Закон временной суммации. Инерционность зрительного восприятия
Поскольку действующая на рецептор энергия стимула зависит и от времени его экспозиции, то следует ожидать, что наше зрительное восприятие будет зависеть от длительности стимула. Для того чтобы мы что-то увидели, соответствующий световой стимул должен длиться некоторое минимальное время. Еще в конце XVIII в. французский ученый Сенебье предположил, что для получения одного и того же зрительного эффекта нужно, чтобы между интенсивностью раздражителя и его длительностью существовала обратно пропорциональная зависимость: чем сильнее действующий стимул, тем он может быть короче, и наоборот. На уровне экспериментального исследования фотохимических реакций для стимулов небольшой длительности такая закономерность была установлена и получила название закона Бунзена — Роско:
где I — время, а А — некоторая фотохимическая константа.
При исследовании зрительных порогов аналогичная закономерность была названа законом временной суммации Блоха, который действует при длительностях стимула от 1 до 100 мс:
где Ь — величина порога.
Это означает, что для восприятия стимула пороговой интенсивности мы должны увеличить время его предъявления, а для стимула большей интенсивности время его предъявления может быть уменьшено.
1 Угловой размер стимула в 10 угловых мин примерно соответствует окружности диаметром 1 мм, рассматриваемой на расстоянии вытянутой руки.
В диапазоне длительностей свыше 100 мс порог восприятия стимула определяется только его интенсивностью и не зависит от времени предъявления. На очень коротких длительностях стимула, порядка 0,1 — 0,5 мс, данная закономерность также не выполняется: при уменьшении длительности стимула ниже 0,5 мс необходимо непропорционально большее изменение его интенсивности.
Вышеуказанные закономерности необходимо знать психологу, поскольку при проектировании современных систем отображения информации, особенно с использованием компьютерной техники, неоптимальная оценка влияния пространственно-временных параметров предъявляемого стимула на качество восприятия может привести к значительным техническим издержкам.
В ряде технических систем, таких, как люминесцентные осветительные приборы, телевизоры, компьютерные мониторы, кинопроекторы, свет, попадающий на орган зрения, подается не непрерывно, а прерывисто. Например, современный кинопроектор предъявляет отдельные кадры кинофильма дискретно с частотой 72 кадра в секунду, а частота кадровой развертки на современном компьютерном мониторе обычно устанавливается в 75 — 80 Гц. Видим же мы этот свет или сложное изображение непрерывным, слитным, а не мелькающим или дискретным. Мы иногда замечаем какие-то мелькания в том случае, когда что-то неисправно, т.е. когда частота мельканий источника света уменьшается до некоторого предела (например, мелькание неисправной лампы дневного света).
Таким образом, очень частые мелькания превышают разрешающую способность нашего зрения, и в этом смысле можно говорить об известной ограниченности нашего восприятия отображать объективно происходящие изменения. Однако именно эта инерционность формирования зрительного образа и позволяет нам воспринимать быстро меняющиеся события на киноэкране или мониторе компьютера слитно. На наш взгляд подобная ограниченность нашего зрительного восприятия весьма логична с эволюционной точки зрения: в естественной природной среде, окружающей человека многие тысячи лет, быстрые изменения световых потоков весьма редки и не свойственны его типичному образу жизни, поэтому их отражение в виде образов оказывается ограниченным.
Минимальная частота, при которой мы не воспринимаем мелькающий свет или изображение как мелькающие, называется критической частотой слияния мельканий или сокращенно КЧСМ. Установлено, что величина КЧСМ зависит от интенсивности мелькающего света: чем выше интенсивность, тем легче ее заметить, и тем выше для этого стимула должна быть КЧСМ. И наоборот, слабые вспышки света сливаются легче. Порог восприятия мельканий ниже на периферии поля зрения, нежели в центральной
области, он зависит от размеров стимула, адаптационного состояния зрительной системы, функционального состояния наблюдателя.
Восприятие слитности прерывистых стимулов характерно не только для зрения, аналогичный феномен выражен также в слуховой и тактильной модальностях.
Воспринимая мелькающий свет как непрерывный, мы фактически не замечаем его быстрых изменений. Эмпирические исследования восприятия мельканий, частота которых равна или превышает КЧСМ, обнаружили, что воспринимаемая яркость таких мельканий равна яркости непрерывного раздражителя, интенсивность которого равна той, которая имелась бы, если бы интенсивность прерывающегося света была равномерно распределена на весь период смены света и темноты. Эта закономерность получила название закона Тальбота—Плато. Фактически она означает, что видимая яркость объекта зависит от реального количества квантов света, попавших на сетчатку при действии непрерывного или прерывистого света.