Определение психологического исследования
Психологическое исследование предполагает применение системы частных методов и методик, которые должны основывается на принципе объективности, учете совокупности оношений изучаемого объекта с другими объектами, всестороннего развития и др. Представление психологом объектаисследования должно быть континуально, а не дискретно, т.е. основной задачей психолога должно быть вскрытие при чинно-следственной связи между проявлением психологического качества и условиями, стадиями и особенностями его формирования. Прежде чем появится тот или иной ярки!) психологический феномен, должно возникнуть «силовоеполе» новых психологических условий. Процесс формирования «силового поля» иногда ускользает от взора исследователя. И это, как нам кажется, недопустимо в ходе целостно! и психологического исследования.
Основными методами психологического исследовании являются наблюдение и эксперимент. В рамках данной тематики нас интересует в первую очередь экспериментальны!! метод, хотя вне наблюдения он, видимо, состояться не сможет.
У В. М. Бехтерева эксперимент — один из основных методов объективного исследования психики. Он прилагает моделирование изучаемых психических явлений, и целенаправленное воспроизведение в специально создали ы» для этого условиях и позволяет посредством многократной' варьирования независимыми переменными точно измерят!, зависимые экспериментальные переменные.
Дж. Кэмпбелл писал, что экспериментом мы называем часть исследования, заключающуюся в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на друпи-переменные.
Методика исследования всегда отражает методолог
Первоначально психологический эксперимент основывался на бихевиоризме. Пытаясь уйти от этого, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что психология должна исходить изпринципыальных положений целостного подхода.
Во-первых, психика человека может быть изучена тольков единстве внутренних и внешних проявлений. Поэтому общая задача метода объективного психологического исследования заключается в адекватном выявлении по внешнему протеканию акта его внутренней психологической природыИзолированно взятый акт поведения допускает различно)Психологическое толкование.
Его внутреннее психологические содержание раскрывается не из отдельного фрагмента, сущность может быть скрыта в высказываниях, но обнаруживается в поступках, в системе деятельности. Во-вторых, физиологическая методика в психологическом исследовании может играть лишь вспомогательную роль и занимать I нем подчиненное место. В-третьих, методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека, сохраняя свою специфичность и самостоятельность, не растворяясь в нем, а лишь основываться на предварительном социологическом анализе Человеческой деятельности и ее продуктов в общественно-исторических закономерностях их развития. В-четвертых, целью психологического исследования является раскрытие специфических психологических тенденций и закономерностей. В-пятых, психологические закономерности раскрывается в процессе развития человека. В основе психологического исследования должен стоять генетический принцип. В-шестых, особое внимание в методике психологического Исследования должно быть направлено на изучение продуктов труда, поскольку в них материализуется сознательнаяК бессознательная деятельность человека. I Раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования требует обязательного учета и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.
К позитивным особенностям экспериментального метода относятся: возможность исследователю самому вызывать Изучаемое им явление; варьировать, изменять условия, при которых протекает данное явление. Кроме того, эксперимент выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; исследование выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику.
Основной задачей психологического исследования является построение такой исследовательской ситуации, в которой существенные особенности внутреннего психического пиления становятся доступными для объективного внешнего Наблюдения и регистрации. Задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или Поступка обследуемых, исключая возможность проявления конкурирующих интерпретаций.
Первоначальный вундтовский психофизиологический эксперимент, заключавшийся в регистрации реакций испытуемого сопутствующих психическим процессам, определил первые шаги экспериментального метода. Г. Эббингауз же направил эксперимент на изучение самого психического процесс,-в определенных объективных условиях. Из внешней причти,! физические факты стали условиями психического процесс ма эксперимент — методом изучения его внутренних закономерностей. По мысли Дж. Бреннана, именно Г. Эббингауз достоим звания основателя экспериментальной психологии.
К основной форме психологического исследования отми сится, прежде всего, лабораторный эксперимент — экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополнительных переменных, влияющих на ход и его результаты.
В психологической литературе против лабораторииэксперимента чаще всего высказываются три соображении. Во-первых, это искусственность эксперимента — выпадесущественных для изучаемого явления условий. Так, эксперименты Г. Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом были искусственными, поскольку не учитывали смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Но сущностью эксперимента в отличие от пристого наблюдения является не искусственность условииа наличие экспериментального воздействия на изучаемый процесс. Во-вторых, это аналитичность и абстрактности эксперимента. Эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри определенной системы условии, зачастую далекой от реальной ситуации. Результаты такт ч эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику. В-третьих, критично рассматривает! и воздействие экспериментатора. Поскольку в эксперимент всегда напрямую или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и организации этого влияния. «Поэтому, —писал С. Л. Рубинштейн, — чтобы правильно интерпретировать, результаты психологического эксперимента, необходимосопоставить условия эксперимента с предэкспсриментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним».
Вторая разновидность экспериментального метода — естественный эксперимент — занимает промежуточное Положение между собственно экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный Л. Ф. Лазурским1, сочетает экспериментальное^ исследования с естественностью. В ходе естественного эксперимента ншдействию подвергаются условия, в которых осуществляется изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Поэтому и условиях естественного эксперимента используются различные способы маскировки экспериментального воздействия.
, Известны как минимум два типа экспериментов, применяемых в психологических исследованиях — поисковыйэксперимент, цель которого в выявлении тяж между независимыми и зависимыми переменными, И подтверждающий (конфирматорный), при помощи которого определяются характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.
К видам экспериментального исследования относятся вырисовывающие этапы психологического исследования.
1.Критический эксперимент — проверка правдоподобности возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщательную теоретическую разработку научной проблемы, выявление специфического объекта и предмета, а также «дизайн» в организацию исследования.
2.Пилотажное исследование — апробация гипотезы, поисктеоретических и экспериментальных подходов к исследованию, устранение грубых ошибок планирования эксперимента и измерения переменных.
3.Полевое исследование (естественный эксперимент) —система изучения связи независимых и зависимых переменных при неполном контроле воздействия внешних переменных.
4.Лабораторное исследование (эксперимент) — изучениесвязей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле факторов внешних переменных.
Особое внимание в психологии и педагогике уделяют применению двух экспериментальных форм. Классическим экспериментальным методом при этом называют формирующий эксперимент, где независимая переменная (систем.1 психологических воздействий) формируется эксперимент искусственно. Влияя на испытуемых, она формируету них новую зависимую переменную. В констатирующемэксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации пр. являются стимулом, воздействующим на выборе, создавая экспериментальный эффект.