Временные ограничения слухового восприятия

Аналогично зрению, для того чтобы адекватно воспринять то­нальные характеристики звука, его длительность должна быть боль­ше некоторой критической величины. Таким образом, восприя­тие коротких звуков зависит от времени их воздействия, и в слу­хе, так же как и в зрении, действует закон временной суммации. С по­мощью стандартного прибора, называемого клиническим аудио­метром, легко показать, что предъявление коротких тональных сигналов 5 — 50 мс воспринимается человеком как щелчок. Эм­пирическими исследованиями показано, что для полноценного вос­приятия звука его длительность должна быть не менее 200 — 250 мс. Для нормального восприятия звуков сложного тембра длитель­ность их звучания должна быть еще больше.

При восприятии коротких тональных сигналов менее 200 мс их громкость зависит от их длительности. Абсолютный порог слухо­вого восприятия таких коротких тональных сигналов, так же как и порог тонального различения, тоже зависит от продолжитель­ности стимуляции.

В заключение укажем на ряд терминов, относящихся к слухо­вому восприятию, которые психологу необходимо знать и кото­рые, к сожалению, весьма часто используются не совсем пра­вильно. Во-первых, интенсивность звука или величина уровня зву­кового давления измеряется в децибелах — логарифмических еди­ницах, где нулевой относительный уровень соответствует средне­му абсолютному порогу1; частота звука измеряется в герцах. Во-вторых, феноменальный параметр восприятия интенсивности звука называется громкостью и измеряется в сонах или фонах, наши ощущения, связанные с изменением частоты звука называются высотой звука, для ее измерения создана шкала мелов. Сложность

1 Пороговый уровень звукового давления, установленный международным стандартом, для стимула частотой 1 000 Гц равен 2 • Ю-5 н/м2. Стандартизованная шкала децибел, имеющих этот относительный уровень в качестве нулевого, на­зывается шкалой уровней звукового давления или шкалой УЗД.

частотного состава звука, его наполненность гармоническими со­ставляющими, или обертонами, описывается такой субъективной характеристикой как тембр. Например, звуки рояля в отличие от флейты состоят из большего числа гармоник и поэтому имеют более богатую тембральную окраску.

Проблема восприятия сложной акустической ситуации, воз­никающей в реальной жизни, а не в стенах лаборатории, в целом аналогична проблеме зрительного восприятия пространства. В зре­нии мы детально рассматривали принципиально важный вопрос: «Почему плоский световой паттерн на сетчатке надежно отобра­жает объемный внешний мир?». В слухе ситуация принципиально та же самая: «Как паттерн возбуждения, возникающий на плос­кой базилярной мембране внутреннего уха, отображает сложный ансамбль одновременно действующих звуков, приходящих из раз­личных мест окружающего нас пространства? Почему мы воспри­нимаем одновременно действующие звуки как отдельные слухо­вые образы, а не как смесь наложенных друг на друга прямых и отраженных звуковых волн?».

В последние годы в исследовании слухового восприятия выде­лилось особое направление, связанное с изучением принципов анализа человеком сложного звукового потока, возникающего в окружающей его среде, или анализом слуховых сцен [133; 225]. Не имея возможности останавливаться подробно на этих очень инте­ресных работах, укажем на основные принципы общепсихологи­ческого анализа слуховых образов, которые в целом аналогичны зрению. Установлено, что в слуховом восприятии действуют изве­стные из гештальттеории принципы перцептивной группировки: 1) локализация источника звука в пространстве позволяет пер­цептивно отделить его от других источников звука; 2) неизмен­ность частотного состава (тембра) источника звука выделяет его из других источников, а сходство делает их похожими; 3) быстро сменяющие друг друга звуки, воспринимаются как возникающие из одного источника; 4) звуки, начинающиеся и заканчивающиеся в разное время, воспринимаются как принадлежащие различным источникам; 5) те звуки, которые не изменяются во времени или изменяются плавно, воспринимаются возникающими из одного и того же источника.

Безусловно, перцептивная группировка звуковых стимулов за­висит от прошлого опыта человека. Известно, что музыканты или просто любители музыки со стажем без труда выделяют звучание отдельных музыкальных инструментов в звучании симфоническо­го оркестра. Американский психолог В.Даулинг провел интерес­ный эксперимент, в котором испытуемым предъявлялись две из­вестные мелодии так, что ноты одной из них чередовались с но­тами другой. При прослушивании такой комбинации звуков ис­пытуемые сообщали о предъявлении им бессмысленной последо-




вательности нот. Если им указывали на то, что звуки соответствуй ют мелодии одной известной детской песенки, то они слышали именно эту мелодию [146].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем выражаются эффекты рассеивания изображения на сетчатке?

2. Какие аномалии зрительного анализатора искажают наше восприя­тие? Как они влияют на восприятие?

3. В чем выражаются эффекты адаптации в зрении и слухе?

4. Почему важно учитывать особенности скотопического и фотопи-ческого зрения?

5. В чем проявляется инерционность наших органов чувств?

6. С помощью компьютерной программы Ро\уег Рот! создайте демонст­рации следующих перцептивных эффектов: последовательный контраст (ах­роматический и хроматический), одновременный контраст (ахроматиче­ский и хроматический). Опишите характер появляющихся послеобразов.

7. С помощью компьютерной программы Ро\уег Рот* создайте демон­страции перцептивных эффектов одновременной и последовательной маскировки.

8. Приведите примеры «работы» механизма латерального торможения.

9. Дайте содержательную интерпретацию кривым равной громкости. Сформулируйте практическое значение этих кривых.

10. Что такое аудиограмма? Каким диапазоном воспринимаемых час­тот ограничено наше слуховое восприятие?

11. Дайте краткое описание бинауральным признакам пространствен­ного восприятия звука. Опишите принципы работы компьютерной си­стемы навигации для слепых.

12. Какие знания о слуховом восприятии необходимы инженеру-аку­стику при создании систем записи и воспроизведения музыки?

Темы для эссе и рефератов

Временные ограничения зрительного и слухового восприятия. Проблемы инерционности слуха и зрения. Пространственный слух.

Эффекты перцептивной маскировки (на примере зрения и слуха). Эффекты адаптации в различных сенсорных модальностях. Перцептивные эффекты, связанные с механизмом латерального тор­можения.

Рекомендуемая литература

Линдсей П. и Норман Д. Переработка информации у человека. — М., 1974. - С. 182-216; 239-275.

Шиффман X. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — М., 2003. — С. 56 — 59; 76-79; 73-75; 77-88; 60-72; 243-253.

Кравков С. В. Глаз и его работа. — М., 1945. — С. 98—140.

ГЛАВА 5 ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Зрительные признаки восприятия пространства • Окуломоторные признаки • Аккомодация • Конвергенция • Бинокулярная диспаратность • Стереоскоп • Стереограммы Юлеша • Стерео-псис • Гороптер • Знакомый размер • Монокулярный параллакс движения • Изобразительные признаки • Наложение или пере­крытие • Линейная перспектива • Воздушная перспектива • Гра­диент текстуры • Относительный размер • Высота расположения объекта в поле зрения • Распределение света и тени • Класси­фикация зрительных признаков

В данной главе мы рассмотрим классическую проблему психо­логии восприятия — восприятие пространства. Классическую по многим причинам. Во-первых, она является принципиальной при обсуждении вопросов о том, что такое ощущения и чем они отли­чаются от образов восприятия, и почему последние являются ре­зультатом активного познавательного взаимодействия с окружа­ющим миром, а не его чувственной копией. Во-вторых, потому, что ей было посвящено большое количество интереснейших ис­следований, выполненных выдающимися психологами, и полу­чено множество блестящих результатов. И в-третьих, потому, что эта проблематика до сих пор остается актуальной.

В контексте уже не раз упоминавшегося вопроса К. Коффки о том, почему мы воспринимаем мир таким, каким мы его воспри­нимаем, проблемы восприятия пространства становятся особен­но явными. Почему мы реально видим и слышим мир объемным, воспринимаем себя и окружающие нас предметы в трехмерном пространстве, в то время как наш рецепторный аппарат пред­ставляет собой плоскую поверхность сетчатки или кортиева орга­на? Каким образом наше восприятие создает трехмерный перцеп­тивный образ из его принципиально двумерной сенсорной осно­вы? Проблематичность ситуации на примере зрительного восприя­тия глубины показана на рис. 65. Видно, что поскольку точки А1, А2 и АЗ расположены на одном зрительном направлении, а точки В1, В2 и ВЗ — на другом, то положение их проекций на сетчатке может однозначно отражать лишь расположение воспринимаемо­го объекта в пространстве, но не его удаленность от наблюдателя.


Временные ограничения слухового восприятия - student2.ru

Рис. 65. Проблема неоднозначности вос­приятия глубины двух групп восприни­маемых объектов (А1? А2, А3 и Бь Б2, Б3) по их сетчаточной проекции (а и б) [27]

В истории психологии предлагались различные ответы на эти вопросы, но почти все ученые приходили к двум основными точ­кам зрения: 1) сенсорная стимуляция, попадающая на наши орга­ны чувств, достаточно богата для того, чтобы нести надежную информацию о третьем измерении и тем самым компенсировать утраченную информацию при проекции трехмерного физическо­го пространства на двумерную рецепторную поверхность; 2) фор­мирование адекватного трехмерного образа восприятия внешнего мира непосредственно связано с опытом восприятия этого мира человеком с особенностями его практической деятельности.

Фактически, как подчеркивали известные американские экс­периментальные психологи Р. Вудвортс и Г. Шлосберг, проблема зрительного восприятия пространства может быть выражена с помощью простой формулы, описывающей зависимость восприя­тия пространства от двух типов переменных:

Р=ДЯ,5иЬ)9

где Р — свойства перцептивного образа; 51 — зрительные характе­ристики стимуляции; 5иЬ — свойства воспринимающего субъекта. Изучение влияния ^-переменных на восприятие пространства при­водит исследователей к поиску той информации, которая заклю­чена в характеристиках проксимального стимула, а акцентирова­ние внимания на 5иЬ-переменных — к изучению различных прояв­лений активности самого субъекта.

Одним из первых, кто проводил эмпирические исследования зрительного восприятия пространства, был великий итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи(1452 — 1519). Подобные исследования актуальны и спустя 500 лет [165].

Наши рекомендации