Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях

Воснове формирования психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях лежат его адаптивные возможности. Они же являются одним из важнейших факторов, обеспечивающих его высокую эмоциональную и нервно-психическую устойчивость. Поэтому разработка методов определения и прогнозирования адаптационных возможностей человека выступает как одна из важнейших задач психологии деятельности в экстремальных условиях.

Одной из хорошо зарекомендовавших себя на практике является методика диагностики нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе, разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии (анкета «Прогноз»). Другой аналогичной по назначению методикой является многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Маклакова и С. Чермянина [23,28].

Эта методика содержит одну вспомогательную шкалу (достоверность) и три первичных оценочных шкалы: нервно-психическая устойчивость и психическая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП), морально-нравственная нормативность (МН); одну вторичную - адаптивные способности (АС). Оценки по этой шкале выводятся путем объединения оценок, полученных по трем первичным шкалам.

Хорошие результаты дает также методика диагностики психических состояний по Г. Айзенку. Она позволяет оценить такие качества, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность [23].

Низкие адаптационные возможности человека зачастую обусловлены его высоким уровнем тревожности. Под ней понимается склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Последняя представляет эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. Для измерения уровня тревожности может быть использована специальная методика, предложенная Д. Тэйлор и адаптированная к отечественным условиям Т. А. Немчиновым.

В 1975 г. В. Г. Норакидзе дополнил опросник шкалой лжи, которая позволяет судить о демонстративности, неискренности в ответах.

Для более дифференцированной оценки уровня тревожности может использоваться опросник Ч. Д. Спилбергеpa (в модификации Ю. Л. Ханина). Особенностью этой методики и ее принципиальным отличием от других, (например, от уже рассмотренной методики Д. Тэйлора) является то, что она позволяет одновременно оценить уровень тревожности в данный момент (ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние), так и уровень личностной тревожности (как устойчивой характеристики личности).

10. методы оценки нервно-психической устойчивости специалистов в профессиях особого риска Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

11.

12. методика прогнозирования успешности специалистов в профессиях особого риска Методы оценки психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях - student2.ru

Наши рекомендации