Современные исследования и виды механизмов психологической защиты у сотрудников полиции в экстремальных условиях
Современные представления о психологических последствиях экстремальных воздействий военнослужащих в отечественной науке традиционно рассматривали в двух основных направлениях: с точки зрения их влияния на эффективность боевой деятельности – в работах М.И. Дьяченко (2006), В.И. Варварова (1972) и др; с точки зрения сохранения психического здоровья и возвращения в строй тех, на кого экстремальность оказала разрушительное воздействие – в работах Ю.А. Александровского (2001), О.С. Лобасова (1991), Л.И. Спивак (1991), Б.П. Щукина (1991) и др.[8]
Массовые проявления различных форм психологической дезадаптации у ветеранов современных войн рассмотрены в работах Р.А. Абдурахманова (2008) В.В. Знакова (1999) и др.[3,39]
Проблема психологической адаптации к экстремальным условиям деятельности в контексте изучения особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности представлена в работах Ю.А. Александровского (2001), В.Г. Зазыкина (1999) и др.[36]. Профессиональная адаптация сотрудника полиции проявляется в установлении такого функционального состояния, которое обеспечивает адекватное выполнение профессиональной деятельности в экстремальных условиях и характеризуется построением теоретической модели деятельности, включающей внутреннюю структуру профессиональной деятельности сотрудников полиции (когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой, поведенческий компоненты), а также внешние условия и обстоятельства (материально-, технические и организационные условия). Профессиональная адаптация обеспечивает выработку индивидуальных способов и приемов деятельности, включает личность в трудовой процесс и формирует ее как субъекта профессиональной деятельности.
Психологическая защита – результат функционирования защитных механизмов, они, в свою очередь, представляют собой регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием личностью конфликта. Психологическую защиту принято подразделять на:
- успешную – прекращение импульсов, провоцирующих тревогу;
- неуспешную – не способность прекращения импульсов и постоянное их повторение.
Механизмы защиты, применяемые личностью в процессе адаптации к профессиональной деятельности и способствующие развитию профессиональной деформации на поведенческом уровне.
Рационализация– процесс, при помощи которого действия объясняются причинами, скрывающими или оправдывающими истинную (рассуждения о несовершенстве закона и формальности его предписаний, что позволяет оправдывать их нарушение; объяснение незаконных решений интересами расследования, целесообразностью; ссылки на трудности). Механизм рационализации один из возможных способов решения проблем и объективных трудностей, возникающих в процессе служебной деятельности.
Вымещение - бессознательная переориентация импульса или чувства с одного объекта на более доступный. У сотрудников ОВД вымещение может следовать от регулярного воздействия на личность сотрудника специфичных условий исполнения служебных обязанностей (физических и психических перегрузок) и результатом переживаемых отрицательных эмоций.
Изоляция индивида от какого-либо события или препятствование, чтобы оно стало частью значимого опыта. У сотрудников правоохранительных органов изоляция может выражаться в сокращении общения с людьми других профессий, в уменьшении общения и снижении коммуникативных способностей, т.к. сотрудники ощущают влияние семьи и друзей, основанном на отрицательном имидже полиции, а также возможным состоянием дезадаптированности во время пребывания вне системы и ее специфических традиций. Самоизоляция используется при этом как механизм, устраняющий психологический дискомфорт, вызванный указанными причинами.
Замещающая ("ложно-компенсаторная") деятельность. В основе такого поведения лежит компенсаторный принцип: ощущение собственной полноценности и компетентности достигается за счет символов (словесных, поведенческих, материальных), которые сигнализируют обществу, что человек заслужил того, чтобы рассматривать его как хорошего специалиста.
А.В. Буданов утверждает, что "у сотрудника полиции "ложно-компенсаторный" механизм может проявляться в преувеличенном внимании к внешней атрибутике профессиональной деятельности, особенно атрибутике власти. Материальные символы успеха при этом обычно рассматриваются как более важные, чем духовные"[26, С82].
Замещающая деятельность может быть вызвана недостаточностью собственной компетентности в профессиональных вопросах. Появляется "осторожное" поведение, заключающееся в отсутствии самокритичной позиции и пренебрежении перспективами коллег.
Саморегуляция и самосохранение личности сотрудника полиции в сложных и экстремальных условиях деятельности невозможны без использования механизмов психологической защиты. Интенсивное и постоянное функционирование некоторых защитных механизмов, выработанных в процессе несения службы, является проявлением профессиональной деформации [25, C74]
Понятие копинг-поведения
В зарубежной психологии изучением феномена копинг-поведения начинается со второй половины ХХ века. Само понятие "копинг" в разных психологических школах рассматривается по разному.
1. Неопсихоаналитический подход. Копинг-процессы – эго-процессы, в трудных ситуациях направленные на продуктивную адаптацию личности, включение мотивационных когнитивных, социальных и моральных личностных структур в период совладания с проблемой. Защита и копинг работают на основании одинаковых эго-процессов, он механизмы в преодолении сложной ситуации разнонаправленные. Защитные механизмы включаются в случае неспособности личностью адекватно преодолеть проблему и способствуют пассивной адаптации.
2. Копинг определяется как качества личности, которые позволяют отвечать на стрессовые ситуации относительно постоянными вариантами ответов. Р. Моос и А. Биллингс выделяют для совладания со стрессовой ситуацией три способа.
- Копинг, нацеленный на оценку – попытка определения значения ситуации и введения в действие определенных стратегий (когнитивная переоценка, логический анализ и др.)
-.Копинг, нацеленный на проблему – имеет целью уменьшить, модифицировать или устранить причину стресса.
- Копинг, нацеленный на эмоции – включает в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек уменьшает эмоциональное напряжение и поддерживает аффективное равновесие [81].
3. Копинг выступает как динамический процесс, определяющийся субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман (1991) обозначили "психологическое преодоление как усилия личности, направленные на снижение влияния стресса". Активная форма копинг-поведения (активное преодоление) целенаправленно на устранение или ослабление стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение (пассивное преодоление), использование различных механизмов психологической защиты,направленных не на изменение стрессовой ситуации, а на снижение эмоционального напряжения.[78 С367]
Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания со стрессовой ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие – бегство или нападение, сопровождается страхом или гневом; совладание без аффекта, когда угроза существует потенциально.
Р. Лазарус и С. Фолькман выделяют две основные функции копинга: 1. регуляция эмоций (ориентация копинга на эмоции); 2. управление проблемами, впоследствии приводящие к дистрессу (ориентация копинга на проблему).
Приведенные функции применяются личностью во многих стрессовых ситуациях. Их количественное соотношение зависит от оценки стрессовой ситуации. От оценки происходящего зависит характер и интенсивность эмоций, испытываемых человеком, встречающимся с проблемами, что в процессе эволюции человека играет важную роль.
Д. Галахер выдвинул гипотезу, что ". Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и воспринимают стрессогенные события как изменения."[80]
У когнитивной активности выделяются два вида оценки:
- первичная оценка – является решением ситуации, является ли она угрожающей или не содержит угрозы благополучию. Позволяет дать оценку силе стрессового воздействия.
- вторичная оценка – является дополнением первичной. Она определяет методы, которыми можно регулировать негативное событие и его исход. С помощью вторичной оценки человек может решить, что делать в определенной ситуации.
После когнитивной оценки ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.
У человека поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды, при "преодолении стресса включением когнитивных мыслительных процессов принятия адаптационного решения" [78].
Первыми процесс решения социальных проблем описали А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид. Что в "изучении совладающего поведения явилось теоретически важным моментом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности"[77,78].
Выделяется пять компонентов копинг-процесса: 1. Ориентация в проблеме, для общего ознакомления подключаются когнитивные и мотивационные компоненты. 2. Определение и формулирование проблемы, описание проблемы в терминах и идентификация специфических целей. 3. Генерация альтернатив, разрабатываются возможные варианты решения проблемы. 4. Выбор наилучшего варианта решения проблемы. 5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности.
Мерфи рассматривает копинг как "процесс, включающий определенные усилия, поэтому не может быть автоматизированным адаптационным механизмам как. Основываясь на своих исследованиях поведения животных и маленьких детей, предполагает, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимым в связях с копингом".[79,C295]
К стратегиям адаптации человека в стрессовой ситуации совладания относятся: 1. поиск эмоциональной общественной поддержки - поиск понимания и сочувствия окружающих; 2. подавление конкурирующей деятельности - снижение активности, полное сосредоточение на источнике стресса, отстранение от других дел и проблем; 3. сдерживание - ожидание благоприятных условий для разрешения ситуации.
Также имеются копинг стратегии, не являющиеся адаптивными, но помогающие человеку справится и адаптироваться к стрессовой ситуацией.
Это такие приемы преодоления как: 1. "фокус на эмоциях и их выражение" - эмоциональное реагирование в стрессовой ситуации; 2. "отрицание" - отрицание стрессовой ситуации;3."ментальное отстранение" - психологическое отстронение от источника стресса через развлечения, мечты, сон и пр.; 4. "поведенческое отстранение" - отказ от разрешения ситуации.
В различных ситуациях "личность прибегает к целому комплексу копинг-стратегий в зависимости от своих личностных особенностей и характера ситуации" [69, C205].
Копинг представляет собой многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях.
Так, например, С.К. Нартова-Бочавер отмечает, что ситуация во многом определяет логику поведения человека и меру ответственности за результат его поступка. Х. Хекхаузен пишет о том, что "особенности ситуации … в большей степени детерминируют поведение, чем диспозиции субъекта" [69,C 75].
А.О. Прохоров отмечет "значимость стрессовых ситуаций для появления новых личностных образований, например появление новых ценностей, изменение отношения к окружающим людям, осмысления смысла жизни и пр." [32]. Н.В. Волкова выделяет значимость критических ситуаций в условиях реализации "базовых" ценностей для личности [32]
По мнению Л.И. Дементий, существуют "методологически важные положения при исследовании копинга. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления зависит от разницы в объективных параметров стрессора и их оценки" [35]
Зарубежные исследователи, такие как Сингер и Девидсон считают, что "люди оценивают стрессовую ситуацию по разному. Они могут оценивать ситуацию как угрозу или как требование. А стрессовые последствия возможны только если событие воспринимается человеком как угроза, если ситуация воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа."[59, C480]
G. Karp выделяет три типа поведения, которые мешают достижению хорошего результата реабилитации:
"Пассивно-агрессивное поведение, которое выражается в безразличии к предложениям и перекладывании ответственности за результат на других людей.
Выраженная зависимость –– пациент неактивен и теряет шанс чего-то достигнуть.
Выраженное антисоциальное поведение, в котором" пациент представляет опасность для себя и других."[1]
Наиболее важным фактором определяющим успешную адаптацию к новым условиям социальной среды, является состояние эмоционального комфорта, данное состояние определит повешение успешности адаптации к кризисной ситуации, через такие факторы как:
- преодоление трудностей на прямую зависит от затраченных усилий;
- стрессовую ситуацию воспринимать ни как горе, а как конкретную задачу требующую от индивида максимальной концентрации в ее решении;
- конструктивное преодоление сложной жизненной ситуации и выстраивание детального алгоритма сведется в первую очередь к рациональной оценки проблемы, что позволит справится с деструктивным эмоциональным состоянием.
При этом необходимо отметить, что в исследованиях Д.С. Лустинга приоритетов в успешности адаптационного процесса акцент ставился на поиске внутреннего "общего ресурса" , который способствует преодолению стресса. Таким образом "общие ресурсы сопротивления" обеспечивают "позитивное приспособление" к эмоциональному напряжению вызванному стрессорами [2].
Автор акцентирует внимание, на том, что "ресурсами сопротивления" могут быть такие факторы как : материальное положение,- религия, семья и социально значимое окружение и др. при этом данные факторы обеспечивают положительный опыт, который в свою очередь является главным мотиватором в преодолении сложных жизненных ситуаций, а так в актуализации положительных аспектов сложившейся ситуации. Это все в первую очередь приведет к "упорядоченному миру" в котором живет индивид и в этом "мире" все является "постижимым, управляемым и осмысленным", другими словами, если личность находилась в состоянии эмоциональной "гармонии", то к состоянию стресса она могла адаптироваться с наибольшей успешностью и энергозатратами, и как следствие личность реагировать стресс - фактор личность будет наиболее рационально. И через рациональное восприятие стресса, как отмечает автор, индивид познает одну из степеней контроля стресса как "постижимость". Следующей степенью контроля стресса является - "управляемость", на этой ступени, субъект осознает, что он имеет все необходимое, для решения сложной жизненной ситуации. Что бы индивидом стрессовая ситуация не рассматривалась, как трагедия, на следующей стадии "осмысленности" индивид приходит к осознанию самомотивации для поиска собственной "гармонии" через имеющиеся внутренние стимулы (ресурсы) и поиска новых смыслов для успешной адаптации к новой среде.
Как отмечает Д.С. Лустинг "Общие ресурсы сопротивления стрессу" способствую развитию "чувства собственной согласованности" и являются "копинг - ресурсами", предназначенными для успешной адаптации к стрессу субъекта.[2]
Рациональное осознание происходящих событий наступает после соотношения внутреннего ресурса и внешней стрессовой ситуации, при условии точного соотношения, у субъекта появляется осознание контроля внешней ситуации. Состояние эмоционального комфорта не является формой копинга, субъект только в состоянии максимального психо - эмоционального комфорта может подобрать наиболее оптимальное копинг - поведение не смотря на различные варианты стрессовых ситуаций.
Важно отметить, что копинг не сводится только к эмоциональным аспектам, т.е. копинг не просто ответ на эмоционально напряженную ситуацию, он зависит от когнитивной оценки личного состояния или происходящей ситуации, которая включается в эмоциональную оценку и определяет качество эмоций.
Особое значение представляет оценивание человеком стрессовой ситуации в условиях неопределенности.
В.А. Бодров отмечает что "неопределенность ситуации ведет к состоянию ощущения беспомощности и к увелечению стрессовых реакций" [25, C78].
В условиях повышенной неопределенности в целом трудна оценка ситуации.
Существует целый комплекс ситуационных переменных, которые могут предопределять копинг-ответ. К таким переменным относятся – значимость события в жизни человека, сила стрессового воздействия, длительность действия, трудность преодоления, возможность прогноза и степень субъективного контроля ситуации человеком.
Неопределенность ситуации связана с субъективным контролем события со стороны личности [53,C137]В.А. Бодров отмечает, что "невозможность и неспособность предсказывать развитие событий делает невозможным осуществление эффективного преодоления стрессовой ситуации" [25, C77].
В свою очередь отсутствие возможности прогнозировать развитие события, а также низкий контроль ситуации приводят к снижению проблемно-ориентированных копинг-стратегий, и увеличению эмоционально-ориентированных копинг-ответов.
Стоит отметить, что всевозможные стрессовые ситуации, неопределенность ситуации для человека может стать следствием объективно заданных параметров ситуации (изменчивость и высокая динамика) и субъективной интерпретации, связанной с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий. На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни.