Когнитивно-стилевые различия и восприятие
Кроме общепсихологических закономерностей восприятия, свойственных всем людям, большой интерес представляют индивидуально-своеобразные способы переработки информации, характеризующие специфику познавательных способностей конкретного человека. Они получили название когнитивных стилей [ИЗ]1. Исследования роли индивидуальных различий в способах переработки окружающей человека информации прежде всего связаны с работами Дж.Струппа (1935), Г.Уиткина (1948, 1949), Р.Гарднера (1959), Дж.Брунера (1961), Дж. Кагана (1966).
Пожалуй, самым известным когнитивным стилем является по-лезависимость/поленезависимость, исследованию которого посвящены работы Г. Уиткина. Данная стилевая особенность характеризует зависимость особенностей восприятия от влияния того пространственного контекста (соотношения «фигура—фон»), в котором задан воспринимаемый объект. В качестве примера рассмотрим результаты выполнения испытуемыми методики «стержень— рамка».
Испытуемый сидит в темной комнате и должен установить вертикальное положение стержня, который находится внутри светящейся рамки.
1 Изложение материала дано преимущественно по книге М. А. Холодной «Когнитивные стили: о природе индивидуального ума». — М., 2002.
Экспериментатор изменяет угол наклона рамки и стержня. Результаты показали, что по способу оценки пространственной ориентации стержня испытуемые разделяются на две группы. Одни используют зрительные впечатления, ориентируясь на пространственное положение рамки, они делают большие ошибки, поскольку рамка может быть сама отклонена от вертикали, — это «полезависимые» испытуемые. Другие преимущественно используют проприоцептивные ощущения, ориентируясь на положение собственного тела, они более точно устанавливают вертикальное положение стержня, — это «поленезависимые» испытуемые. Многочисленные исследования показали, что «полезависимые» полагаются на внешнее поле и с большим трудом преодолевают его влияние, на решение перцептивных задач им требуется много времени. «Поленезависимые» опираются на некоторые внутренние категории и легко преодолевают влияние поля и быстрее справляются с поставленными задачами. Так, было показано, что «поленезависимые» испытуемые в большей степени склонны обнаруживать аконстантность восприятия в силу своей склонности воспринимать величину объекта независимо от видимого расстояния [113].
В исследовательской практике для диагностики этого когнитивного стиля большое распространение получила методика «включенные фигуры», в которой испытуемый должен найти простую фигуру внутри сложной геометрической фигуры. Быстрое и правильное обнаружение простой фигуры свойственно «поленезави-симым» испытуемым, медленное и ошибочное — «полезависи-мым» (рис. 134).
Еще один известный когнитивный стиль связан с именем Дж. Струппа. Он получил название гибкость/ригидность познавательного контроля. Этот стиль характеризует субъективную трудность переработки перцептивной информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный познавательный контроль отражает трудности в переходе от функции вербального кодирования к непосредственному чувственному восприятию объекта и свидетель-
О
Рис. 134. Стимульный материал из методики «Включенные фигуры». Испытуемый должен показать, где находится простая фигура (слева), включенная в сложную фигуру (справа) [44]
ствует о слабой степени автоматизации этих процессов. Гибкий контроль характеризует легкость этого перехода в силу высокой степени автоматизации вербальных и сенсорно-перцептивных процессов.
Для иллюстрации опишем так называемый Струпп-эффект, наблюдающийся в методике словесно-цветовой интерференции [215].
Испытуемому последовательно предъявляют три карточки. На первой напечатаны 100 слов, обозначающих названия цветов — красный, синий, зеленый и желтый. Он должен как можно быстрее прочесть эти слова. На второй изображены 100 разноцветных звездочек тех же четырех цветов, испытуемый должен как можно быстрее называть их цвет. После этого ему предъявляется третья карточка, на которой создается ситуация познавательного конфликта: на ней 100 названий цветов, но они написаны чернилами, которые не соответствуют названию цвета (например: слово «синий» написано желтыми чернилами); испытуемый должен как можно быстрее назвать цвет каждого слова. Показателем гибкости/ригидности служит разница во времени чтения второй и третьей карточек. Чем больше эта разница, тем более выражена интерференция (конфликт) вербального и перцептивного компонентов выполняемой задачи, тем больше ригидность познавательного контроля. Высокая интерференция свидетельствует о том, что испытуемому сложно освободиться от влияния словесного значения при его несоответствии непосредственному наглядно-образному впечатлению.
В работах Дж. Кагана изучен когнитивный стиль, называемый импульсивность/рефлективность, описывающий субъективную склонность принимать решения быстро или медленно. Предполагается, что импульсивность/рефлексивность выступает в качестве косвенной меры соотношения ориентировочной, контрольной и исполнительной фаз в структуре решения познавательных задач. Это стилевое различие наиболее ярко проявляется в условиях сенсорной неопределенности (например, в пороговых задачах на обнаружение или различение, в задачах на опознание), когда испытуемому нужно дать правильный ответ из ряда альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать, не анализируя глубоко поступающую информацию. Рефлективные испытуемые реагируют медленнее, решение принимается на основе многократной проверки информации, тщательного анализа признаков. В психофизических исследованиях показано, что у импульсивных испытуемых по сравнению с рефлективными обнаружена пониженная сенсорная чувствительность при решении задач по обнаружению и различению зрительных и слуховых сигналов; рефлективные испытуемые используют более продуктивные стратегии при решении пороговых задач, тонко реагируя на изменение априорной вероятности предъявления целевого сигнала или из-
менение инструкции [42; 99]. Импульсивные испытуемые характеризовались меньшим временем реакции и большей стабильностью моторных ответов при решении этих задач.
Кратко опишем еще несколько когнитивных стилей, связанных с индивидуальными различиями в восприятии. В ситуациях, когда существует возможность субъективного принятия впечатлений, не соответствующих или прямо противоречащих имеющемуся опыту, который оценивается как правильный и очевидный, вьщеляют стиль, называемый толерантность к нереалистическому опыту. Для диагностики стилевых особенностей иногда используют пятна Роршаха. Показателем нетолерантности является число ответов, основанных на явных, конкретных деталях пятна, а также отсутствие его детального ассоциативного описания. Данный когнитивный стиль фактически характеризует готовность воспринимать внешние воздействия такими, какими они являются на самом деле вне субъективной позиции человека.
В соответствии с предпочтением использовать в процессе переработки перцептивной информации вербальные, или образные, стратегии выделяют стиль вербализация/визуализация. По различиям в оценке длительности физического времени вьщеляют людей с быстрым/медленным течением психологического времени. По способности испытуемых преувеличивать или преуменьшать интенсивность сенсорных сигналов выделяется стиль усиление/ослабление.
о о |
Современные исследования обнаружили интересные тендерные различия в когнитивно-стилевых особенностях. В работах американского нейропсихолога Э.Гольдберга мужчинам и женщинам предлагали выполнить тест когнитивной склонности [36] (см. рис. 135). Испытуемый смотрит на одну из целевых геометрических фигур (на рисунке она вверху), а затем появляются две других (внизу), из которых им нужно выбрать ту, которая им больше нравится. Целевые фигуры варьируются. Результаты обнаружили интересную закономерность: некоторые испытуемые осуществляли свой выбор в соответствии с формой целевого стимула, и если цели менялись, то менялись и их выборы. Другие испытуемые делали свой
Голубой Красный |
Рис. 135. Тест когнитивной сложности Э. Гольдберга:
вверху — целевой стимул; внизу — фигуры для выбора [36]
выбор на основе личных устойчивых предпочтений, независимо от вида целевого стимула. Первая стратегия была названа контекстно-зависимой, она была в большей степени свойственна мужчинам. Вторая — контекстно-независимой, она была более присуща женщинам. Э.Гольдберг интерпретирует полученные результаты следующим образом: контекстно-зависимая стратегия представляет собой попытку воспринять ситуацию как уникальную, принимая решение по ее оценке и сопоставляя с прошлым опытом. Контекстно-независимая стратегия — более консервативна, это попытка универсального решения для целого ряда жизненных ситуаций, воспринимаемый образ целевой фигуры в меньшей степени перестраивает перцептивный опыт индивида.
Подводя итог рассмотрению когнитивно-стилевых различий, вслед за М. А. Холодной отметим, что эмпирическими исследованиями психологов установлен ряд устойчивых предпочтений в способах осуществления познавательной деятельности человека, в том числе при решении им широкого круга сенсорно-перцептивных задач.