Глава 8 предметный характер восприятия
Феноменология предметности восприятия: объективированность, чувство реальности, осмысленность, константность, полимодальность • Понятие образа мира • Принципы системно-дея-тельностного анализа восприятия • Эмпирические исследования предметности восприятия • Инвертированное зрение • Адаптация к зрительным искажениям • Феномены структурного последействия • Смещение изображения во времени • Псевдоскопи-ческое восприятие • Правило правдоподобия • Предметность восприятия и создание искусственных органов чувств • Исследование «кожного зрения»
Предметность восприятия — это его самая общая и объемлющая характеристика. Она принципиально отличает два вида чувственных образов — ощущение и восприятие. Восприятие всегда предметно, ощущение — преимущественно нет. Это чрезвычайно важное отличие, поскольку когда мы говорим о восприятии, то всегда имеем в виду восприятие конкретного предмета или события. «Внепредметного» или «беспредметного» восприятия не бывает. Мы не видим и не слышим «нечто» вообще, мы видим и слышим всегда что-то реальное, конкретное, означенное, осмысленное. Предметность восприятия обеспечивает нашему чувственному познанию культурно-историческую преемственность, возможность приобщения к миру значений, смыслов, отношений.
Общепсихологическое понимание предметности
Восприятия
Мы никогда не воспринимаем хаотический набор ощущений. Мы воспринимаем определенные предметы. В этой связи А. Н.Леонтьев писал: «Мир не соткан из света, цвета, вибраций... тепла, холода... Он имеет еще свои характеристики и выступает... в этих свойствах... лишь в процессе познания этого мира и через эти модальности... т.е. не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе... на языке этих самых сенсорных модальностей» [68, 142].
Предметность восприятия— один из самых важных его феноменов. Краткое определение этого свойства перцептивного образа заключается в отнесенности «всех, получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации» [18, 405-406\.
Предметный характер образа восприятия — это наиболее общая его характеристика, объединяющая все остальные перцептивные феномены. Подчеркивая особое значение данного перцептивного феномена и его отношение к человеку как субъекту деятельности, А. Н.Леонтьев писал: «Только работа зрительной системы в целом... зрительной системы человека, т.е. субъекта, и порождает предметный пространственный образ объектов действительного, объемного, трехмерного и даже... четырехмерного мира, того реального мира, в котором живет человек, в котором он должен ориентироваться и который управляет его... деятельностью» [68, 194\.
Проблемы предметности восприятия нашли свое детальное изучение в отечественной психологии как в теоретическом, так и эмпирическом аспектах [3; 25; 48; 67; 94]. Еще раз напомним, что, характеризуя предметный характер восприятия, исследователи отмечают прежде всего следующее1.
1. Объективированность или вынесенность объекта восприятия вовне обозначает то, что наши чувственные впечатления отнесены ко внешней по отношению к нам действительности. Образ предмета находится не в нас: он всегда отнесен к пространственному миру, — он находится в системе объективных координат этого мира.
2. Предметный образ сопровождается переживанием чувства реальности своего существования, существования объективно вне нас и независимо от нас.
3. Чувственный предметный образ всегда выступает как осмысленный, отнесенный к определенному понятию, т.е. имеющий значение. Значение образа — это то содержание, которое «находит себя в этом образе, через этот образ существует... даже существует в этом образе» [68, 198\.
4. Предметный образ обладает константностью, т.е. его чувственная представленность субъекту относительно постоянна при изменении условий его восприятия.
5. Перцептивный образ предмета характеризуется полимодальностью, отражая единство его сенсорных качеств разной модальности. Это характеристика его чувственной целостности.
При изучении психологии восприятия очень важно проводить различие между миром физическим и миром предметным, а по-
1 Основные характеристики предметного образа восприятия были даны в гл. 1.
нять это принципиальное различие нам мешает непосредственно чувственное переживание тождества предмета и его образа [74]. Логика наивного реализма подспудно приводит нас к неразличению реального физического предмета и его образа, но не раз уже упомянутый нами ранее вопрос К. Коффки: «Почему мы воспринимаем предметы такими, какими мы их воспринимаем?» — заставляет задуматься о нетождественности этих понятий. С одной стороны, многие качества окружающих нас предметов (мира физического) недоступны чувственному восприятию, например фон электромагнитного излучения от компьютера. Но, с другой стороны, и самому детальному физико-химическому анализу недоступна специфика чувственного переживания улыбки Джаконды на картине Леонардо да Винчи, привлекательности любимого человека или кажущейся нам недоброжелательности человека, доставившего нам ранее много неприятностей.
Понятие предметности восприятия, развиваемое в отечественной психологии, предполагает, что особенности перцептивного образа субъекта соответствуют специфике той деятельности, в которую он включен. Важно подчеркнуть, что деятельностный подход в психологии восприятия исходит из предметности самого воспринимаемого мира, т.е. объективности составляющих его объектов и их отношений, мира, противостоящего субъекту в акте восприятия и не тождественного ему. Образ восприятия строится в соответствии со свойствами окружающего нас предметного мира, но этот образ является также результатом активного взаимодействия субъекта с миром, взаимодействия, опосредствованного предметной деятельностью.
Из активного характера взаимодействия субъекта с предметным миром следует, что построение предметного образа неразрывно связано с различными проявлениями прошлой, настоящей и будущей психической активности субъекта — его смысловой сферой, направленностью мотивации, спецификой целей, его установками, функциональным состоянием и целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Непонимание или недооценка этого приводит к тому, что объектом исследования психологов становятся «чистые ощущения» или изолированные процессы переработки информации.
Проблема предметности восприятия тесно связана с понятием образа мира, введенного А.Н.Леонтьевым. Он придавал ему особое значение, поскольку считал, что «проблема восприятия должна быть поставлена и разрабатываться как проблема психологии образа мира» [67, 252]. Рассуждая о предметности восприятия, он подчеркивал, что кроме четырехмерного предметного мира (трехмерное пространство и время) необходимо говорить о пятом квазиизмерении, в котором нам презентируется объективный мир — это смысловое поле, или система значений, воспринимаемых объектов.
Введение этого понятия для психологии восприятия принципиально, так как мы воспринимаем предмет не только в его пространственных координатах и изменяющимся во времени, но и в его значении. Смотря на что-либо или осязая что-то, мы воспринимаем не отдельные сенсорные признаки, а конкретный предмет.
Особенно важно отметить то, что истоки осмысленности или означенности предметного содержания образа следует искать не в нашем сознании, а вне его — в системе значений, усваиваемой каждым человеком в силу включенности его в различные виды общественной деятельности. Сама же эта система значений создана в ходе культурно-исторического развития человечества и отражает объективные закономерности познаваемого человеком предметного мира. «Значения, таким образом, несут в себе особую мерность. Это мерность внутрисистемных связей объективного предметного мира. Она и есть пятое квазиизмерение его\» [67, 254].
Подчеркнем, что это измерение, эта характеристика предметного мира хотя и лежит вне нас, но имеет сугубо субъективную, т.е. образно-перцептивную форму. Из этого следует, что центральная проблема психологии восприятия состоит в том, чтобы понять: 1) как строится образ мира в процессе индивидуальной деятельности субъекта; 2) как функционирует образ мира, являясь познавательным средством его взаимодействия с объективно реальном миром. В этом смысле процесс восприятия как процесс построения образа мира — есть «вычерпывание» информации из объективной реальности, его результатом является предметный образ — «образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный... иногда даже ложный» [67, 255\. Проблема построения образа мира — это проблема построения субъективной модели объективной реальности (многомерной по своей сути) в сознании индивида.
Еще одна чрезвычайно важная идея А. Н.Леонтьева касается амодальности реального мира. Дело в том, что свойства предметного мира проявляются во взаимодействии с органами чувств субъекта, и в этом смысле они (эти свойства) являются соотнесенными с определенной модальностью и через это приобретают свой субъективный характер. Однако само по себе физическое свойство предмета, например гладкость поверхности, не является модально специфическим, так как оно обнаруживается и в зрении (блескость или матовость), и в осязании (гладкость или шероховатость), и даже в слухе, если твердым предметом провести по данной поверхности. Таким образом, одно и то же физическое свойство предмета по-разному отображается в модальных качествах образа восприятия, а это, в свою очередь, означает, что сенсорные свойства объекта жестко не связаны с его реальными объективными свойствами. Иначе говоря, амодальная метрика реаль-
ного физического мира не соответствует однозначно метрике модальностей субъективного мира. Их связывает лишь одно соответствие — пятое квазиизмерение, или система значений. И в этом смысле образ мира в определенной степени также имеет амодаль-ный характер.
Чувственная структура образа мира полимодалъна. Осмысленность значения образа предмета включает в себя взаимодействие различных модальностей: проводя пальцем по грязному стеклу, мы видим и матовую, и блестящую поверхности, осязаем гладкость чистых участков и шероховатость грязных, чувствуем разницу их температур и легкий шорох от соприкосновения пальца с остатками краски. А.Н.Леонтьев приводил хороший пример возникновения полимодального предметного образа у новорожденных, ссылаясь на исследование Э. Аронсона и С. Розенблюма (1972). Дети специфическим образом реагировали на наклоняющуюся к ним и говорящую мать. Однако если звук голоса шел с одной стороны, а лицо матери находилось с другой стороны, то эта реакция отсутствовала. А. Н.Леонтьев, подчеркивал, что «образ мира возникает, когда свойства "завязываются узлом", с этого начинается развитие» [67, 259].
Подобная полимодальность перцептивного образа, комплиментарная предметному содержанию объекта, и позволяет говорить об относительной амодальности образа мира. Эта идея ярко представлена в одном из любимых примеров А.Н.Леонтьева: что чувствует военный хирург, ощупывая металлическим зондом пулю или осколок, находящийся в ране? Где локализуются его ощущения? Между рукой и зондом? Нет, — отвечает А.Н.Леонтьев, — там, в ране, на участке соприкосновения кончика зонда и обследуемого твердого предмета. Ощупывая этот предмет, определяя его размер, форму, глубину проникновения, хирург «видит» этот предмет даже без рентгена.
В концепции образа мира А. Н.Леонтьева важно понимание того, что предметное восприятие не порождается актуальным сенсорным воздействием, а происходит ровно наоборот: чувственная основа образа накладывается на существующий (и постоянно меняющийся) образ мира. «Иначе говоря... не восприятие полагает себя в предмете, а предмет — через деятельность — полагает себя в образе» [67, 260]. Восприятие и есть его полагание (презентация, отображение) для субъекта. Отсюда и выход за пределы только чувственной реальности. Приобретая осмысленность, означен-ность — сверхчувственность, предметный образ приобретает новое системное качество: «это переход через чувственность, за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодально-му миру» [67, 260]. Придание значения воспринимаемому объекту позволяет выйти за границы индивидуального опыта самого субъекта, расширить его, включая знания о предметном мире, истори-
чески накопленные человечеством. Продолжая эту же мысль о формировании образа мира, А. Н.Леонтьев отмечал неразрывность всех познавательных психических процессов; знания, мышление входят в процесс формирования чувственного образа, присоединяясь к чувственной основе.
С.Д.Смирнов, продуктивно разрабатывавший проблему образа мира, очень точно подчеркивал важнейшую мысль А.Н.Леонтьева о первичности образа мира по отношению к текущим чувственным образам: «Главный предрассудок, который необходимо преодолеть, чтобы пересмотреть всю проблематику познавательных процессов с новых позиций, — это предрассудок о существовании отдельного образа как единицы восприятия... из совокупности которых складывается наше представление о реальности». И далее совсем определенно: «Ориентирует не образ, а вклад этого образа в картину мира» [101, 154\.
Еще одну важную идею об интегративной функции образа мира разрабатывала Е. Ю.Артемьева. Она подчеркивала, что это понятие фактически описывает механизм накопления человеком чувственного опыта, являясь своего рода интегратором следов его взаимодействия с объективной действительностью, формирующим субъективную семантику мира воспринимаемых предметов [4].