Сравнительная характеристика специфики, возможностей и ограничений количественных и качественных методов
Характеристики | Количественный метод | Качественный метод |
Информация | Объективная | Субъективная |
Характеризующие понятия | Экспериментальный, количественные данные, статистика | Описательный, естественный, словесно-ориентированный |
Ключевые понятия | Переменные, операционализация, валидность, надежность, норма, гипотеза, статистическая значимость, повторяемость | Значение, понимание здравого смысла, процесс, социальное конструирование, тема, правдоподобность |
Организация | Структурированные, преддетерминируемые, формальные, специфические, детализированный план операций | Значение, понимание здравого смысла, процесс, социальное конструирование, темы, правдоподобность |
Примеры | Большие, многослойные, контрольные группы, строгие, произвольный выбор, контроль внешних переменных | Небольшие, теоретические примеры, целевые примеры, предполагающие включение большого числа контекстов |
Техники, методы и методики | Эксперимент, структурированное интервью, квазиэксперимент, структурированное наблюдение, ряды данных, тесты | Включенное наблюдение, неструктурированное интервью, изучение документов и артефактов, анализ видео-, фото-и аудио-материалов |
Данные | Количественные, операционализированные переменные, квантифицируемое кодирование, статистические, подсчитываемые | Описательные, обыденная речь, личные документы, полевые заметки, артефакты, официальные документы, аудио- и видеозаписи, стенограммы |
Инструменты и средства | Опросники, описания, шкалы, тестовые показатели, компьютеры, индексы | Аудио-, видеопленки, воспроизводящие устройства, записи, сам исследователь |
Анализ данных | Дедуктивный, статистический, логический, моделирование | Индуктивный, описание-моделирование, тематический, понятийный, метод сравнительных констант |
Внутренняя валидность | Высокая | Низкая |
Условия | Искусственные | Естественные, реальные |
Схема | Структурированная | Неструктурированная |
Реализм | Низкий | Высокий |
Надежность | Высокая | Низкая |
Проблемы применения | Контроль внешних переменных, детерминация теоретического подхода, валидность | Временная затратность, нестандарти-зированность процедуры, надежность |
С точки зрения К. Рейджина ключевое различие качественных и количественных методов состоит в том, что сторонники первого подхода работают с несколькими случаями и множеством переменных, а апологеты количественной пирадигмы основывают свои выводы на нескольких переменных и множестве случаев1.
Некоторые авторы предлагают выход из создавшегося противоречия посредством совершенствования или качественных, или количественных процедур, другие предлагают «третий путь» — методологическую триангуляцию2, т.е. интеграцию качественных и количественных подходов, сопровождаемую обоснованием путей и механизмов этой Интеграции3.
Дж. Грин и В. Карацелли предполагают пять возможных Сочетаний4: 1) проверка согласованности данных, полученных при помощи использования качественных и количественных методов; 2) дополнение путем иллюстрирования Или пояснения данных, полученных при помощи одних методов, результатами другого метода; 3) развитие результатов, полученных одним методом, данными, полученными при помощи другого типа методов; 4) инициация или коррекция данных, полученных одними методами, данными иных методов; 5) обогащение или детализация исследований результатами, полученными разными методами.
Б.Бритмаер пишет, что триангуляция комбинирует независимые взаимодополняющие методы: для улучшения описания исследуемых процессов; идентификации хронологий событий; представления оснований очевидной валидности; проверки достоверности результатов исследования; понимания и контекстуальной репрезентации результатов исследования психологического феномена.
М. Даффи приводит ряд преимуществ использования методологической триангуляции: 1) качественные методы используются для построения концептуальной базы исследования; 2) верификация качественных данных при помощи количественных методов; 3) качественные данные могут использоваться для формирования индикаторов количественных методик; 4) проведение коррекции интерпретации и внешней валидизации количественных методом при помощи качественных исследований; 5) уточнение неопределенных ответов испытуемых на вопросы тестон достигается перепроверкой при помощи качественных методов в полевых условиях; 6) количественные методы могуч предоставлять информацию для уточнения концептуальных построений исследователя; 7) использование обзорных количественных данных может корректировать количественные исследования; 8) одновременное использование количественных методов может помочь верификации полевых наблюдений.
Дж. Морзе3 предложил схемы совместного применения качественных и количественных методов: одновременное (параллельное) и последовательное. Примером последовательного применения является схема, применяющаяся в отборе персонала государственных служащих (рис. 2.2).
У триангуляции есть и противники. Их аргументы сводятся к тому, что совмещение качественных и количественных данных на практике является сложным делом, часто приводящим к неоднозначным, несопоставимым выводам ввиду различия эпистемологических оснований, не представляется возможным соединить в одной процедуре исследования противоположные теории4.
Рис. 2.2. Порядок осуществления и взаимодополнение качественных и количественных методов
В самом общем смысле качественные исследования — это методическая система, которая вскрывает причины получении знания (предваряет знание) на основе препарирования
словестно -выразительного материала, полученного от участниковконкретных, реальных событий. Научное исследованиедолжно начинаться качественными изысканиями, когда осуществляется поиск подходов к осуществлению эмпирического исследования (для формулирования проблемы, темы, гипотезы и т.д.), и заканчиваться ими, когда в результате обобщения при помощи количественных процедуртретируются результаты и облекаются в популярную форму изложения, понятную специалистам или приемлемую для обыденного сознания и усвоения.
Большим числом авторов, сторонников триангуляции, отмечается, что совместное использование качественных и количественных методов повысит надежность исследований. Различие подходов к исследованию предполагает не только их противопоставление и критику, но в большей мере их взаимообогащение и дополнение.