Раздел 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
(конспект одноименной книги Ждан А.Н, сделанный Рикелем А.М.)
ВВЕДЕНИЕ
1. В психологии предмет – психическая реальность, в истории психологии – представления о ней на разных этапах развития науки.
2. В частности, Боринг говорит, что эти этапы развития обусловлены Zeitgeist (духом времени), когда каждо открытие обуславливается временем.
ПРИМ: синхронные открытия в науке, не предполагавшие плагиата – пример действия Цайтгайста.
Важно! Парадигмальная теория Куна – тоже вариант Zeitgeist: соц. и кульур. процессы порождают парадигмы => далее возникают аномалии внутри парадигмы => кризис => научная революция => новая парадигма.
Для красного словца: в психологии никогда не было общепризнанной парадигмы, т.е. Кун не ахти как прав для нашей науки.
3. Вместо парадигм в психологии уместнее говорить о школах (Вудвортс), в рамках
к-ых прописываются проблемы, приемы, методы и пр.
4. Карлейль говорил об истории науки в рамках теории великих людей (мол, наука творится великими личностями. Туповатенькая теория, но имеет место быть).
5. В отечественной истории психологии творили и творят Гальперин, Петровский и самый главный – М.Г. Ярошевский (1915-2001).
Важно! Он создал трехаспектный подход к анализу научного творчества (предметно-логический, социальный и личностный).
В рамках предметно-логического аспекта он создал категориальный анализ:
ü категории (образ, действие, мотив, психосоц.отношения и пр.)
ü объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие и пр.).
Эти компоненты – суть категориального аппарата науки – должны применяться для изучения каждого этапа развития научной мысли.
6. Собственно Ждан (опершись на идеи Гальперина) стала рассматривать историю психологии как процесс становления ее предмета.
Для красного словца: чем дальше в истории то или иное представление о предмете – тем продолжительнее оно было в самой истории науки. И наоборот: чем современнее представление о предмете – тем на меньшее время оно задерживается.
7. Сначала психология развивалась в рамках философии (6 в. до н.э. – середина 19 в.), а потом- самостоятельно.
8. Среди принципов историко-психологического анализа выделяем:
а) принцип историзма – мы рассматриваем максимально полно отрезок прошлого сквозь призму социокультурных условий, логику науки, ничего не отбрасывая, рассматривая новаторство в сравнении с предыдущими этапами.
Кстати, презентизм (изучаем лишь значимое сейчас) и антикваризм (изучаем прошлое без учета современных задач) – нарушения принципа историзма.
б) принцип детерминизма – мы можем объяснить психическое порождающими его факторами (био,психо, социодетерминизм и пр.).
Раздел 1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ Ф. БЭКОНА И ЗАВЕРШЕНИЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ УЧЕНИЯ О ДУШЕ
v В классическом аристотелевском смысле и вплоть до Френсиса Бэкона (1561-1626) люди занимались психобиологией, т.е. в изучение души включали и изучение природных, и физиологических процессов.
v Итак, Бэкон:
o отказался от изучения общих вопросов, касающихся природы души
o призвал перейти к эмпирическому изучению ее процессов =>
подготовил науку к отмиранию понятия «души».
v В целом науку о человеке Бэкон делит так:
o философия человека (натуралистическая):
§ наука о теле
§ наука о душе (о рациональной божественной и о телесной душе).
У обоих «душ» есть способности и функции. Он уже не приписывает душе пищеварение и дыхание. У телесной души способность ощущения и выбора, у рациональной – разум, рассудок, воображение, память, воля и пр.
o гражданская философия (в контексте общественно-экономического существования человека)
v О познании. Как всегда сначала чувства. Потом они обрабатываются разумом. Но познание сопровождают заблуждения – идолы (идолы рода, пещеры, площади итеатра). Преодолевать препятствия нужно с помощью научной индукции (от частного к общему).
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ
Глава 2. ОФОРМЛЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЯХ 17 ВЕКА
Эпифеноменализм Т. Гоббса
Краткий экскурс в историю. С развитием капитализма, промышленности и опытного естествознания в Англии зародился и эмпиризм. Зародился он у Френсиса Бэкона, продолжился у Томаса Гоббса и окончательно оформился у Джона Локка.
Томас Гоббс (1588-1679) спорит с Декартом в следующем:
ü 2 субстанции – это чушь, ибо не может быть бестелесной субстанции!
ü У нас есть движения, ощущения и прочие чувствования. Сознание – параллельное отражение этих движений => психика – тень реальных материальных процессов, эпифеномен.
ü Познание предстает в виде смены образов (ощущение – вображение – память – понимание как образ под влиянием слова; мышление как течение образов).
ü Чувства возникают из опыта и вместе с волей также являются компонентами сознания.
ü Эпифеноменализм Гоббса порождает бессубъектную психологию с сознанием как механистическим сплетением его содержаний.
Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка
Джон Локк (1632-1704) – это:
ü настоящий отец эмпирической психологии
ü яростный критик идеи о врожденности идей и знаний: мол, человеческая душа есть tabula rasa => источник знаний – это опыт, приобретаемый из ощущений (их источник - внешние объекты, а продукт – идеи) и рефлексия (ее источник – ранее усвоенные идеи, а продукт – новые невнешние идеи).
Для красного словца: тезис о делении опыта на внешний внутренний дал начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте.
ü Идеи бывают простыми (неразложимыми далее) и сложными. Простая идея – единица знания. Простым идеям в душе соответствуют первичные качества в вещах (реальные неотделимые качества, существующие объективно вне зависимости от того, воспринимаем ли мы их). Сложным идеям соответствуют вторичные качества (цвета, вкусы и пр. – по сути не находятся в вещах, а существуют лишь, пока мы их ощущаем).
ü Простые идеи по Локку познаются пассивно без активной Д-ти субъекта. Сложные же идеи наш ум суммирует самостоятельно (путем сопоставления, сравнения и обобщения через предшествующую абстракцию) или путем ассоциаций (то есть неверным соотношением идей).
ПРИМ: симпатии, антипатии, идеи домовых – это всё ассоциации! Детей надо воспитывать так, чтоб никаких ассоциаций не возникало! :))
Кстати, явление ассоциации описывалось еще в Античности, но сам термин «ассоциация идей» Локк ввел первым.
ü По Локку сознание неразрывно связано с душевным опытом => нужно изучать сознание, а не виртуальную душу.
Исторический смысл полемики Г. Лейбница с Дж. Локком
Локка критиковали многие, и в т.ч. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716):
v По Лейбницу мир состоит из монад – живых духовных единиц. В каждой монаде как бы 2 полюса: духовная и вещественная. Существуют 3 вида монад: простые, животные (с восприятием и памятью) и духи (человеческие с высшими духовными св-вами). Монады всегда соединены с телом. Но при этом все учение идеалистично.
v Психофизическая проблема решается им в духе гармонии: души действуют согласно законами своих причин, тела – согласно своим законам, но все находится в гармонии.
v Итак, Лейбниц спорит в следующем:
ü Душа не tabula rasa, a кусок мрамора с прожилками будущей фигуры, т.е. существуют врожденные интеллектуальные идеи
Кстати, Лейбниц правильно указал, что нельзя все знание вывести из индивидуального опыта. Однако сам Лейбниц вообще тупит и выводит это знание из врожденных идей.
ü Познание простых идей у нас не пассивно, даже в таком познании присутствует апперцепция как особая сила духа, определяющая наше познание и поведение.
ü Область духа состоит не из одних только ясных понятий и представлений, но есть еще и бессознательное (например, не замечаемые нами многочисленные малые восприятия, которые потом ого-го как много влияют на нас).
Кстати, респектище Лейбницу! Впервые в истории проводятся различия между сознательными и бессознательными состояниями духа!
v Итак, полемика Локка и Лейбница вскрывает неполноценность «индивидуалистской» трактовки опыта, забывающей о социокультурной среде.
v Эта полемика закладывает 2 пути развития научной мысли:
ü «позитивизм» (внешние воздействия как источник всякого опыта; отсутствие врожденного опыта; элементаризм и атомизм).
ü Внутренняя активность интеллекта, открытие проблемы мотива и личности.
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ
Раздел 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА
(60е гг. 19 ВЕКА – 10е гг. 20 ВЕКА)
Глава 1. ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
v История успеха. Вильгельм Вундт (1832-1920) начал с исследований восприятия, и так начались его идеи об экспериментальной науке. Через пару лет он заинтересовался «продуктами человеческого духа» :)) – и так начала появляться психология народов => так складывается программа психологии, объединяющая экспериментальный и культурно-исторический методы => в 1879 г. он открывает Институт экспериментальной психологии в Лейпциге (условная дата рождения психологии как науки).
v Суть! Психология не наука о душе и не наука о внутреннем опыте!
Психология – наука о непосредственном опыте.
Поясним. Здесь уже речь идет о субъекте и окружающих его объектах. Объект и субъект в неразрывном единстве, то есть, по Вундту, сомнительно независимое от субъекта существование объективного мира. Опыт же в отвлечении от познающего субъекта пусть изучает естествознание – это опосредствованный опыт. Мы же будем изучать непосредственный.
v Т.о. объектом в психологии остается сознание. Однако сознание «берется» как процесс.
v Т.к. многие науки изучают одно и то же, но с разных точек зрения => и методы д.б. более-менее схожими => нужны экспериментальные методы.
Кстати, но не дай Бог никакого изучения поведения и Д-ти! Это же объетивные явления! А предмет психологии – сознание – как человек непосредственно дан самому себе. И основной метод – самонаблюдение. Эксперимент же просто делает его более точным.
v Но эксперимент (для Вундта психофизический или психофизиологический с изменением материального раздражителя и объективной регистрацией эффекта) применим только для простых псих.ф-ий (ощущений/ представлений /времени р-ий / простых ассоциаций и чувствований).
v ВПФ надо изучать через анализ продуктов Д-ти (языки, мифы, обычаи).
v Вундт – атомист! Он исследует элементы душевной жизни (ощущения и чувствования), анализируют связи между этими элементами и продукты этих связей, исследует законы душевной жизни.
v Существуют 2 типа связей:
1. Ассоциативный. Все ассоциации, по Вундту, одновременные (существуют в форме слияния) и последовательные (в форме узнавания и воспоминания) – так за ассоциациями скрываются восприятие и память.
Но! Ассоциации – пассивный процесс. У Вундта нет активности, нет участия личности.
2. Апперцептивный. Они уже при активном участии сознания. Апперцепция – функция сознания – активность субъекта (внешне выражается во внимании). Т.е. в сознании всегда много предметов, но именно благодаря апперцепции появляется ясная точка сознания.
Кстати, иногда апперцепция направлена на выбор между 2 различными действиями – и тогда это воля. А мышление и воображение – это ф-ии апперцепции.
v Последний пункт программы – это законы душевной жизни. Их, видимо, надо смотреть где-то еще.
v Итак, программа Вундта:
o масштабнейший проект, охватывающий многие пси.проблемы
o структуралистский, элементаристский, сенсуалистский подход :)
o главное – введение в психологию эксперимента!
v Одновременно с Вундтом программу в России предложил Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). Он хотел доказать приложимость физиологических законов в психологии – это вылилось в рефлекторную теорию психического: все псих.акты развиваются путем рефлекса (псих.процесс берет начало во внешнем действии -> продолжается центральной Д-ю -> заканчивается ответной Д-ю). Мол, все причины вовне и нельзя руководствоваться какими-то скрытыми и непонятными внутренними мотивами и представлениями.
Для красного словца: кстати, собственно физиологической стороной псих.процессов занимались Павлов, Ухтомский и Ко.
v Несколько против всего этого выступил историк и публицист Константин Дмитриевич Кавелин:
o Психология – самостоятельная наука.
o Несмотря на материально-физиологическое основание для псих.явлений, нельзя психологию сводить к физическому!
o Интроспекция субъективна и недостаточна, нужно изучать и объективные стороны.
НО! Кавелин так и не смог накатать самостоятельную полную программу.
v Сеченов же говорит, что методом в психологии д.б. не интроспекция, а генетический подход.
v Итак, Сеченов:
o научно-естественный материалист!
o признавал, но никак не учел в программе социальную обусловленность сознания
o оказал огромное влияние на Ланге, Бехтерева, Павлова, Ухтомского и др.
ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
v Эдвард Титченер (1867-1927) продолжал дело Вундта в США:
o его подход структуралистский (изучение отдельных элементов сознания, далее не поддающихся анализу) противостоял популярному в Америке функциональному подходу
o Метод анализа – аналитическая интроспекция!
Поясним. Она отличается от обычной тем, что при обычной интроспекции в явлениях сознания открывается суть объектов. А это неверно! Т.к. должны открываться психологические факты. Итак, все физические аспекты объекта надо исключить из интроспекции, а оставить лишь «чистое содержание». Иначе ошибка стимула.
o Титченер очень боролся за чистоту аналитической интроспекции и рьяно отрицал всю критику. В частности, изучать психику детей, животных, больных или массовидные явления можно якобы по аналогии со своей интроспекцией, т.к. ощущения у всех одинаковые.
o Первичные элементы сознания – ощущения (обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью) + образы (следы прежних ощущений, но с меньшей отчетливостью) + чувства (обладают качеством, интенсивностью и длительностью).
o Задача пси – 1) описать эти элементы с помощью эксп., 2) объяснить их физиологическую сторону, 3) показать, что при разных группировках они образуют все сложные процессы нашего сознания.
o Итак, Титченер в целом не вписывался в американскую науку того времени, к-ую интересовали индивидуальные особенности и различия. Ответом на структурализм стал функционализм.
v Функционализм – это прежде всего австрийский психолог Франц Брентано (1838-1917):
o Он противостоял и элементаристской классической ассоциативной психологии, и Вундту с Титченером
o Он черпал идеи активности души из Аристотеля и не рассматривал ее как пассивную воспринимающую воздействие извне субстанцию, как у Локка
o Предмет изучения – не содержания, а акты сознания. Но при этом акты должны быть направлены на объект, т.е. предметны. Таким образом, в душе всегда как будто бы куча объектов.
o У нас 3 вида актов: представления + суждения + чувства. Все эти акты едины в целостной душевной жизни.
Важно! В психологии сознания появляются такие важные свойства, как предметность, активность и единство
o Последователи Брентано:
ü Штумпф и его психология функций
ü Вюрцбургская школа
ü Гештальтшкола
ü для Фрейда курс Брентано был единственным немедицинским курсом в универе
ü философ Гуссерль придумал феноменологию из учения об интенциональности псих.актов
Кстати, другой ученик Брентано Христиан фон Эренфельс исследовал восприятие целостных объектов (мелодий и геометрических форм), обозначив их термином гештальт-качество со свойствами:
· суммативность (целое больше суммы образующих его частей)
· транспонируемость (гештальт-качество сохраняется при значительном изменении характерных его частей)
НО! Его открытие привело к появлению гештальтпсихологии, но не сменило тогда элементаристскую парадигму.
v Карл Штумпф же развил учение Брентано:
o слово «акт» он заменил на «функцию», у к-ой главный признак – процессуальность.
o Примеры функций: восприятие, внимание, соединение явлений в комплекс, образование понятий, понимание, суждение, чувства, желания, воля.
Кстати, процессуальность – это круто! Позднее АНЛ различт психику как образ и как процесс.
Для красного словца: взглядам Брентано близок еще некто Теодор Липпс, который ввел понятие эмпатии.
v В США цвел функционализм, у истоков к-го стоит Уильям Джемс (1842-1910).
v Суть! Атомизм отвергается. В процессе самонаблюдения мы мыслим не виртуальными элементами, а цельными конкретными состояниями, которые м.б. изменчивы.
То есть ассоциативные теории с «перетасовкой» внутри сознания одних и тех же идей уже неверна.
v Т.о. постоянная смена сожержаний в сознании – поток сознания! В нем могут запросто быть и нечеткие, смутные состояния сознания.
v Более того, сознание селективно: в данный момент одно состояние выдвигается вперед, другое – назад и пр.
v В плане соотношения физического и психического Джемс вроде бы психофизический параллелист: душевные процессы – функция мозговой Д-ти, они изменяются параллельно мозговым изменениям.
Нонсенс какой-то! Мол, душевные процессы суть лишь тень и не особо нужны. Ну а зачем тогда сознание? Неувязочка!
v Итак, идеи Джемса о сознании как функции породили функционализм, который расцвел в США в начале 20 века (Дьюи, Энджелл и пр.) и который прожил до 1916 г. до бихевиоризма.
Для красного словца: популярность именно функционализма в Америке проста и понятна: ведь весь американский социум прагматичен и печется о полезности всего,
в т.ч. и идей. зачем здесь лишенный смысла структурализм?
v Дальше-больше: функционалисты решили не ограничиваться областью сознания и рассматривать целостный организм как единство разума и тела. Их исследования породили прогресс в прикладных областях психологии: педагогической, промышленной и пр.
v Ей сочувствовали Клапаред (Швейцария), Мак-Дугалл, Лазурский, Ланге.
v НО! Функционализм расспался из-за:
o неоднозначности в трактовке понятия «функция»
o рассмотрение психики с функциональной стороны ничего не говорило о самой психике.
В итоге получилось, что ни структурализм, ни функционализм не победил. И та, и другая теория оказалось ущербной, ибо была односторонней. Мол, вы, друзья, как ни садитесь...
v Русская психология в этот момент тоже не стояла на месте и следила за общемировыми трендами. Итак, галопом по европам:
o Владиславлев (СПбГУ) выступал против экспериментов и физиологических методов исследования. Он впервые в русской науке сделал обзор всех школ.
o его ученик Введенский призывал отказаться от обсуждения и оценок и изучать чистую психологию в ее атомистском понимании, т.е. элементы. Он даже призывал отказаться от изучения психического в связях с внешним миром. Единственный метод – интроспекция!
o Троицкий (МГУ) был сторонником английского эмпиризма и критиком немецкого идеализма.
Кстати, Троицкий основал в 1885 г. Московское Психологическое Общество, к-ое было очень популярно у ученых. Даже Толстой захаживал.
o Грот Николай Яковлевич – сторонник биологических идей Спенсера. Мол, в каждом псих.акте 4 фазы (оборот).
Кстати, а Грот в свою очередь в 1889 г. основал первый журнал «Вопросы философии и психологии».
o Георгий Иванович Челпанов (1862-1936) вообще всех переплюнул и основал первый Психологический институт им. Щукиной при МГУ в 1914 г. Он известен:
§ он сторонник экспериментального метода в пси.
§ он психофизический параллелист, но в эмпирической форме (мол, если в сознании како-то состояние – то в физической сфере ему соответствует явление).
Для красного словца: его великая судьба трагична. С началом в 20ые годы дискуссии о марксизме его посчитали идеалистом и сместили с поста директора инстиутута и вообще выгнали из профессии.
o Его ученик Густав Густавович Шпет (1879-1937) ратовал за воссоединение психологии и философии.
o Был еще Франк с идеей борьбы с естественно-научными принципами в психологии, Лосский – с идеей о волевых актах (идеи близки Брентано).
o Но были и сторонники естественно-научных идей: Николай Николаевич Ланге (1858-1921) выступал за биологию, но и против эпифеноменализма (мол, психика не эпифеномен, а приспособление организма, развившееся в пору его биологической полезности). Умничка Ланге считал, что эволюция бывает не только биологическая, но и социально-историческая.
o Он стажировался у Вундта и стал сторонником эксперимента:
§ экспериментально вывел закон перцепции: чувственный образ формируется постепенно (от целостного впечатления к подробному различению его свойств)
§ восприятие предметно
§ внимание – двигательная реакция организма, улучшающая условия восприятия (у него 3 формы: рефлекторное, инстинктивное, волевое)
Кстати, аналогично Вундту Ланге у нас создал в Новороссийске первую экспериментальную лабораторию.
o клиницист, психиатр и невропатолог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) тоже двигался в сторону объективной психологии: он рассматривал псих.Д-ть как рефлекторную (внимание как рефлекс сосредоточения, мыслительную Д-ть как символические рефлексы). Мол, вся психология должна постепенно замениться рефлексологией. Даже социалка стала коллективной рефлексологией.
o У Бехтерева критиковали механисцизм и исключение из разговора психики и сознания. В итоге в 1930 г. она канула в лету.
o Иван Петрович Павлов (1849-1936) концепции не создал, но повлиял мощно:
Краткий экскурс в историю. Началось все у него со знаменитых собачек. Изучал себе-изучал спокойно пищеварительные железы и вдруг понял, что слюноотделение вызывает также и вид пищи. Так началось изучение условных рефлексов.
§ Он изучал условия образования и жизни условных рефлексов, а также их сугубо биологический смысл
§ Он осознал важность подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новых связей.
Для патриотичного словца. Уж Павлов-то был менее механистичен,\чем заокеанский Уотсон и необихевиористы.
§ был противником субъективной психологии, но сторонником самой психологии как науки.
Кстати, Павлов был любимцем власти. Противников его учения Анохина, Бернштейна и прочих ругали и прессовали.
ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
v Краткий экскурс в историю. Уже в 1880-е число экспериментальных лабораторий расползается по всем странам, причем исследуются вопреки заветам Вундта уже и ВПФ:
§ Эббингауз и эксперименты на память
§ Вюрцбургская школа и эксперименты с мышлением и волей.
v Эксперименты естеснно опирались только на естественно-научную парадигму (мол, человек – только индивид, испытывающий воздействие окр.мира). С этим спорили некоторые (Брентано, Дильтей) => в итоге раскол психологии на материалистическую и историческую (понимающую).
ГЕРМАНИЯ:
v Герман Эббингауз (1850-1909) изучал память:
§ он впервые вышел за пределы вундтовского физиологического эксп.
§ Суть! Память для него – механический процесс образования следов => как образуются новые следы? => Надо найти материал, для к-го у испытуемого нет прошлого опыта (бессмысленные слоги)
§ Методы: метод заучивания (испытуемый заучивает ряд бессмысленных слогов путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показатель скорости – число повторений) + метод сбережения (отвечал на вопрос: можно ли утверждать, что чел. забыл материал, если не может его воспроизвести? ответ: заучивание дает экономию во времени при повторном заучивании).
§ Был усстановлен объем запоминания (кол-во единиц, к-ое чел. может воспроизвести после 1кратного предъявления) – 6-8 бессмысленных слогов.
§ Были выведены некоторые советы запоминающим: мол, если нужно выучить большой материал за 30 повторений, то лучше учить его не 30 повторений в 1 день, а 10 повторений в день за 3 дня. Это называется законом Йоста: более старая ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.
§ Была выведена кривая забывания (как для слогов, так и для осмысленной памяти): сразу после запоминания забывание идет быстро, затем – замедляется и затем почти полностью останавливается.
§ Вопрос: зависит ли запоминание от местоположения элемента? Ответ: да, ведь существует фактор края: в середине ряда запоминание ослабляется.
§ Вопрос: а различается ли запоминание слогов и осмысленного текста? Ответ: да, в осмысленном тексте единицы запоминания кркпняются до осмысленных единиц. НО! Это противоречит механистичному пониманию памяти и означает осмысленность этой Д-ти.
v Г. Мюллер (1850-1934) привнес новые факты:
§ Смысловая работа над текстом облегчает и обеспечивает его запоминание (т.е. в памяти действует установка на осмысленное запоминание, в отличие от бессмысленных материалов)
§ Он ввел новые методы: метод парных ассоциаций и пр.
v В Вюрцбургской школе (1901-1911 г.) интересовались экспериментальным изучением мышления (Освальд Кюльпе (1862-1915) – лидер, также Майер, Ах, Бюлер, Марбе).
§ Сначала они решали простые задачи (чувственное сравнение, понимание слов и пр.) методом систематического экспериментального самонаблюдения
Поясним. Этот метод отличался от интроспекции описанием испытуемым всего процесса умственной Д-ти + отчетом по окночании опыта.
§ ЭКСП. Марбе: он анализировал понимание суждения => исп. сообщал о каких-то неясных переживаниях, к-ые Марбе назвал «положениями сознания» (сомнение, неуверенность, согласие и пр.)
§ Мессер показал на материале слов и предложений, что процесс протекает в форме мыслей (у них нет чувственно-наглядного содержания и связи с речью).
§ Таким образом, Вюрцбургцы поколебали представление о мышлении как об образном процессе, поколебав сенсуалистские представления.
Кстати, независимо от них к этим выводам пришел Бине, Вудвортс и пр.
§ Потом в этой школе стали решать задачи на деятельностьную сторону мышления.
§ Уатт давал испытуемым задачу на направленные ассоциации => по мысли экспериментатора, правильный ответ должен быть обеспечен возникающей внутренней установкой, производящей отбор нужной ассоциации из всех актуализируемых.
ЭКСП. Аха: он подтвердил мысль Уатта. Испытуемый 100 раз запоминал бессмысленную пару слогов (кец-зог). Затем ставилась задача: после предъявления стимула «кец» воспроизвести не ассоциированный с ним «зог», а рифму (например, «кец-рец»). То есть, ассоциацию тормозили, а задача детерминировала наше дальнейшее представление!
§ Т.о. решение задачи (по Аху) – активный процесс (в отличие от ассоциации), в основе к-го лежит установка и детерминирующая тенденция исходя из целей мышления.
Кстати, Аха критиковали Вундт, Мюллер, Титченер. Мюллер, например, пытался объяснить эти же факты через т.н. констелляцию сознания (роза м.б. пассивно ассоциировано с разными образами и понятиями в зависимости от общего соотношения асс.свзей на данный момент). Но Зельц объяснил им всем, что констелляция сознания не приводит к смысловому мышлению.
§ Отто Зельц (1881-1943) экспериментировал с продуктивным мышлением и описал весь процесс.
§ Суть! На первых этапах в сознании складывается проблемный комплекс (это антиципирующая схема задачи с разрывом, отвечающим искомому, контролирующая и направляющая ход мыслительных операций) => если задача типовая – пробел в схеме заполняется имеющимся способом решения. А если нетиповая и творческая – надо открывать новые способы решения => антиципирующая схема также направляет этот процесс, а нахождение искомого облегчается внешним фактором – случайным наблюдением каких-то фактов.
ПРИМ: научные открытия типа Ньютона с его яблоком.
§ По Зельцу, мышление целостно.
§ Итак, целостность мышления – предпосылка возникновения гештальтпсихологии (хотя Коффка во многом и критиковал вюрцбуржцев). Критиковали их за постулат безобразности мышления, его лишенности речи (это и вправду неверно :)). Такие неправильные выводы у них получились из-за неправильного метода – самонаблюдения – которое не позволяло фиксировать образы и внутреннюю речь.
v Эксп.психология должна была устанавливать максимально общие законы сознания и психики => индивидуальные вариации ваааще рассматривались как помеха => НО! по ходу развития эксперимента постепенно появляются робкие исследования на индивидуальные различия:
ü Гальтон в Англии
ü Бине во Франции
ü Кеттел и Холл в США
ü Крепелин и Штерн в Германии
ü Лазурский в России.
АНГЛИЯ:
v Биолог, антрополог Френсис Гальтон (1822-1911) ввел учение евгенику:
- утверждал, что способности и талант передаются по наследству как физические особенности, т.е. по природе люди изначально неравны
- поделил, соответственно, всех людей на классы по природынм способностям
Проще говоря, Гальтон – тот еще расист. Он дошел до того, что в разных расах разное число гениев. И ваааще сейчас число гениев меньше => ухудшается генотип.
- С точки зрения психологии он находил в способностях биологическое внешнее выражение (ученый обладает энергией тела, здоровье и пр.) и игнорировал социальную сущность.
- НОон ввел близнецовый метод (исследование 1яйцовых и разнояйцовых близнецов)
- Он был естесссно сенсуалистом и считал, что единственный источник знаний – органы чувств => он предложил набор тестов для измерения индивидуальной остроты ощущений (зрительные, слуховые, время реакции, ассоциативные способности)
- Итак, Гальтон крут:
ü как какой-никакой основоположник психологии инд.различий
ü основоположник тестов как измерителей псих.процессов
v Основатель Лондонской школы психологии Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945):
- разработал метод математической обработки таблиц, применяемых с целью определения факторов в основе между 2 переменными – метод анализа корреляций – он же факторный анализ
- Двухфакторная теория интеллекта: он установил, что 1 испытуемый в разных интеллектуальных тестах дает одинаковые результаты => одинаковые результаты зависят от общей причины – фактора G (general ability). Также он выделил другие факторы.
- Его последователи:
а) увеличили число факторов в тестах на интеллект
б) расширили сферу применения ФА (Айзенк и Кеттел применили его к исследованию личности)
v Альфред Бине (1857-1911) – известный французский психолог:
- Он экспериментально исследовал мышление и сделал вывод: законы течения мыслей несут законы образов, причем слова уступают образам, ибо лучше выражают мысль
- Он создал метрическую школу интеллектуального развития, где исследовали умственное развитие детей 3-12 лет.
Суть! Новаторские идеи! Обучение должно идти за развитием, подчиняясь ему. А интеллект – умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту. Причем, тесты составлялись эмпирически (то, что могут решить 75% детей :)
- Он вывел т.н. умственный возраст (число лет в соответствии с решенными задачами) + уровень умственного развития (отсталость или превосходство). Это же самое Штерн называл коэффициентом умственной одаренности, а Термен – коэффициентом интеллектуальности (IQ).
Кстати, именно Термен в 1916 г. впервые разработал шкалу Стенфорд-Бине, где впервые и использовал IQ.
- Итак, эти исследования способствовали развитию индивидуальной психологии (даже несмотря на то, что якобы меряли врожденные способности и не думали о том, что они зависят от социальной среды).
- Непосредственно вывел ее из лона общей психологии В. Штерн своей книгой, в к-ой поделил ее на теоретическую и прикладную (психогностика + психотехника).
- Лазурский в России тоже занялся индивидуальными различиями, но он предложил метод естественного эксперимента – т.е. проще наблюдении за испытуемым (например, школьником) в естественных условиях – это поможет исследовать личность, х-р и др.
Для красного словца: в отечественной науке количественный подход к личности разработал Россолоимо: он ввел метод психологических профилей (11 псих.процессов он оценивал по 10балльной шкале) и смотрел графики высоты профиля.
- Тесты как разовые методы естесссно критиковались, в т.ч. Челпановым.
v Прикладные исследования получили применение в клинике: ассоциативный эксп. использовали и Крепелин, и Блейлер. Мейман провозгласил появление экспериментальной педагогики. Появлялась психология труда (Мюнстерберг)...
США
v У истоков американской эксперим