Интонация, тембр и тон голоса

Интонация, тембр и тон голоса полезны для понимания клиента. Опытный психолог способен уловить малейшие нюансы и изменения в этих параметрах

Тон голоса позволяет ясно распознать такие чувства, как гнев и печаль, труднее распознаются нервозность и ревность. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие, передаются обычно высоким голосом. Гнев и страх также выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как печаль, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи тоже отражает чувства говорящего. Люди говорят быстрее, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях. Тот, кто хочет нас убедить или уговорить, обычно говорит быстро. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии либо усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, клиент невольно выражает свои истинные чувства и раскрывает свои намерения. Звуки – междометия, кашель, вздохи, фырканье – могут обозначать больше, чем слова.

Для психолога предпочтителен меняющийся тон голоса с некоторой эмоциональностью. Лучше всего, если скорость речи психолога средняя. Психолог должен следить за тем, что выражает тон речи клиента: тепло души, переживания, интерес или скуку? Это позволяет отслеживать темы, которые вызывают интерес, подъем или, наоборот, спад энергии у клиента.

Время

Время является важным параметром консультативного процесса. Первым шагом на пути к консультированию является договоренность между психологом и клиентом о времени начала консультации. Обычно в нашей культуре клиент и психолог придерживаются точного времени встреч. Поэтому в том случае, когда психолог и клиент заключили психотерапевтический контракт и оговорили определенные требования, в частности, необходимость регулярного и своевременного посещения сессий, а клиент опаздывает или не приходит, психолог должен обсудить эту проблему. Например, в первый раз он может просто констатировать "Вы сегодня опоздали на 15 минут" и подождать реакции клиента. Опоздания клиента, если они повторяются, могут свидетельствовать о наличии сопротивления, о невозможности справиться с неприятными переживаниями, даже если клиент объясняет как случайность, транспортные пробки и т.п. Не следует делать вид, что ничего не происходит. Например, консультант может выразить свое отношение к происходящему следующим образом: "Я чувствую дискомфорт, когда люди опаздывают". Если клиент попытается оправдаться или объяснить, можно сказать: "Ваши объяснения и извинения не помогут мне чувствовать себя лучше, если вы и дальше будете продолжать опаздывать".

Обычно психолог соблюдает время, отведенное на консультационную сессию, то есть, со своей стороны, следит за точным соблюдением условий контракта – не опаздывает, не заканчивает сессию раньше времени. Как уже говорилось в предыдущей главе, время единичной консультации нужно оговаривать сразу, на первой встрече психолога с клиентом. Важным представляется момент, связанный со строгим/нестрогим соблюдением времени, отведенного на отдельную сессию. В некоторых психотерапевтических школах пунктуально придерживаются определенного времени, отведенного на встречу. Например, психоаналитики иногда даже используют специальные часы, большая стрелка которых совершает полный круг за 50 минут. Сторонники других направлений более гибко относятся ко времени. Однако если психолог работает в рамках какого-либо учреждения и его время заранее распланировано, более целесообразным будет придерживаться графика работы и не затягивать встречу.

Необходимо следить за распределением времени в течение каждой отдельной консультационной сессии. Психолог, особенно начинающий, иногда испытывает соблазн рассказывать клиенту истории из собственной жизни, говорить о своем опыте в сходной ситуации и т.п. Самораскрытие психолога иногда на самом деле имеет огромное значение для клиента. Однако главным действующим лицом в консультировании является клиент, и поэтому психолог обязан предоставить ему в ходе сессии максимум времени. При этом психолог отслеживает, чему посвящалась сессия: сколько времени и каким ключевым фигурам, чувствам, ситуациям из своей жизни клиент уделял внимание? Как распределялось это время?

С другой стороны, необходимо учитывать общее количество времени, которое проводят вместе консультант и клиент. Так, если психолог провел 15 консультаций, это много относительно 3 или 5 консультационных сессий, но мало в контексте времени всей жизни клиента. Проблема могла существовать несколько лет, и иногда невозможно полностью решить ее за 15 часов. Существуют направления, в которых важным фактором успешности консультирования (психотерапии) является достаточно длительное количество времени, в течение которого осуществляется взаимодействие психолога и клиента. Клиент за это время усваивает (интериоризирует) психотерапевтический миф психолога.

Как завершать консультативную сессию? Нельзя обрывать клиента на полуслове. Лучше, если психолог заранее говорит, что время консультации подходит к концу. Например, можно напомнить: "У нас осталось 5 минут", чтобы клиент мог завершить свою мысль, а психолог – подвести резюме, дать домашнее задание и т.п.

Межличностное пространство

Межличностное пространство, важным показателем которого является дистанция (физическое расстояние) – это объективный показатель, отражающий, насколько близко/далеко находятся собеседники по отношению друг к другу. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.

Размеры личной пространственной территории человека среднего класса в принципе одинаковы независимо от того, где проживает человек. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны:

· Интимная зона (от 15 до 46 см). Именно эта зона главная, и человек ее охраняет, как свою собственность, разрешая проникать в нее только тем лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. Зона радиусом до 15 см. – это сверхинтимная зона, проникнуть в нее можно только посредством физического контакта.

· Личная зона (от 46 см. до 1,2 метра). Это расстояние, которое разделяет нас во время официальных приемов, официальных вечеров и дружеских вечеринок.

· Социальная зона (то 1,2 до 3,6 метра). На таком расстоянии обычно располагаются не очень знакомые люди.

· Общественная зона (более 3,6 метра). Наиболее удобная зона, когда мы адресуемся к большой группе людей (И. Атватер).

Обычно люди чувствуют себя удобно, когда сидят или стоят на расстоянии, соответствующем указанным выше размерам зон. Эти правила значительно варьируются в зависимости от возраста, пола, и уровня культуры. Например, дети и люди пожилого возраста держатся ближе к собеседнику. Обычно женщины сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Уравновешенные, спокойные люди подходят к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседников подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Важным фактором является традиция: уроженцы Кавказа и Средней Азии склонны садиться ближе к психологу, чем славяне.

Если психолог хочет, чтобы в его клиенты чувствовали себя уютно, он должен соблюдать золотое правило – "держать нужную дистанцию". Лучше всего дать клиенту возможность самому выбрать удобное для него расстояние.

На дистанцию между собеседниками может повлиять стол. Стол обычно ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому некоторые психологи предпочитают проводить консультирование, сидя не за своим столом, а напротив собеседника – на стульях, стоящих под углом друг к другу. Обычно во время разговора с клиентом расстояние между ним и психологом – на длину руки или больше.

Вербальное общение

В психологическом консультировании проблема языковых средств коммуникации решается по-разному в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого осуществляется процесс консультирования. Тем не менее, главным элементом любой психотерапии и консультирования является именно вербальное общение. Трудно представить себе успешно работающего и при этом косноязычного, не владеющего речью психолога.

Единственным средством вербальной коммуникации является язык. Обычно психологи при взаимодействии с клиентом придерживаются правила вербального следования. Это значит, что психолог "идет" вслед за клиентом, за его темами и старается использовать тот же язык, которым пользуется клиент. При этом важно, чтобы психолог внимательно выслушивал все сказанное клиентом, избегая прерывания или изменения направления разговора во время его рассказа.

Внимательное поведение, согласно взглядам большинства психологов, является центральным аспектом консультирования (А.Айви, К.Роджерс и др.). Внимательное поведение включает в себя 4 момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.

Селективное внимание – понятие, означающее, что психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые фрагменты речи клиента. Очень часто в своих рассказах клиенты перескакивают с одной темы на другую. В зависимости от взглядов психолога на то, что является более важным, он зачастую выбирает одну из альтернатив. Стереотип селективного внимания говорит больше о психологе, чем о клиенте.

Для психолога-профессионала важнее фиксировать свое внимание на клиенте, а не на проблеме. Поэтому в случаях, когда в рассказе клиента присутствовало несколько тем, технически более правильно перечислить все темы, затронутые клиентом, и предложить самому клиенту выбрать, с какой темой ему хотелось бы поработать.

Техники слушания

После установления раппорта обычно встает задача выявления проблем клиента. Штампы и обороты, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента – это навыки слушания.

Одно из главных мест среди профессионально важных навыков психолога занимает навык задавания вопросов. Вопросы являются основным элементом беседы и главным средством получения информации от клиента. Умение психолога задавать вопросы, подбирая соответствующую формулировку, является одним из важнейших условий эффективного консультирования.

Открытые вопросы обычно начинаются со слов "что", "как", "почему", "могли бы", "а если". Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить "да" или "нет". Открытые вопросы дают нам довольно важную информацию о сути затруднений клиента. ("Не скажете ли вы, о чем пойдет у нас разговор?" – открытый вопрос дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ).

Используя открытые вопросы, психолог может уяснить следующее: общую картину ситуации; основные факты; эмоциональное отношение клиента к этим фактам; суждения клиента. На стадии сбора информации ставится цель выяснить, как клиент понимает проблему, а также факты, чувства и особенности его мышления. Те же вопросы можно использовать на третьей стадии интервью (желаемый результат), чтобы узнать, каковы цели клиента, что он думает об этих целях и др.

Психологу необходимо сохранять чувство меры при расспрашивании клиента. Вопросы "почему" особенно тревожны и вызывают у клиента желание защититься. Гештальт-терапевты интерпретируют задавание вопросов как проявление агрессии. Психолог, который много спрашивает у клиента, может восприниматься последним как агрессивный. Некоторые направления (когнитивное, РЭТ) используют их широко, клиент-центрированные терапевты вообще возражают против использования в консультативной сессии большого количества вопросов.

Закрытые вопросыобычно включают в себя частицу "ли". Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить "да" или "нет". Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы могут отпугнуть клиента.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми, например: "Одни люди думают об этом так(…), другие – так (…)."

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких микротехник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство)– микротехника, представляющая собой использование психологом тех "минимальных" средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа:

· Я понимаю.

· Продолжайте, это интересно.

· Расскажите поподробнее.

Эти реплики способствуют развитию и углублению консультативной беседы. Они снимают напряженность клиента, помогают психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии ("ну-ну", "так", "угу", "расскажите еще"). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом показать клиенту, что его слышат. А.Айви с соавторами считают, что данный прием характерен для профессионально успешных психологов.

Перефразирование (парафраз)– формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психолог понимает клиента. Именно тогда, когда психологу кажется, что он точно понимает клиента, целесообразно воспользоваться этой микротехникой, так как иллюзия понимания часто возникает при проецировании собственных мыслей и чувств на рассказ клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: "Как я понял…", "Вы считаете …", "По Вашему мнению…", "Другими словами, вы думаете ", "Если я правильно понял, Вы говорите…" и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психолог умел выражать мысли клиента своими словами. В противном случае (если используется только повтор), психолог может потерять нить в рассуждениях клиента. Перефразирование позволяет внести своевременные коррективы в сообщение клиента в тех случаях, когда психолог неправильно понял клиента.

Пересказ– это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В них передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает психологу прояснить, свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств.Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы психолог умел отмечать для себя эмоции. Прием отражения чувств можно расчленить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); эмоциональное произнесение слов: предложения-штампы (Похоже, вы чувствуете…, Мне кажется, вы чувствуете…). Часто добавляется контекст данного переживания ("Вы злитесь, когда ваш муж задерживается"). "Чистое" отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. И.Атватер рекомендует использовать следующие ключевые фразы:

· Не повторите ли вы еще раз?

· Я не понимаю, что Вы имеете в виду.

· Объясните, пожалуйста, еще раз.

· Мне не совсем ясно, о чем вы говорите.

· Я не понял.

· Что Вы имеете в виду?

· Не объясните ли вы это подробнее?

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: "Вы обиделись?", "Вы бы хотели изменить ситуацию?", "Это все, что Вы хотите сказать?" При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов. Закрытые вопросы иногда активизируют защиты клиента.1 Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа "Я не совсем вас понял" и др. В этом случае психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла)связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая "соединить" в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания диалога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщения клиента. Построение резюме включает в себя упорядочение сложного содержания высказываний клиента. Резюме обычно формулируется психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например:

· То, о чем вы мне рассказали, свидетельствует о …

· Как я понял из вашего рассказа…

· Ключевыми идеями вашего рассказа являются…

Резюме полезно использовать в конце консультативной сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ - важная микротехника слушания. При фокус-анализе психолог отражает главную тему, отраженную в структуре предложений, используемых консультантом и клиентом. Возможны следующие направления выбора фокуса при работе с клиентом:

1.Фокус на клиенте (личностные обращения, апеллирование к мыслям и чувствам, желаниям клиента относительно себя).

2.Фокус на другой личности.

3.Фокус на проблеме.

4.Фокусирование на психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиента чувство доверия. Успешно развивается раппорт, но не следует злоупотреблять этим приемом.

5.Фокусирование на общности: "мы – фокус". ("Чего мы достигли?", "Мне нравится, как вы действуете").

6.Культурно-контекстный фокус: "Это тревожит многих женщин. Жизнь современной женщины очень сложна". В основе проблем клиентов часто лежат реальные истории их взаимодействия с политической и социальной системой. Но, как считает А.Айви, в целом психологи склонны игнорировать культурно-социальный контекст.

Навыки слушания организуются в систему, называемую "основные этапы выслушивания". В эту последовательность не включено осознание смысла, которое выступает скорее как следствие использования этой последовательности выслушивания, а не является ее частью.

Виды слушания.

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания психологом клиента.

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) –это самый основной вид слушания. Он состоит в умении психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует внимания от психолога. Условным понятием также является и "нерефлексивность", так как при этом психолог остается в контакте с собой, своими чувствами.

В ходе нерефлексивного слушания психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

· клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

· клиенту трудно четко сформулировать свои мысли, желания, затруднения, проблемы;

· клиенту нужно выговориться и он не готов выслушивать наши комментарии, вопросы и замечания;

· клиент переживает такие чувства, как горе или утрату, гнев, разочарование, страх

· клиент – застенчивый, неуверенный в себе человек.

Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения клиента. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо "раскодировать", "расшифровать" сообщение клиента.

Например, клиент говорит психологу: "Мой муж грубо обращается со мной". "Грубо обращается" – выражение, которое может иметь самые различные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и словесные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того, чтобы понять клиента, психологу необходимо уточнить, что под этим выражением подразумевает клиент. Для этого используется уточняющий вопрос: "Что именно вы имеете в виду, говоря о том, что ваш муж грубо обращается с вами?"

Психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит клиент. Предполагается, что мысли и чувства клиента в процессе рассказа могут так измениться, что он сам сможет решить свои проблемы, пережить инсайт, найти самостоятельно ответы на собственные вопросы, преодолеть свои внутренние противоречия.

Психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушаниевключает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия - это глубокое проникновение психолога во внутренний мир клиента, принятие того содержания, которое пытается постичь и осознать клиент.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а со – п е р е ж и в а н и е, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств клиента. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К.Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Техники воздействия.

Некоторые психологи, например, последователи Карла Роджерса, считают, что можно добиться успеха, используя только техники слушания. Однако это делает процесс долгим и утомительным. Когда психолог активно участвует в беседе, он может продуктивно влиять на скорость осознания клиентом характера своих проблем и способов их разрешения.

Воздействие – это активное вовлечение психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменения и личностного роста. Своим присутствием он уже оказывает влияние на клиента. В том случае, когда психолог активно действует во время консультации, изменения могут произойти быстрее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента (как и при его выслушивании) психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А.Айви).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация – главный метод среди всех техник воздействия. Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу консультант. Интерпретация используется нечасто, 2-3 за одну консультацию. Это вызов точке зрения клиента, поэтому "передозировка" ведет к сопротивлению клиента.

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

· свободные ассоциации: "Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…";

· гештальт-метод работы с полярностями: "Представьте, что ваша подруга сидит в этом кресле. Скажите ей все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от ее имени";

· фантазирование: "Представьте, что вы вернулись в прошлое, в свое детство… Перед вами – девочка 5-6 лет. Эта девочка – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Вы можете спросить ее о чем-то важном…"

· парадоксальная инструкция: "В следующий раз, когда испытаете страх, не пытайтесь подавить его. Наоборот, усильте свой страх, расскажите о нем окружающим… Желательно, чтобы вы испытывали в день не меньше трех приступов страха…"

· релаксация: "Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…"

· пожелание: "Сейчас я предлагаю сделать вам следующее…"

· домашнее задание: "В течение недели вы должны письменно каждый вечер отвечать на следующие вопросы…", "К следующей нашей встрече заполните этот опросник" и др.

Психолог может давать указания клиенту, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены ("должен" на "хочу" и "не хочу"), вовлекая его в групповую работу (изменение пространственного положения членов семьи). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолог с клиентом.

Конфронтация. Конфронтация – сложный метод, который включает в себя пересказ, интерпретацию и другие микротехники. Этот термин имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, второе, деструктивное, не используется. При конфронтации клиент ставится перед фактом, что он говорит не то, что думает, и делает не то, что говорит. Важным для понимания конфронтации являются понятия "рассогласования" или "инконгруэнтности". Клиент дает двойные сообщения во время интервью. (Да…но). В предложении клиент дает два посыла в одном предложении или фразе, демонстрируя смешанные чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Психологи часто используют следующее предложение: "С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…"). В этой модели – сущность конфронтации.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Он связан с техникой обратной связи и строится на "Я-высказываниях" психолога.

Различные системы психотерапии и консультирования используют различные микротехники в различных "пропорциях". Квалификация психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента. До клиента должно "доходить" то, что передает ему психолог.

В заключение отметим, что успешность консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля

1. Что относится к инструментарию психолога-консультанта?

2. Какие невербальные проявления клиента необходимо прослеживать в процессе консультирования? На какие телесные сигналы ориентируется консультант?

3. Какие навыки выслушивания использует психолог-консультант?

4. Какие виды слушания используются в консультировании? Чем они различаются?

5. Что такое психологическое воздействие?

6. Какие существуют методы воздействия?

7. Охарактеризуйте различные виды директив.


Наши рекомендации