Константность восприятия как ожидание определенного результата
И.Рок указывает еще на один ряд константностей, где практически нет никакой дополнительной сенсорной информации, ко-
1 Американские психологи А.Эймс, Ф.Килпатрик и В.Иттельсон разрабатывали так называемую трансакционалистическую теорию восприятия. Их основной тезис четко передают слова В.Иттельсона: «Мир, как мы его ощущаем, является продуктом восприятия, а не его причиной» [169, 17].
Рис. 117. Реальный вид комнаты Эймса. Для того чтобы комната выглядела в искусственный зрачок естественно, в ней не только удлинена левая сторона, но и увеличена высота потолка в левой ее части [209]
торая могла бы использоваться перцептивной системой для компенсации изменения проксимального стимула. Хорошими примерами могут служить описанный выше феномен зрительного столкновения или опыт с воздушными шарами, в которых экспериментаторы использовали объекты увеличивающихся размеров, и увеличение ретинального изображения воспринималось наблюдателем как приближающийся к нему объект постоянного размера, а не как неподвижный объект, меняющий свой размер. В темноте, когда редуцированы окружающие признаки удаленности, изменение проксимального стимула весьма неоднозначно, возникает впечатление, что изменяются размеры самого объекта, а его положение в пространстве относительно наблюдателя не меняется.
Другой пример, также описанный в гл. 6, — это кинетический эффект глубины, появляющийся в случае проекции на экран тени вращающегося трехмерного объекта. Мы воспринимаем его как вращающийся объект постоянной формы, а не как неподвижный объект, меняющий свою форму.
Эти и другие примеры [93] позволяют говорить о проявлении в восприятия принципа максимальной простоты, соответствующего нашему прошлому опыту: восприятие неизменного объекта более просто и более вероятно, чем восприятие объекта, меняющего свою форму. Поэтому И. Рок сделал важное обобщение, по сути вытекающее из принципов гештальтпсихологии: «...основным законом восприятия является следующее: трансформация проксимальной стимуляции всегда, когда это возможно, будет восприниматься как репрезентирующая ригидный объект с постоянными физическими свойствами, который некоторым образом меняет свое положение или ориентацию в окружающей среде» [93, 258—259].
В этом же смысле в своих лекциях А. Н.Леонтьев говорил не о константности, а об ортоскопичности восприятия, поясняя, что «ортоскопический» — это термин, который построен по аналогии с «орфографическим» [68], т.е. он говорил о «правильном восприятии».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Опишите феноменологию различных видов константности восприятия. Приведите примеры из повседневной жизни.
2. Спланируйте эксперимент по изучению константности восприятия громкости речи.
3. Охарактеризуйте основные теоретические объяснения феномена константности восприятия.
4. Опишите цель и результаты эксперимента Холвея —Боринга.
5. Кратко опишите опыт по исследованию константности восприятия формы и покажите, как вычисляют его коэффициент.
6. Дайте краткую характеристику ядерно-контекстной теории константности восприятия.
7. В чем суть демонстрации Эймса? Как взаимодействуют феноменальные параметры зрительного образа?
8. Приведите примеры инвариантных отношений в восприятии.
Темы для эссе и рефератов
Эмпирические исследования константности восприятия. Теоретические представления о психологических механизмах константности восприятия.
Вклад Дж. Гибсона в изучении проблемы константности восприятия. Перцептивные взаимодействия в восприятии. Исследование Г.Уоллаха константности освещенности.
Рекомендуемая литература
Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 383-402; 359-380.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 389 — 412.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.-С. 231-238.
Дополнительная литература
Величковский Б. М., Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1973.-С. 127-133.
Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 45 — 80. -1.2. - С. 220-247; 256-262.
Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 412 — 438.