М. Шериф: ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов

Другое известное имя в области ситуационного подхода к изучению кон­
фликтов — это М. Шериф с его знаменитыми экспериментами, в которых
конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия.
Вполне закономерно, что именно межгрупповые конфликты стали объектом
его внимания, как и интереса многих других исследователей: различные виды
социальных, расовых, этнических и других конфликтов требовали поиска
практических путей своего разрешения. Соответственно и в психологии на­
чинает доминировать желание не столько теоретически объяснять сущест­
вующие конфликты, сколько практически по­
могать людям справляться с ними. Самь|е последние обзорь| эмпирических
Общая схема экспериментов Шерифа (с ва- и экспериментальных открытий ясно ва­
риациями В разных сериях) сводилась К еле- ключили, что агрессия и конфликт не
дующему. В летнем лагере группу незнако- являются самогенерируемыми интрап-
мых между собой мальчиков подросткового '"хическими событиями. Это состояния

Отношения, возникающие как следствие

возраста (в разных экспериментах от 11 до транзакций между людьми в ситуациях,
14 лет) делили на две подгруппы, В каждой ИЗ когда преследуемые ими цели поддер-
которых шла своя жизнь. Отдыхая, играя, за- живаются или блокируются. Отсюда
НИМЗЯСЬ хозяйственными делами, мальчики адекватное понимание этиологии кон-
г ,. _ фликта и кооперации требует оценива-

сдружились между собой, образовав две спло-

г^ •' с ния внутри точных рамок, или контек-

ченные группы. После того, как у них сфор- ста] ситуаций] в которых они возникают,
мировалось сильное чувство групповой при- м.Шериф

надлежности, началась следующая, основная

70 Часть I. Основы изучения конфликтов

стадия эксперимента. Группы подростков сталкивались в сильной конку­рентной ситуации — между ними организовывались разные соревнования со строгим соперничеством, в результате которых одна из групп объявлялась победившей, а другая — проигравшей. На этой стадии и был зафиксирован тот результат, который предполагался основной гипотезой М. Шерифа: объ­ективно конкурентная ситуация, в которой оказывались группы, вызывала конфликт между ними.

Эксперимент Шерифа привлек к себе внимание и имел значительный ре­зонанс, а его методическая процедура была воспроизведена в ряде других экс­периментов.

Общая оценка

Общая оценка методической схемы исследований, выполненных с помощью внешнего инициирования конфликтов, и результатов, полученных с приме­нением этой схемы, неоднозначна. С одной стороны, было проведено множе­ство любопытных исследований, благодаря которым были получены пред­ставляющие интерес результаты как в отношении индивидуальных реакций людей на ситуации внешних затруднений, так и в отношении групповых яв­лений их взаимодействия. С другой стороны, критика неоправданных попы­ток приложения данных, полученных в лаборатории, к процессам поведения и взаимодействия людей в реальных условиях человеческого существования, безусловно, относится и к данным исследованиям. Но, пожалуй, самые боль­шие претензии в адрес подобного подхода связаны с тем, что конфликт реду­цировался до поведенческой реакции и за пределами рассмотрения остава­лось содержание человеческих переживаний, мотивов, представлений о про­исходящем, словом, все то, что, по сути, и составляет существо человеческих конфликтов. Безусловно, ситуационные подходы не отрицают влияния лич­ностных особенностей на поведение. Так, оказавшись перед лицом конфликт­ной ситуации, человек может реагировать по-разному: или выбрать коопера­тивную стратегию преодоления конфликта, или пойти путем борьбы, или просто отказаться от участия в конфликте и отстаивания своих интересов. Это зависит и от личностных особенностей, которые тем или иным образом «окрашивают» поведение человека в конфликтной ситуации. Однако фунда­ментальная зависимость поведения и реагирования — конфликтного в том числе — от внешних условий, ситуации (понимаемой как нечто внешнее, что может быть наблюдаемо и описываемо извне), которые сводятся в бихевио­ристских построениях к понятию стимула, остается неоспоримой.

Наиболее распространенная оценка бихевиоризма и необихевиоризма по­следующими исследователями предполагает, что «человеческая деятельность и социальные процессы не могут быть сведены к наблюдаемым и измеряе­мым поведенческим характеристикам, рассматриваемым как прямой резуль­тат внешних воздействий» (Уолш, 1978, с. 86). Трудно, конечно, допустить возможность сведения всего разнообразия и богатства психологической или




Глава 2. Психологическая традиция изучения конфликтов 71

социальной жизни человека к определенному набору стандартных образцов поведения, подчиненных общей схеме «стимул — реакция» и ее модификаци­ям с учетом вводимых промежуточных переменных. Бесспорно, эти подходы не были лишены слабых сторон, таких как радикальное отстаивание роли си­туативных факторов в возникновении конфликтов и неизбежный при этом уход на второй план личностных переменных. Однако не следует забывать, что благодаря ситуационным подходам современная наука получила богатей­ший эмпирический материал в области конфликтной проблематики. Стара­ниями М. Дойча и других исследователей конфликт перестал воспринимать­ся как исключительно интрапсихически генерируемый феномен.

Наши рекомендации