1994 г.: выявляет 16 основных когнитивных схем – определенный способ мышления и взаимодействия с окружающим миром), опросника ЛКВ (выявляет локус контроля и уровень социальной зрелости личности в различных жизненных сферах) получены следующие результаты. У осужденных за сексуальные и за корыстные преступления выявлено пять основных дезадаптивных когнитивных схем – эмоциональная недостаточность и подавление эмоций, недоверие, самопожертвование и немилосердные стандарты. По всей видимости, данные когнитивные схемы формируются у преступников, как в процессе жизни, так и в условиях временной социальной изоляции и в дальнейшем определяют поведение человека. Дезадаптивные схемы включают в себя определенные иррациональные убеждения, которые являются основной мишенью психокоррекционного воздействия.

Предварительный анализ результатов локуса контроля личности показал, что многие осужденные (больше 50%) испытывают затруднения в коммуникативной сфере, имеют низкий уровень социальной компетентности. Дальнейшая разработка коррекционной программы и определение основных коррекционных мишеней, будет строиться на сравнительном анализе показателей осужденных за сексуальные и за корыстные преступления с оценкой достоверности статистических выводов.

Расширена и дополнена программа по психологической коррекции несовершеннолетних осужденных, основной упор сделан на формирование чувства ответственности за свои поступки и изменение отношения к своему преступлению. Данная коррекционная программа рассчитана на 12 месяцев работы и готовится к апробации в НВК Приморского края.

Разрабатывается и проходит апробацию программа по изучению агрессивного поведения осужденных и возможности его психологической коррекции. Целью проводимой психокоррекционной работы является обучение распознаванию собственных агрессивных реакций и социальным навыкам адекватного выражения гнева, что должно привести к уменьшению количества случаев насилия в исправительных учреждениях.

Ведущее направление, в рамках которого будет осуществляться коррекционное воздействие – рационально-эмотивная терапия. Программа рассчитана на 6-9 месяцев. В рамках программы предусмотрены групповые и индивидуальные формы работы. Групповая работа проводится 1 раз в месяц в форме трех – четырех дневного тренинга с частичным погружением. Индивидуальная форма работы – в течение всего срока реализации программы по запросу осужденных. Апробация программы проводится с осужденными мужчинами и женщинами.

С помощью психодиагностических методик: С. Розенцвейга, ММИЛ исследование агрессивности осужденных, Басса-Дарки, было выявлено, что все участники экспериментальных групп недостаточно адаптированы к своему социальному окружению, склонны провоцировать конфликтные ситуации, при фрустрирующих событиях фиксированы на самозащите и обвинении других. Практически все участники групповой работы продемонстрировали высокий уровень физической агрессии, использование физической силы рассматривают как возможный способ решения спорных вопросов.

В ходе коррекционной работы у осужденных возникают трудности принятия философии РЭТ, они согласны с психологом в том, что гневная реакция это неадаптивная форма поведения, но считают, что агрессивность в местах изоляции является способом сохранения своего статуса. Несмотря на это осужденные охотно участвуют в групповой работе, пытаются осознать свои иррациональные верования, выполняют предусмотренные программой домашние задания.

Идеальным показателем эффективного психологического вмешательства является нейтрализация механизма совершения преступления и отсутствие рецидива. Однако такая мера успеха как возвращение или невозвращение к преступной деятельности вызывает большие сомнения. Для полномасштабного вмешательства психологу необходимо произвести воздействие на трех уровнях личности: социальном, психологическом и физиологическом. Однако особенности отбывания наказания не позволяют этого, например, на социальном уровне (сложно изменить социальное окружение, и нивелировать влияние на личность субкультуры осужденных). Т.о. возникает необходимость проведения психокоррекционной работы с бывшими осужденными сразу же после их освобождения, когда меняется социальное окружение. Тогда же появляется возможность подключить социально-психологические ресурсы семьи и решить проблемы трудоустройства.

Как известно общепринятых критериев эффективности психокоррекции и психотерапии нет. Самым объективным показателем эффективности работы психолога является социальная адаптация осужденного и избавление от имеющихся проблем. Однако проследить судьбу осужденного после освобождения часто не представляется возможным, поэтому эффективность своей работы пенитенциарный психолог может оценить только в условиях ИУ.

За четыре года существования МПЛ в Приморском крае был накоплен достаточный практический опыт эффективной работы. Изменен и скорректирован подход к созданию психокоррекционных программ, за основу взят критерий долговременности. Программы строго структурированы, в них четко выделены основные и второстепенные психокоррекционные мишени, которые опосредованно нейтрализуют механизм совершения преступления.

Психологами МПЛ в процессе практической работы были выработаны основные критерии эффективности психокоррекционной работы. Объективными показателями служат изменения поведения осужденного, уровень его психосоциальной адаптации в ИУ. Критерием объективных изменений в процессе психокоррекции служила экспертная оценка личности осужденных и изменений в их поведении в условиях ИУ, даваемая начальниками отрядов и др. сотрудниками. Для сотрудников ОВР разработана карта динамического наблюдения за осужденным, находящимся в процессе психокоррекции. Ключевыми пунктами, на которые обращали внимание сотрудники при наблюдении за осужденным или при общении с ним, были: эмоциональное состояние; когнитивные изменения (суждения, высказывания); изменения в межличностном общении; количество нарушений, взысканий или поощрений; отношение к труду. Наблюдательная карта заполняется начальниками отрядов или воспитателями ИУ в течение месяца, затем выносится общая оценка и карта возвращается психологу для дальнейшего анализа, который позволяет проследить динамику личностных изменений осужденного, участвующего в психокоррекционном процессе.

К другим показателям отнесены ожидания осужденного и его готовность к сотрудничеству с психологом. В начале психокоррекционной работы психолог выясняет ожидания участников, а по завершению психокоррекции определяет, насколько эти ожидания оправдались в процессе работы. Осужденным предлагается свободная форма описания своих ожиданий, либо анкета.

Обязательным критерием оценки является предварительная, текущая и заключительная психодиагностика, которая проводится в экспериментальной и контрольной группе с последующей статистической обработкой, сравнением результатов и определением достоверности рабочей гипотезы. Текущая психодиагностика проводится для определения колебаний психоэмоционального состояния участников в процессе психокоррекционной работы и динамического наблюдения за основными психокоррекционными мишенями.

Гармонизация личности осужденного и преодоление явлений дезадаптации определяется как в процессе психокоррекции (при мониторинге психоэмоционального состояния осужденных), так и текущей психодиагностикой.

Изменение отношения к совершенному преступлению психологи выясняют в процессе психокоррекции, когда применяются техники самораскрытия, либо осужденным предлагают заполнить анкету признания вины.

При реализации психокоррекционных программ в пенитенциарной системе психологи встречаются с рядом проблем. Большинство из них проистекают из непонимания персоналом исправительных учреждений необходимости проведения психокоррекционной работы, формального подхода к работе психолога, отсутствия помещений и достаточной материально-технической базы. Особенности оперативной обстановки, влияние субкультуры осужденных на личность сотрудников, психологическая некомпетентность персонала часто не дают возможности довести экспериментальную группу до финала психокоррекционного процесса в полном составе. Это влияет на интенсивность и долгосрочность реализуемой программы, а значит и на ее результативность.

При реализации коррекционных программ психологи сталкиваются с тем, что не всегда возможно полностью выполнить экспериментальный план работы. В процессе психокоррекции и групповой динамики, у осужденных возникают запросы на проработку других проблем, не предусмотренных планом тренинга, и психолог, выполняя свой профессиональный долг, конечно же, помогает осужденным в решении их проблем. Для этого осужденные приглашаются на индивидуальные консультации к психологу МПЛ, либо к психологу ИУ, в котором апробируется программа.

Хачатурян С.Д. – начальник кафедры пенитенциарной педагогики и психологии ВЮИ ФСИН России

кандидат психологических наук

Наши рекомендации