И организация слухового восприятия

Зона Вернике занимает небольшой отдел верхней височной извилины planum temporale, а также смежные с ней участки полей 37, 40, 42.

При разрушении этой зоны в левом полушарии (у правшей) у человека возникает речевая агнозия (неспособность пони­мать речь), которая в этом случае получила название сенсорной афазии (рис. 7.4).

Зона Вернике получает афференты от медиально­го коленчатого тела и подушки зрительного бугра (задняя часть таламуса). Эфференты адресованы зоне Брока и проходят в составе крючковидного пучка (см. рис. 7.1).

Между этими речевыми зонами существуют тесные анатоми­ческие связи. Это приводит к тому, что у больных с поражениями в области зоны Вернике страдает и экспрессивная речь (больной не может подобрать нужное слово и произнести его).

Показано, что больные с верифицированными поражениями вторичных от­делов левой височной области мозга способны различать (диффе­ренцировать) простые звуки;

их можно легко обучить различать тоны по высоте, но они не способны различать и воспроизводить группы ритмических ударов в достаточно быстром темпе.

Речь человека, организованная в фонематическую систему язы­ка, использует звуки особого рода, для различения которых недо­статочно только острого слуха, но необходимо различение ритми­ческих звуковых структур.

Звуки речи, или фонемы, организованы в систему, которая определяется фонематической системой языка, и для того чтобы различать эти звуки речи, необходимо кодировать их соответственно этой системе, выделяя полезные (смысловые) фо­нематические признаки и абстрагируясь от несущественных.

Вторичные отделы височной коры (преимущественно доми­нантного, левого полушария) являются аппаратами, специально приспособленными для анализа и синтеза речевых звуков, т. е. ап­паратами речевого слуха.

Поэтому при локальном поражении вто­ричных отделов височной доли левого полушария человек теряет способность отчетливо различать звуки речи.

Такие люди воспри­нимают звуки речи как нечленораздельные шумы, напоминаю­щие журчание ручья или шум листьев.

Восприятие предметных зву­ков — стука двери, звона посуды и пр. — сохраняется. Нарушение фонематического слуха имеет место только при поражениях ви­сочной коры левого полушария.

Музыкальный слух при этом сохраняется настолько, что боль­ные способны сочинять музыкальные произведения.

Поражение симметричной зоны правой височной области коры проявляется в нарушении музыкального слуха — сенсорная амузия.

При некото­рых поражениях вторичных слуховых полей коры фонематический слух может сохраняться, а дефект принимает форму нарушения слухоречевой памяти.

Такой больной не способен удерживать в памяти последовательности звуков, слогов, слов, он путает их порядок.

Если больному предъявить ряд слов (“ночь—кот—дуб— мост”), он сможет воспроизвести только одно-два слова ряда, как правило, начальное или последнее.

Сам больной жалуется, что не может удержать эти слова в памяти, но достаточно хорошо выпи­сывает этот же ряд слов, если их предъявить ему написанными.

Понимание устной речи затрудняется (имеется своеобразное “от­чуждение смысла слов”), больной перестает понимать слова род­ного языка, он воспринимает его как чужой язык.

Интонация речи, как правило, сохраняется, хотя по смыслу речь состоит в основ­ном из отдельных несвязанных слов. При таких поражениях в ряде случаев происходит распад письма.

Особый интерес представляют нарушения, возникающие при поражении задних отделов левой височной области.

Центральным симптомом этих поражений явля­ется нарушение способности назвать предмет, а также представить его себе зрительно по названному слову.

Это проявляется в том, что больной не может изобразить предмет по памяти, но легко может срисовать его. 'Можно предположить, что такие дефекты связаны с нарушением совместной работы зрительного и слухово­го анализаторов.

Третичные поля коры и процессы речевой памяти. При пораже­нии теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полуша­рия одним из наиболее выраженных симптомов является затруднение в нахождении названий предметов (амнестическая афазия).

Внешне амнестическая афазия напоминает симптомы при пора­жении средних отделов височной области (больной также испы­тывает затруднения в назывании предметов; подробнее см. выше).

Однако больным с поражениями теменно-затылочной области левого полушария достаточно напомнить первый слог забытого слова, как они тотчас произносят все слово без каких-либо акустико-речевых трудностей.

Наши рекомендации