Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
Целесообразность проведения коррекционной работы определяется развитостью теоретических представлений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздействия будет зависеть от того, какое содержание нормы психического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог. ,
Из нейропсихологической практики известно, что восстановление психических функций может происходить несколькими путями. Каждый из них приводит к одному и тому же результату- психологическая функция восстанавливается.Этоследующие пути: 1) растормаживание нарушенной функции; 2) перестройка функции; 3) перемещение функции в сохранные i отделы больших полушарий; 4) спонтанное восстановление. |
Первый путь предлагает применение фармакологических воздействий, позволяющее устранить запредельное торможение.
Второй путь - это путь возвращения утерянных функциональных возможностей через длительное специальное восстановительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных (межсистемная перестройка).
Третий путь - путь перемещения функций в сохранные отделы больших полушарий. Изучение показало, что при работе -;
определенных пунктов одного полушария возбуждение сим-1 метрических пунктов другого полушария изменяется, причем l эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зер-| кальные фокусы», возникающие в симметрическом полушарии» | дают основания считать, что всякая работа мозга вовлекает | фактически оба полушария и что симметрическое полушарие | участвует в работе непосредственно действующего полушария. | Степень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминант-ности полушарий практически не наблюдается.
Спонтанное восстановление высших психических функций, по мнению многих исследователей, идет путем автома
тической компенсации нарушенной функции. Эти компенсации могут быть внутри- и межсистемными и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции.
Эти данные о путях восстановления высших психологических функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсивности коррекционной работы, который в конечном счете связан и с ее эффективностью.
Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга' позволяют психологу принять правильное решение об интенсивности и целесообразности коррекционной работы.
Психологическая диагностика должна сочетаться с физиологическими исследованиями активности мозга, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррекционной работе. Показатели эффективности коррекционной работы будут зависеть от сочетания психологических и медикаментозных методов воздействия.
Этот путь оценки эффективности коррекционной работы предполагает фиксацию динамики физиологических (например, ЭЭГ) и психологических показателей активности клиента.
Кроме того, эффективность того или иного коррекционного воздействия определяется динамическим содержанием периода возрастного развития. Как известно, выделяют относительно стабильные возрастные периоды, периоды сензи-тивные, периоды кризисные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процессах освоения информации, в том числе и психологической информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответствия тенденциям возрастного периода.
Остановимся с этой точки зрения на некоторых тенденциях различных возрастных периодов, используя материалы работы практических психологов2. Так, в возрасте шести-семи месяцев у детей уже складывается предпочтение в контактах со знакомыми и незнакомыми людьми. А малышам в голову не приходит, что они могут пострадать от последствий своих действий. Младенцы и малыши живут в основном в настоящем времени. В полтора-два года проявляются признаки запоминания и, стало быть, обучения на опыте прошлого. Но минутное желание может взять верх над тем, что
' См., например: Фишман М. Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. - М., 1989.
2 См.: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990;
Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.
ребенок усвоил ранее, поэтому истерики двухлетних детей можно считать фазой в развитии самосознания.
В определенный период малышам свойственна агрессивность, проявляющаяся в фактической агрессии. В отношении ее важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. ;
Уже по отношению к малышам коррекционная работа предполагает собой не только воздействие, но и уход взрослого от воздействия, создание для ребенка возможности са-1 мому справляться со своим состоянием. Хотя есть и другой ' вариант активного коррекционного воздействия - тесный физический контакт взрослого и ребенка с эмоциональными нарушениями - ранним детским аутизмом. ;
Приведя эти данные, хотелось бы подчеркнуть, что эффек- -тивность коррекционной работы не определяется ее интен-1 сивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось | бы, обоснованных целью. 3
Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее 1 соответствии тенденциям развития как отдельного качества | внутреннего мира человека, так и его обобщенных, инте-1 гральных характеристик, j
Если коррекционная работа строится как групповое или^ индивидуальное обучение для контроля за ее эффективностью,! можно применять принципы построения формирующего экс-| перимента как одного из методов академической психологии. |
Как известно, схема проверки эффективности коррекци-| онного воздействия строится следующим образом:
I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа-этогруппа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа- это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие.
II этап- осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу.
III этап - проведение диагностического замера в экспери-ментальной и контрольной группе. Сопоставление результа-;
тов констатирующего замера и диагностического замера в| контрольной группе; сопоставление результатов констати-1 рующего и диагностического замера в экспериментальной! группе. Сравнение этих результатов между собой с применением статистических методов. |
Применение этой схемы для анализа результатов коррек-| ционного воздействия дает возможность судить о его эф-| фективности.
Кроме этой схемы для контроля за эффективностью коррекционного воздействия могут быть использованы данные лонгитюдных исследований, позволяющие анализировать динамику психической активности определенной возрастной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия.
Ответственность за целесообразность коррекционной работы психолог несет перед клиентом и перед своими коллегами, с которыми он обязан работать совместно.
Задания для самостоятельной работы
I. Определение функциональной асимметрии:
тест на поднимание лежащего на полу предмета: правши очень легко берут его левой, левши - правой рукой;
тест с ножницами: режет левой чаще всего - левша; если хорошо режет обеими руками, то леворук; если он не умеет резать левой и режет правой рукой, то еще нельзя заключить, что ребенок нелеворук';
переплетение пальцев кисти. Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;
тест на аплодирование. Более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки.
II. Для решения каких задач психологической коррекции можно использовать следующие крылатые слова и пословицы:
По когтям узнают льва;
Обычай - деспот меж людей;
Обыкновенная история;
Птичий язык;
Хрестоматийный слепец;
Золотая середина;
Его пример другим наука;
Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать;
Любви все возрасты покорны;
Чти отца твоего и матерь твою;
Язык родных осин;
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля;
Душа думу знает, а сердце сердцу весть дает;
Чужая душа - потемки;
Не верь речам, верь своим глазам;
Бородой в люди не выйдешь;
Мудростьв голове, а не в бороде;
' По кн.: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1988.
Чужие люди - дремучий лес;
Коли орать, так в дуду не играть;
Глухому с немым нечего толковать.
III. Для каких задач психологической коррекции можно применять следующие игры1:
Первая буква
Назовем какую-нибудь букву. Каждый игрок должен вспомнить и записать 30 слов, начинающихся с другой буквы. Слова записываем по 5 слов в столбик. Выигрывает тот, кто первым напишет 6 столбцов по 5 слов в каждом.
Следующий тур - другая буква.
Вариант игры. Выбор слов ограничить какой-нибудь тематикой. Дальше условия игры сохраняются.
Сквозная буква
Условимся считать сквозной какую-нибудь букву, например «н». Одновременно начинаем писать столбцом слова из пяти букв с таким расчетом, чтобы в каждом из этих слов на третьем месте стояла буква «н».
Например: щенок, банка и др.
Выигрывает тот, кто за 5 минут напишет больше слов.
Весь алфавит
Каждый игрок, немного отступая от края листа, пишет по вертикали русский алфавит.
Выигрывает тот, кто быстрее других напишет 33 слова из пяти букв с таким расчетом, чтобы третьи буквы слов составили полный алфавит. Например, шпага, кабак, ковер и др. Пять слов
Назовем какое-нибудь слово. Например, сено. Игроки записывают его, расставляя буквы с некоторым интервалом. После этого под каждой буквой пишем по пять (или больше - по условию) слов, начинающихся с этой буквы. Например,
с е н о сера ель нос окно сила егерь нога обрыв и т. д. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей.
Вверх и вниз
Ведущий предлагает какое-нибудь слово (предположим, космос). Записать сверху вниз и рядом, немного отступив, его же снизу вверх:
I См. кн.: Веселая 3. Игра принимает всех. - Минск, 1985. 136
Промежутки между буквами заполняются так, чтобы получилось второе слово, состоящее не менее чем из четырех букв. Например:
колос, окно, салон, морс, слово, свисток.
Выигрывает тот, кто первым справится с задачей. Апельсин и спаниель
Очень многие существительные русского языка имеют своего двойника». Речь идет об анаграммах, то есть словах, которые отличаются друг от друга лишь порядком букв, из которых они состоят. Например, зерно - резон, ромашка - мошкара, слово - волос, роман- норма, апельсин - спаниель. Попробуем назвать 10 таких пар. Выигрывает тот, кто первым справится с задачей.
Забавные превращения, или как из мухи сделать слона В русском языке есть немало слов, которые отличаются друг от друга только одной буквой. Например, мука-рука-река-репа; бур-бор-борт-сорт-торт-торф.
Последовательно превращая одно слово в другое, можно подобрать забавные словесные комбинации, например, Кошку превратить в мышку: кошка-мошка-мышка.
Попробуйте, используя минимальное количество промежуточных слов, превратить одно слово в другое (всякий раз заменяя, добавляя или убирая только одну букву):
миг - в час тесто - в булку час - в год суп - в борщ ночь - в день марку - в почту пас - в нос лужу - в море рожь - в муку волка - в козу муху - в слона
Искусство выдумывания историй':
1. Ребенку предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например бабушка, девочка, волк и поезд.
2. Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п.
3. Придумайте историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.
IV. При решении каких психокоррекционных задач могут быть использованы следующие психологические методики2:
а) тест Бурдона;
6) тестРавена (для детей);
в) тест рисования образцов;
г) зеркальный рисунок;
д) проверка счета;
1 См. кн.: Родари Дж. Грамматика фантазии. - М., 1987.
2 См. кн.: Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов.- Братислава,1988.
е) дополнение предложении.
V. Для решения каких задач психологической коррекции могут быть использованы следующие задания':
(Задания выполняются в группе 5-9 человек.)
1. Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома.
2. Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поменять местами причину и следствие.
3. Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек-однодневка (вся жизнь человека равна одному дню).
4. Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойства, например, телевизор в прошлом, настоящем и будущем.
5. Совмещение в одном объеме тех предметов, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например травинки и авторучки.
6. Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды.
7. Изменение привычной логики действия, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма.
8. Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается -перевозить очень много людей.
VI. Какие задания из перечисленных выше вы можете предложить ребенку, который не умеет находить существенные признаки предметов- при выполнении теста «4-й лишний» обобщает, например, следующим образом рисунки 3-х цветков и кошки: «Тут одинаковые эти -показывает два цветка и кошку — у них тут одинаково нарисованы... у кошки усы нарисованы, а у цветков - цветы?»
VII. Какие из перечисленных ниже заданий вы предложили бы как психокоррекционныс для ребенка, который испытывает затруднения в воспроизведении графического образца:
образец |
результат ребенка |
I См.: Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 6. - С. 90-97. 138
Возможные видь! психокоррекционных заданий:
1. «Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьяна», - это тип задания, где ребенок должен по инструкции взрослого воспроизвести графический образец, заданный в слове.
2. Нарисуй деталь предмета, например лапу или нос.
3. Изображение фантастических персонажей, например жар-птицы в волшебном саду.
4. Рисовать точки в разных комбинациях.
5. Наметить точками контур предмета и дать ребенку обвести.
6. Рисование дорожек: взрослый рисует сложную линию дороги -ребенок проводит параллельную ей.
7. Рисование прямых линий без отрыва карандаша.
8. Лепка различных форм из пластилина.
9. Построение в игре планов - квартиры, улицы, города и др.
10. Обсуждение с ребенком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями.
11. Рисование с натуры. Предложитесвои задания.
VIII. Проанализируйте возможные пути психологической коррекции для младшего школьника, который при работе с тестом Бурдона пропускает строчки текста, строчку может начать проверять слева, справа или с середины.