Социологическое исследование — это инструмент изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью количественных и качественных методов.

Программа — это изложение основных задач исследования и предпосылок их решения. Имеются следующие этапы:

1. Теоретический - основной этап. В свою очередь можно разделить на следующие позиции:

a. Целеориентация исследования. В основе иссл. лежит проблема, как область затруднений; предметный аспект проблемы — это определенная социальная задача; гносеологический аспект — осознание к-л общ. потребности и способов ее решения. Объект иссл. — область соц. действительности (соц. процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. Предмет исследования — значимые стороны объекта, подлежащие изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии и включается в формулировку темы исследования. Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или разведывательные исследования — интервью, анализ статистики и документов, мнение экспертов. Конкретные границы исследования устанавливаются путем формулировки целей и задач исследования.

b. Определение и интерпретация теоретических понятий включает:

· соотнесение понятия с теоретической системой (выбор теории, описывающей явление)

· достижение однозначности в понимании (составление тезауруса)

· достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых)

c. Эмпирическая интерпретация понятий включает переход от теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам.

d. Построение модели — это системное описание существенных сторон предмета иссл., охватывающее факторы, влияющие на его функцию. Основанием для построения модели являются теоретические представления, выводы ранее проведенных исследований. Отдельные элементы вводятся в модель в форме гипотез или предположений. Гипотезы могут быть объяснительными (интерес к социологии определяется будущей спец. студента), описательными (не все студенты стремятся изучать социологию) и детерминирующими (активность на семинарах влияет на оценку на экзамене). Гипотезы должны быть преемственными, то есть отражать преемственность в развитии научного знания, не противоречить фактам науки и, проверяться средствами данного исследования. На основе теор. модели разрабатывается рабочая модель, при этом из теор. модели исключают факторы не характерные для конкретного объекта; факторы которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями данного исследования; факторы которые не являются управляемыми с позиции субъекта, для которого проводится исследование.

Процедурно-методический этап программы

включает выбор методов получения информации, проектирование инструментов и выборки. Метод — это система правил изучения объекта на основе закономерностей его функционирования. Инструмент- специально разработанные документы, с помощью которых обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк интервью, карта наблюдения, таблица). Методика — система операций, обеспечивающих получение валидной (соответствие измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной (отражающей различия) и репрезентативной социологической информации.
Методы получения информации:

· опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)

· наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)

· анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)

· эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)

Выборочный метод — метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

Проектирование выборки включает:

· определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)

· определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоступенчатая)

· определение объема выборки

· расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)

· определение технологии отбора объектов

Наши рекомендации