Техники рационально-эмотивной терапии

Основную цель РЭТ можно сформулировать как "отказ от требований". Рациональный терапевт побуждает своих клиентов к ограничению до минимума своих требований. По большому счету, РЭТ стремится к снижению, редуцированию долженствования, перфекционизма (стремления к совершенству), грандиозности и нетерпимости у клиентов.

На начальных этапах работы над системой убеждений клиента психолог стремится, прежде всего, к выявлению иррациональных установок. Выявлению таких установок помогает употребление клиентом таких слов, как "надо", "должен", "необходимо". Психолог часто "провоцирует" клиента к использованию в беседе этих слов, высказывая гипотетические предположения, содержащие эти слова, чтобы клиент признал их власть над собой.

Клиент: Я хочу написать хорошую дипломную работу, поэтому я все время нервничаю. Психолог: Мне кажется, что ты говоришь: "Я должна написать хорошую дипломную работу", не так ли?

Для выявления иррациональных установок используется также известная техника А.Бека: декатастрофизация, или техника "а что, если". Эта техника предназначена для исследования действительных, фактических событий и тех последствий, которые существуют только в воображении клиента и наносят ему психологический ущерб, вызывая чувство тревоги. Техника помогает клиентам подготовиться к последствиям, сопряженным со страхом, а также полезна для уменьшения избегания

После выявления иррациональных установок психолог приступает к реконструкции системы убеждений. Воздействие осуществляется на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

1. Воздействие на когнитивном уровне. РЭТ применяет сократовский тип диалога между клиентом и психологом, а также когнитивный диспут. Задачи психолога заключаются в прояснении смысла, в демонстрации логической несостоятельности. В процессе такого спора может выявиться вторичная выгода, которую дает сохранение иррациональной установки. РЭТ учит клиентов семантической точности: если клиента не любят, это не значит, что его всегда не будут любить; если клиент потерпел неудачу, это не значит, что он никогда не сможет добиться успеха и т.п.

2. Воздействие на эмоциональном уровне. Психолог использует различные способы драматизации предпочтений и долженствований, чтобы клиенты могли четко различать эти два феномена (отличие "было бы лучше" от "должно"). Терапевт может использовать:

- ролевую игру, чтобы клиент увидел свои ложные идеи и их влияние на отношения с другими людьми;

- моделирование, чтобы показать клиенту, как принимать различные идеи;

- юмор, чтобы довести до абсурда иррациональные мысли;

- безусловное принятие, показывая клиенту, что он принимает его, несмотря на наличие негативных черт, тем самым давая импульс для самопринятия;

- эмоционально насыщенное разубеждение, приводящее клиентов к отказу от некоторых абсурдных идей и замене их на более разумные понятия;

- поощряет поведение, связанное с риском: побуждает клиентов к самораскрытию, предлагает им поделиться своими социально неодобряемыми чувствами (злостью, враждебностью).

3. Воздействие на поведенческом уровне. Поведенческие методы в РЭТ применяются и для изменения когниций клиентов. Склонность к перфекционизму может быть снижена путем выполнения следующих заданий психолога: пойти на риск; нарочно провалиться при решении какой-либо задачи (например, нарочно плохо выступить перед публикой); воображать себя в ситуациях неудачи; браться за ту деятельность, которую клиент считает особо опасной.

В РЭТ часто используется оперантное обусловливание для отвыкания от вредных привычек (курение, переедание) или изменения иррационального мышления (осуждения себя за курение или переедание).

Консультативный процесс

Цели психологической помощи:

· обучение и переучивание для когнитивного переструктурирования, ведущего к изменению эмоционального фона и затем – к поведенческим изменениям;

· снижение у клиента типичных ошибок иррационального мышления и др.

Роли и функции консультанта: активно-директивная позиция; гибкость; открытость; способность мотивировать и побуждать клиента; принятие и терпимость в отношении себя и других людей; высокая самооценка по большинству критериев позитивного психического здоровья и готовность служить моделью психического здоровья для своих клиентов.

Ожидания от клиента: готовность играть активную роль в процессе изменения; готовность принимать ответственность за разрешение проблем.

Причины для изучения психологом-консультантом основ РЭТ:

· овладение современным эклектическим направлением психотерапии и консультирования (знание РЭТ является обязательным для сдачи психологами лицензионного экзамена в США);

· возможность овладения высокоэффективным методом диагностики и коррекции иррациональных убеждений;

· возможность проверки гипотезы о том, что данный клиент может достигнуть желаемых изменений с помощью РЭТ, и отказ от этой гипотезы только после достижения психологом убежденности в том, что с данным клиентом эта гипотеза не работает.

1. Каковы основные теоретические положения рационально-эмотивного подхода?

2. Какие техники используются в рационально-эмотивном подходе?

3. Охарактеризуйте особенности консультативного процесса в рационально-эмотивном подходе.

ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД

Гештальт-терапия была создана Фредериком Перлзом в начале 50-х годов. Перлз считал, что подлинно целостный (холистический) взгляд на человека и психотерапию требует существенной деинтеллектуализации. В попытке понять человеческую природу происходит переоценивание интеллекта, который Перлз сравнивал с компьютером.

Постоянное стремление выяснить, почему что-то происходит, мешает людям пережить, как это происходит. Объяснение – особенность интеллекта, не имеющая отношения к пониманию. Антиинтеллектуализм Перлза отражен в его известном афоризме: "Забудь о своем уме и доверься чувствам".

На формирование взглядов Перлза оказали влияние психоанализ, идеи Вильгельма Райха, гештальт-психология, феноменология, экзистенциализм, психодрама Я.Морено и философия дзен-буддизма. Его гештальт-молитвой были следующие слова:

Я делаю свое, и ты делаешь свое.

Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями.

И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями.

Ты – это ты, а я – это я,

и если мы случайно находим друг друга - это прекрасно,

если же нет – этому ничем нельзя помочь.

Наши рекомендации