Эффекты зрительной маскировки

При описании влияния временных факторов на особенности зрительного восприятия остановимся особо на хорошо известном эффекте маскировки, который связан с инерционностью нашего восприятия. Под перцептивной маскировкой понимается эффект ухудшения восприятия одного стимула (он называется целевым или тестовым) за счет предъявления другого стимула (маскера). Эффекты маскировки могут быть в любой модальности. В зависи­мости от соотношения во времени предъявлений тестового сти­мула и маскера выделяют несколько различных феноменов мас­кировки. Одновременная маскировка происходит, когда оба стиму­ла предъявляются в один и тот же момент времени. Последова­тельная маскировка происходит при кратковременном предъявле­нии двух стимулов, когда один из них (целевой или маскер) предъявляется первым, а другой — вторым; в свою очередь разли­чают прямую маскировку (маскер предъявляется первым) и обрат­ную маскировку (маскер предъявляется вторым). При психологи­ческом анализе реальных феноменов восприятия, особенно в слу­чае проектирования какой-либо искусственной информационной среды или экспертизе реальной ситуации очень важно иметь в виду возможность эффектов маскировки. Например, при последо­вательной маскировке восприятие целевого стимула может пол­ностью подавляться или значительно искажаться восприятие его цвета, яркости или формы. О временных ограничениях зритель­ного восприятия, связанных с последовательной маскировкой можно говорить в диапазоне от 0 до 300 мс. В этом временном

Эффекты зрительной маскировки - student2.ru

Рис. 49. Картина Б.Дулиттла «У леса есть глаза» (1985). Попробуйте найти на ней 12 изображений лица

диапазоне на качество восприятия целевого стимула влияют дли­тельность его предъявления и длительность экспозиции маскера, а также величина межстимульного интервала1.

Эффект одновременной маскировки успешно используется в военной науке и получил название камуфляжа. В одной из своих лекций Л. С. Выготский отмечал, что законы фигуры и фона, най­денные гештальтпсихологами, успешно применяются в военной практике: «Один из немецких ученых создал целую систему мас­кировки, основанную на том, что в военных целях важно не толь­ко окрасить то или другое орудие в цвет местности, но и так его поставить, чтобы его части входили в другую структуру» [18, 217]. Эмпирическими исследованиями эффективности военной маски­ровки занимался основатель отечественной дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплое(1896—1965). Феномено­логию камуфляжа хорошо передает работа художника Б.Дулит­тла, нарисовавшего целый ряд картин с так называемыми скры­тыми фигурами (рис. 49).

При анализе эффектов последовательной маскировки в зави­симости от конфигурации самих стимулов и их взаимного распо­ложения в пространстве в литературе по исследованию зритель­ного восприятия выделяют следующие виды маскировки.

1. Маскировка целевого стимула гомогенным световым пятном той же или большей площади, чем сам стимул. Этот эффект на­зывается перцептивной блокировкой и получил название эффекта Крауфорда.

1 Более подробно об исследованиях маскировки на русском языке можно ознакомиться в монографии эстонского психолога Т. Бахмана «Психофизиоло­гия зрительной маскировки» (1989).

2. Если структурированное изображение маскируется также структурированным изображением той же или большей площади, то этот эффект называется паттерновой маскировкой.

3. Если маскер предъявляется не в той же пространственной области поля зрения, а по соседству, то в случае обратной маски­ровки этот эффект называют метаконтрастом, а в при прямой маскировке — параконтрастом (рис. 50).

Как отмечала известный отечественный исследователь зритель­ного восприятия Т. П.Зинченко, для объяснения эффектов мас­кировки были предложены две теории: 1) теория временной сум­мации объясняет влияние маскировки эффектом суммации (или наложения) следа от предъявления маскера со следом целевого сти­мула, что приводит к ухудшению восприятия последнего; 2) теория прерывания указывает на то, что сенсорный сигнал от маскера пре­рывает процесс переработки информации от целевого стимула, не давая ему пройти все стадии формирования перцептивного образа.

Маскировка оказывает не только негативное влияние на вос­приятие, этот перцептивный феномен позволяет нам видеть ок­ружающий мир четким, а не смазанным. Дело в том, что в про­цессе зрительного восприятия наши глаза непрерывно соверша­ют быстрые (иногда несколько раз в 1 с), скачкообразные дви­жения, называемые саккадами. Их функцией является быстрый перевод взора с одного предмета (или его части) на другой. В свя­зи с этими движениями наше восприятие должно быть прерыви­стым, чего в действительности не происходит. Если с такой же скоростью по экрану будет перемещаться какое-либо изображе­ние, то мы его увидим смазанным или, как еще говорят, насту­пит эффект размывания ретинального изображения. В результате эффекта маскировки никакого смазывания образа не происхо­дит, мы просто в момент саккадического движения глаз ничего не видим. Результаты экспериментальных исследований данного феномена американским психологом Ф. Кэмпбеллом и его соав-

Стимул
Целевой маска

СТИМУЛ 1Я111

Стимул О Ме*СиТтИ<ТаЬпНЫЙ КИ

3 *** интервал %%И*Уг

Включение |----------- 1 |----------- 1

Выключение --------- 1 I------------------------ 1 I------

--------- *»

Время

Рис. 50. Пример стимульной парадигмы (вверху) и временной диаграм­мы предъявления стимулов (внизу) при изучении прямой и обратной

маскировки [120]

торами показали, что стимулы, воспринимаемые нами до или после саккады, маскируют эффект смазанного этой саккадой об­раза [120].

Наши рекомендации