Константность восприятия как ожидание определенного результата

И.Рок указывает еще на один ряд константностей, где практи­чески нет никакой дополнительной сенсорной информации, ко-

1 Американские психологи А.Эймс, Ф.Килпатрик и В.Иттельсон разрабаты­вали так называемую трансакционалистическую теорию восприятия. Их основ­ной тезис четко передают слова В.Иттельсона: «Мир, как мы его ощущаем, является продуктом восприятия, а не его причиной» [169, 17].

Константность восприятия как ожидание определенного результата - student2.ru

Рис. 117. Реальный вид комнаты Эймса. Для того чтобы комната выгляде­ла в искусственный зрачок естественно, в ней не только удлинена левая сторона, но и увеличена высота потолка в левой ее части [209]

торая могла бы использоваться перцептивной системой для ком­пенсации изменения проксимального стимула. Хорошими приме­рами могут служить описанный выше феномен зрительного столк­новения или опыт с воздушными шарами, в которых экспери­ментаторы использовали объекты увеличивающихся размеров, и увеличение ретинального изображения воспринималось на­блюдателем как приближающийся к нему объект постоянного размера, а не как неподвижный объект, меняющий свой размер. В темноте, когда редуцированы окружающие признаки удален­ности, изменение проксимального стимула весьма неоднознач­но, возникает впечатление, что изменяются размеры самого объекта, а его положение в пространстве относительно наблю­дателя не меняется.

Другой пример, также описанный в гл. 6, — это кинетический эффект глубины, появляющийся в случае проекции на экран тени вращающегося трехмерного объекта. Мы воспринимаем его как вращающийся объект постоянной формы, а не как неподвижный объект, меняющий свою форму.

Эти и другие примеры [93] позволяют говорить о проявлении в восприятия принципа максимальной простоты, соответствующе­го нашему прошлому опыту: восприятие неизменного объекта более просто и более вероятно, чем восприятие объекта, меняющего свою форму. Поэтому И. Рок сделал важное обобщение, по сути вытекающее из принципов гештальтпсихологии: «...основным за­коном восприятия является следующее: трансформация проксималь­ной стимуляции всегда, когда это возможно, будет восприниматься как репрезентирующая ригидный объект с постоянными физически­ми свойствами, который некоторым образом меняет свое положение или ориентацию в окружающей среде» [93, 258—259].

В этом же смысле в своих лекциях А. Н.Леонтьев говорил не о константности, а об ортоскопичности восприятия, поясняя, что «ортоскопический» — это термин, который построен по анало­гии с «орфографическим» [68], т.е. он говорил о «правильном восприятии».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Опишите феноменологию различных видов константности восприя­тия. Приведите примеры из повседневной жизни.

2. Спланируйте эксперимент по изучению константности восприятия громкости речи.

3. Охарактеризуйте основные теоретические объяснения феномена кон­стантности восприятия.

4. Опишите цель и результаты эксперимента Холвея —Боринга.

5. Кратко опишите опыт по исследованию константности восприятия формы и покажите, как вычисляют его коэффициент.

6. Дайте краткую характеристику ядерно-контекстной теории констант­ности восприятия.

7. В чем суть демонстрации Эймса? Как взаимодействуют феноменаль­ные параметры зрительного образа?

8. Приведите примеры инвариантных отношений в восприятии.

Темы для эссе и рефератов

Эмпирические исследования константности восприятия. Теоретические представления о психологических механизмах констант­ности восприятия.

Вклад Дж. Гибсона в изучении проблемы константности восприятия. Перцептивные взаимодействия в восприятии. Исследование Г.Уоллаха константности освещенности.

Рекомендуемая литература

Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Любимова, М.Б.Михалевской. — М., 1999. - С. 383-402; 359-380.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 389 — 412.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.-С. 231-238.

Дополнительная литература

Величковский Б. М., Зинченко В. Я., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М., 1973.-С. 127-133.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М., 1980. — Т. 1. — С. 45 — 80. -1.2. - С. 220-247; 256-262.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — М., 2003. — С. 412 — 438.


Наши рекомендации