Определите тип темперамента ребенка и выделите основные мотивы его поведения.

Ситуация:

Мише 5,5 лет, он очень любит мастерить из строительного материала. Мальчик все виды деятельности выполняет медленно, но качественно, долго включается в работу. Воспитатель организовал с детьми соревнование «Кто быстрее и лучше построит дом» по изготовлению домиков по образцу. Все с радостью принялись за построение домиков. Миша с заданием не справился. Но воспитатель все-таки сказал: «Молодец». И он, как и другие дети, получил в награду хорошую конфетку. Однако Миша взял конфетку без всякого удовольствия и решительно отказался ее есть. Из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».

Ответ:

У Миши более выражен флегматический тип темперамента: он медлителен, долго включается в новую деятельность, мелено принимает решения, медленно выполняет даже хорошо знакомую деятельность.

Если ребенок потерпел неудачу в значимом для него деле, то это не удается компенсировать даже вознаграждением. Воспитатель этого не учел. В данной ситуации воспитатель не должен был награждать Мишу конфетой. Оценивать было надо его действия, не указывая на его личностные качества.

Практические задания № 9.

Раскройте взгляды различных психологических школ на развитие способностей у дошкольников.

Ситуация:

В ходе педагогического наблюдения за детьми старшей группы воспитатель отметила, что у Никиты почти не развиты певческие навыки. На музыкальных занятиях мальчик игнорирует только деятельность, связанную с пением. Музыкально -ритмические движения выполняют охотно, несмотря на то, что не все получается. От индивидуальных занятий с музыкальным руководителем и воспитателем Никита отказывается. Из беседы с родителями воспитатель выяснила, у родителей ребенка тоже отсутствует музыкальный слух и что его развитию они не считают нужными уделять внимания.

Ответ:

Способности- это индивидуально – типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относятся не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо – физиологические особенности организма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты, ко второй – степень выраженности способностей. Способности принято делить на общие и специальные. Общие. Такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности – изобразительной, музыкальной , литературной и прочих. Высшим проявлением способностей выступают талант и гениальность.

Немов Р.С. пишет: «Способности – это свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Способности – это то, что сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное пользование на практике».

Б.М. Теплов считал, что под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям. Навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В.А. Крутецкий считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

А.В. Петровский считал, что способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию эх знаний, навыков и умений не сводятся.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому – либо виду деятельности. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей.

Способности проявляются и формируется лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка. Можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включать в разнообразные виды деятельности и, избегая ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям.

Известный отечественный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одаренного ребенка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отличается неумений работоспобностью, которую взрослый должен только поддерживать, но и направить в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить цели, регулировать и контролировать свое поведение, а также способность к волевому усилию. Ребенок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности.

Практические задания № 10.

Наши рекомендации