Тип научно-исследовательской практики, способ и форма ее проведения

Научно-исследовательская практика стационарная, проводится на выпускающей кафедре бухгалтерского учета, анализа и аудита, осуществляющей подготовку магистров. Поскольку практика носит специфический характер по содержанию (проведение научных исследований) и распределенный характер по форме организации (включена в график учебного процесса внутри каждого из семестров магистерской подготовки), кафедра является основной базой практики, закрепляемой в приказе о направлении на научно-исследовательскую практику. В отдельных случаях допускается проведение научно-исследовательской практики в научных подразделениях вуза, или на договорных началах в других организациях, предприятиях и учреждениях, ведущих научно-исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская практика предполагает сбор, анализ и обобщение научного материала, разработку оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы магистра, получение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практическое участие в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.

Организация научно-исследовательской работы по программе практики, согласованной с научным руководителем магистранта, предполагает выполнение ряда заданий, научно-практических и творческих задач непосредственно на кафедре, в библиотеке, в лаборатории, в глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет, на предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм, на конференциях, семинарах и вебинарах, в научных организациях и т.д.

Оформление студента на практику и закрепление научного руководителя происходит на основе приказа о направлении на научно-исследовательскую практику.

Научно-исследовательская практика реализуется «распределено», параллельно теоретическому обучению:

- для магистрантов очной формы обучения - на протяжении I, II и III семестров;

- для магистрантов заочной формы обучения - на протяжении II, III и IVсеместров.

5. Планируемые результаты обучения при прохождении научно-исследовательской практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Реализация научно-исследовательской практики способствует формированию у магистров компетенций:

общекультурных (ОК):

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

общепрофессиональных (ОПК):

-готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК -1);

профессиональных (ПК):

в сфере научно-исследовательской деятельности:

- способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

- способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

- способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

- способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).

Перечень компетенций ООП ВО, в формировании которых участвует научно-исследовательская практика, и перечень соответствующих знаний, умений и навыков (опыта деятельности), приобретаемых в результате прохождения практики представлены в табл. 1.

Таблица 1 Перечень компетенций ООП ВО, в формировании которых участвует научно-исследовательская практика, и перечень соответствующих знаний, умений и навыков (опыта деятельности), приобретаемых в результате прохождения практики

  Формируемые в результате освоения ООП ВО компетенции Планируемые результаты обучения при прохождении практики
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу Владеть: понятийным аппаратом, навыками научного анализа и методологией научного подхода в научно-исследовательской и практической деятельности, навыками приобретения умений и знаний Знать: специфику научного знания, его отличия от религиозного, художественного и обыденного знания; главные этапы развития науки; основные проблемы современной науки и приемы самообразования Уметь: приобретать систематические знания в выбранной области науки, анализировать возникающие в процессе научного исследования мировоззренческие проблемы с точки зрения современных научных парадигм, осмысливать и делать обоснованные выводы из новой научной и учебной литературы, результатов экспериментов, происходящих в мире глобальных событий
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);   Знать: утилитаристский, индивидуалистический и морально-правовой подходы этики менеджмента, а также концепцию справедливости, систему ценностей, отношений, убеждений и манеры поведения, принятых в организационных культурах, теорию и классификацию конфликтов Уметь: определять смысл и значение осуществляемых процессов; способствовать развитию полноценных партнерских отношений между членами рабочей группы Владеть: методами своевременной диагностики конфликтных ситуаций, демонстрировать социально ответственное поведение, активную жизненную позицию и широким спектром знаний, умений, навыков
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Владеть: Навыками быстрой адаптации к изменениям условий среды, решения задач, требованиями должностных обязанностей Знать: Основные теории и методы смежных отраслей знаний и особенности видов профессиональной деятельности, методику организации и проведения научной работы и решения практических задач Уметь: самостоятельно осваивать новые методы исследований и адаптироваться к решению новых практических задач
ОПК-1 готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности Владеть: иностранным языком как средством общения Знать: иностранный язык в объеме необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников, ведения научной переписки, подготовки научных статей и докладов, устного общения с зарубежными коллегами Уметь: самостоятельно читать иноязычную научную литературу; получать и сообщать информацию на иностранном языке в устной и письменной форме; выступать с докладами и сообщениями на научных конференциях
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований Владеть: навыками научного поиска; способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, приобретению новых знаний и умений; навыками самостоятельной исследовательской работы; способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления; навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли; умением выявлять актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования Знать: Приемы, методы и методологические подходы к научному исследованию экономических проблем; результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями экономических проблем Уметь: Уметь формулировать актуальные научные организационные и экономические проблемы, обобщать и критически оценивать результаты, изложенные в опубликованных работах отечественных и зарубежных исследователей; применять приемы, методы и методологические подходы к научному исследованию экономических проблем; выявлять перспективные направления исследований, составлять программу научных исследований; использовать полученные экономические знания для повышения эффективности хозяйственной деятельности; проводить комплексный и системный анализ хозяйственной жизни и экономических реалий в целях оптимизации принятия управленческих решений.
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования Владеть: Навыками публичной и научной речи; алгоритмом изложения результатов работы и их доведения до любой аудитории; навыками научного поиска, обработки и систематизации информации, научного предвидения ожидаемых результатов, оценки их научной и практической значимости Знать: Принципы оформления результатов научной работы; алгоритм изложения результатов работы и их доведения до любой аудитории; приоритетные направления научных исследований Уметь: Обосновывать актуальность выбранной темы научного исследования, находить его место в общей системе научных исследований, оформить результаты научной работы; пользоваться алгоритмом изложения результатов работы и их доведения до любой аудитории
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой Владеть: Навыками самостоятельного проведения научных исследований и оценки получаемых результатов Знать: Методологию организации, планирования и проведения исследований Уметь: Вести исследования в соответствии с этапами программы, интерпретировать получаемые промежуточные результаты, корректировать программу исследований
ПК-4 способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада Владеть: навыками подготовки и оформления научных материалов (отчетов, статей, докладов) и представления их заинтересованным лицам Знать: Методы обобщения результатов исследования, требования к подготовке научного отчета, научной статьи, доклада и презентационных материалов Уметь: Оценивать полученные научные результаты, осуществлять подготовку научного отчета (или раздела), научной статьи, доклада


  1. Структура и содержание научно-исследовательской практики

Наши рекомендации