Описание опытно – экспериментальной работы

Для подтверждения гипотезы была организована опытно – экспериментальная работа,

Цель констатирующего этапа - изучить структуру межличностных отношений у учащихся начальных классов. Для этого мы использовали следующие диагностические методики:

1.Социометрия « Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе» Дж. Морено.

2. «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина, педагогический эксперимент.

Социометрия « Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе» Дж. Морено направлена на выявление в классе “лидеров”, “неблагополучных. Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.

Проанализировав методику Дж. Морено (рис. 1), мы выявили структуру межличностных отношений у учащихся 2 «б» класса. В данном классе 32 % учащиеся- звёзды, 36% –предпочитаемые, 25% - пренебрегаемые, 7% - изолированные дети (см. приложение А2)

Описание опытно – экспериментальной работы - student2.ru

А так же нами была проведена методика «Осознание межличностных отношений» Н. Б. Берхина. Целью данной диагностической методики является исследование своего статусного положения в системе межличностных отношений.

Проанализировав результаты методики мы выявили, что в данном классе осознание межличностных отношений на констатирующем этапе следующее: реальные выборы больше предполагаемых на 46%, реальные выборы равны предполагаемым выборам на 44% , и реальные выборы меньше предполагаемых на 10%.

Описание опытно – экспериментальной работы - student2.ru

Рисунок 2. Показатель осознания межличностных отношений 2 «б» класса по методике «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина на констатирующем этапе

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в классе необходимо проводить работу по формированию межличностных отношений.

На контрольном этапе, использовались те же диагностические материалы, с целью выявления изменений результатов. Так, показатели звёзд в коллективе (32%) увеличились на 10%,предпочитаемых (36%) увеличились на 5%,пренебрегаемых (25%) уменьшилось на 10%, и изолированных (7%) уменьшилось на 5%. Сравнительные результаты социометрии Д. Морено представлены на (рис. 3):

Описание опытно – экспериментальной работы - student2.ru

Рисунок 3. Изменение показателей структуры формирования межличностных отношений у учащихся 2 класса «б» на констатирующем и контрольном этапах

Описание опытно – экспериментальной работы - student2.ru

Рисунок 4. Изменение показателей осознания межличностных отношений 2 «б» класса по методике «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина на констатирующем и контрольном этапах

Таким образом, на основе анализа полученных результатов, мы выявили положительную динамикувизменении структуры межличностных отношений у учащихся второго класса. Цель нашего исследования достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.

Заключение:

Проведенный анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

1.Межличностные отношения — совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному, лингвистическому, аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ.

Субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия носят название межличностных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу

2. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Она проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентировочные, эстетические, познавательные, спортивно – физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо есть цель любого воспитательного дела – комплексная.

3. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. В игре перед ребенком раскрывается мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Особое место принадлежит вопросу об использовании игры в целях установления контактов между детьми. Сложность кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определенно неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствием практической направленности, ориентации на результат.

Полученные в результате опытно – экспериментальной работы эмпирические данные показали положительную динамику в измененииструктуры межличностных отношений у учащихся второго класса.

Цель нашего исследования достигнута, положения гипотезы нашли свое подтверждение.

Библиографический список

1. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.

2. Маркс, Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3 – 360 с.

3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1998 – 336 с.

4. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.

5. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.

6. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.

7. Маркс, Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.3 – 360 с.

8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 – 736 с.

9. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1999. – 464 с.

10. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

11. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. –М.: Просвещение, 1987.- 325 с.

12. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

13. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.

14. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Серия «Мастера психологии» – Питер, С – Птб, 2000. – 212 с.

15. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – Пб: Питер, 2002. – 544 с.

17. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

18. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 1974. – 375 с.

19. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. - М.: ЭКО, 1999.

20. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М: «Просвещение», 1988.

21. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. - Минск, 1997.

22. Леонтьев А.А. "Психология общения" - М: «Просвещение» , 2005 г

23. Мясищев В.Н. Психология отношений . М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

24. Смирнова Е .О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе./Вопросы психологии - 1994, №6, с. 5 - 15.

25. Смирнова Е .О. Психология ребёнка. - М.: «Школа- пресс», 1997.

26. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000. - №7. – М. – С.16 – 19.

27. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.

28. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

29. Лихачев Б.Т Педагогика – М., «Юрайт», 2001. – 607с.

30. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Ракацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. – 720с

31. Педагогика начального образования: курс лекций / авт. сост. Т.А. Федорова, Г.М. Неровных, О.Н. Шадрина. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2009. – 328с.

32. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 640с.

33. Поляков С.Д., Борытко Н.М., Колесникова И.А. «Воспитательная деятельность педагога» - М.: «Академия», 2008. – 336с

34. Рожков М.И., Байбородова Л.В., «Теория и методика воспитания» - М.: «ВЛАДОС ПРЕСС», 2004. – 267с.

35. Харламов И.Ф. Педагогика – Мн.: Издательский центр «Академия», 2000. - 387с.

36. Щуркова Н.Е «Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии» - К.: Издательство «Педагогическое общество России», 2001. – 224с.

Приложение

Приложение А

Приложение А1

Диагностические методики

«Изучение структуры межличностных отношений»Дж.Морено.

Изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено.

В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений; изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;

Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.

Пример социометрической матрицы.

Выбирающий

Выбираемые

Число взаимных выборов

01 02 03 04 05

Александров С. 01 + + - + 3

Иванов Н. 02 + - - + 1

Ковалев В. 03 + + + - 2

Леонтьев А. 04 - - + + 2

Кузнецов М. 05 + - - + 2

ПриложениеА2:

Таблица 1

Сводная таблица результатов диагностики на констатирующем этапе исследования

Фамилия, имя Итого
Альбина.А                
Ксюша.Г                        
Стас.З                      
Захаренко.А                    
Максим.З                      
Сергей.Л                          
Дима.Л                      
Аня.М                                
Саша.М                            
Наташа.Н                  
Полина.С                      
Вероника.С                        
Серёжа.С                      
Вова.Ш                    
Эрик.Ш                      
Егор.Ш                      
Количество выборов  
Количество взаимных выборов           0,5          

ПриложениеА2

Таблица 2

Сводная таблица диагностики на контрольном этапе

Фамилия, имя Итого
Альбина.А                
Ксюша.Г                        
Стас.З                      
Захаренко.А                    
Максим.З                      
Сергей.Л                          
Дима.Л                      
Аня.М                          
Саша.М                            
Наташа.Н                    
Полина.С                      
Вероника.С                        
Серёжа.С                      
Вова.Ш                    
Эрик.Ш                      
Егор.Ш                      
Количество выборов  
Количество взаимных выборов                    

Приложение А4

Описание диагностической методики «Осознание межличностных

отношений» Н. Б. Берхина

Целью данной диагностической методики является исследование своего статусного положения в системе межличностных отношений.

Диагностика проводиться в форме игры «У кого больше?». Заранее готовиться по 3 картинки на каждого ученика. На обратной стороне картинке ставиться номер ученика по списку. Исследование начинается с вступительного слова учителя. Далее ребята оставляют на партах свои дневники и выходят из класса. А потов входят в класс по одному. Учитель предлагает ученику картинки и просит положить их в дневник любым трем ученикам. После того, как ученик положил все картинки тем, кому он хочет, его спрашивают: «А как ты думаешь, кто тебе положил картинки?». Чтобы испытуемый назвал всех, кто, как он думает, должен выбрать его, ему задают дополнительный вопрос: «А кто еще может тебе положить?», советы: «Еще подумай» и т.д. Полученные данные по осознанию своего положения в системе межличностных отношений сопоставляются с реальным положением испытуемого в коллективе.

Методика «Осознание межличностных отношений» Н.Б. Берхина направлена на исследование осознания своего положения в системе межличностных отношений. Проводиться выбор товарища по парте в действии, а затем учащиеся делают предположения о том, кто выберет их. На основании полученных результатов была составлена Таблица 3. Затем сравниваем количество реальных выборов и количество предполагаемых. Если количество реальных и количество предполагаемых выборов совпадает, то учащийся реально оценивает свое статусное положение в классе, если количество реальных превышает количество предполагаемых выборов, то учащийся недооценивает свое статусное положение, и если количество реальных меньше количества предполагаемых, то переоценивает его.

Приложение А5

Сводная таблица результатов на контрольном этапе

ФИО
Альбина. А       3/     3/                  
Ксюша. Г                 1/              
Стас. З     3/ 1/1     2/       2/          
Алина. З     1/3     2/1       2/            
Максим. З 2/3       2/   1/       /3          
Сергей. Л       2/     3/         /3 1/      
Дима. Л     3/         1/2             3/1  
Аня. М   2/2   1/1   3/           /1        
Саша. М 1/1         /3       3/         3/  
Наташа. Н               2/         1/1     2/
Полина. С   2/2         2/             2/   3/1
Вероника. С       2/         2/         2/    
Серёжа. С   3/2       2/         2/         2/
Вова. Ш                 1/3     1/3        
Эрик. Ш     3/1             2/            
Егор. Ш   /2     1/1   3/             3/    
Кол-во выборов  
Кол-во ожид-х выборов   - -

Наши рекомендации