Исследование причин большой изменчивости коэффициентов константности
Эмпирические исследования константности восприятия обнаружили одну интересную закономерность: полная константность (коэффициент константности равен единице) встречается редко. Как отмечает А. Д. Логвиненко, на большой выборке испытуемых можно получить практически любую величину коэффициента константности в диапазоне между нулем и единицей. Для изучения причин такой высокой межиндивидуальной вариативности получаемых результатов А. Д. Логвиненко провел специальное экспериментальное исследование константности восприятия формы прямоугольника. Идея этого оригинального исследования заключалась в том, что, по предположению автора, константность восприятия должна зависеть от той перцептивной задачи, которая принимается и решается испытуемым.
Испытуемому на расстоянии 1,5 м предъявлялись два прямоугольника: эталонный и измеритель (рис. ИЗ). Эталонный прямоугольник имел форму квадрата со стороной 10 см, он всегда предъявлялся наклоненным на угол а, его размеры в ходе одного опыта не менялись. Измеритель предъявлялся ненаклонным, но его форма могла изменяться за счет
^а=10- 80
Рис. 113. Схема экспериментальной установки А. Д. Логвиненко по исследованию константности восприятия формы прямоугольника
та
увеличения или уменьшения его высоты. Испытуемый должен был, регулируя высоту прямоугольника-измерителя, сделать его видимую форму такой же, как и видимая форма наклоненного прямоугольника-эталона. Таким образом, различие по высоте было взято в качестве меры различия по форме.
Результаты показали, что коэффициент константности видимой формы мало изменялся, принимая значения близкие к единице и очень незначительно уменьшаясь от опыта к опыту при увеличении наклона прямоугольника-эталона в диапазоне 5 — 25°. Начиная с 30° и вплоть до 55° наблюдалось плавное снижение коэффициента константности, достигавшего величины 0,75 при наклонах 50—55°.
Осмысливая полученный результат, А.Д.Логвиненко подчеркивает, что трудно поверить, что за миллионы лет эволюции наша зрительная система не научилась компенсировать такого рода перспективные искажения. И уже совсем сложно представить, что испытуемый с низким коэффициентом константности, сидя за столом, видит тарелку не круглой, а эллиптической формы. По-видимому, сама идея компенсации не совсем точно отражает проблему константности восприятия.
А.Д.Логвиненко обращает внимание на тот факт, что в экспериментах по измерению константности величины или константности формы испытуемых обычно просят ориентироваться на видимую величину или форму объекта исходя из того, каким они его видят, а не из того, что они знают о его реальной форме. Вместе с тем данные самых различных авторов показывают, что наблюдатели вполне способны оценивать как реальную физическую, так и проекционную форму объекта [73]. Для эмпирического подтверждения данной гипотезы были проведены три серии опытов с различными инструкциями, которые получали испытуемые: 1) оценивать видимую форму прямоугольника; 2) оценивать проекционную форму; 3) оценивать реальную форму.
Результаты показали, что величины коэффициентов константности и их межиндивидуальный разброс закономерно изменялись в широких пределах: при первой инструкции коэффициент был максимально приближен к единице, а разброс индивидуальных оценок оказался минимальным; при второй — коэффициент константности был минимальным, а разброс значительным; при третьей — большая часть испытуемых показала средние величины константности (0,7 — 0,8), разброс также был значительным.
А.Д.Логвиненко делает предположение, что «в сознании могут быть презентированы как образы видимого мира, которые обладают константностью, так и образы видимого поля (или зрительного пространства), которые аконстантны» [73, 186\. По-видимому, обычная для экспериментов по изучению константности восприятия инструкция «оценивать видимую форму объекта», приводит к неопределенности: что ему оценивать — реальную или проекционную форму? Таким образом, участвуя в опытах, испы-
туемый идет на компромисс — компромисс на уровне ответа, а не на уровне восприятия. В результате у одних испытуемых доминирует ориентация на физическую форму, у других — на проекционную. Фактически испытуемые решают разные перцептивные задачи.
Результаты, полученные А.Д.Логвиненко, хорошо согласуются с первым классом теорий константности, названных Дж.Хох-бергом классическими.
На подобную двухаспектность константности восприятия также указывает и И. Рок [93]. Первый аспект — это непосредственно воспринимаемое свойство предмета, например его размер, форма, скорость, это то, чем он нам представляется в окружающем мире. Второй аспект — менее заметный — связан с чувственной представленностью в сознании субъекта соответствующего параметра проксимального стимула. Например: 1) в восприятии размера объекта, кроме его объективной величины присутствует ощущение его протяженности в поле зрения, отображаемое величиной зрительного угла; 2) в случае восприятия скорости имеется осознание того, что объекты, расположенные вблизи, движутся по нашему полю зрения быстрее, хотя их реальная скорость оценивается вполне адекватно. Эти стимульные детерминанты не являются доминирующими при построении предметного образа, тем не менее их отдельная представленность субъекту приводит к появлению особых перцептивных феноменов. «Только сознавая присутствие этих феноменальных свойств, можно полностью понять такие явления, как парадоксальное впечатление сходящихся параллельных рельс или кажущееся движение окружающего мира, рассматриваемого из движущегося транспорта» [93, т. 1, 257— 258\.