Этика психолога-консультанта и этика клиента
Вопрос взаимодействия этических норм психолога-консультанта и этических норм клиента является основополагающим для их взаимодействия, поскольку только при соблюдении обеими сторонами этических норм, возможно, говорить о взаимной безопасности и уважении, этих альфе и омеге эффективного консультативного контакта. В современной литературе по психологическому консультированию и психотерапии вопросы этики рассматриваются чаще всего исключительно в отношении консультанта. Вопросы же этических норм поведения клиента не принимаются в расчет. Такая однобокая позиция, передавая ему всю полноту ответственности за эффективность консультации, ставит консультанта в крайне шаткую позицию «великого спасателя», от которого ждут «великих деяний» и «быстрого решения всех проблем», одновременно наделяя его и чертами «жертвы», поскольку «не оправдавший ожидания» консультант может подвергнуться агрессивным выпадам со стороны клиента. Такое неравномерное распределение ответственности между участниками консультативного процесса провоцирует синдром «сгорания» у консультанта, а клиент, не осознавший собственной ответственности, отправляется на поиски очередного «спасателя», который «решит все его проблемы».
Другой стороной несоблюдения консультантом этики консультативного контакта является возможность использования клиента для самоутверждения, наслаждения властью над другим человеком, получения личной, эмоциональной или сексуальной выгоды.
С целью предотвращения подобных явлений разработаны следующие этические правила для консультанта и клиента.
Этические нормы психолога-консультанта
1. Психолог-консультант предоставляет свое время, внимание, знания и навыки для оказания психологической помощи клиенту.
2. Психолог-консультант обязан сохранять конфиденциальность консультативного контакта в отношении имени клиента и содержании консультации. Исключением являются сведения о том, что клиенту или другим лицам грозит реальная опасность для жизни, клиент участвовал в совершении преступного деяния, которое может нанести вред третьим лицам. Эти сведения подлежат передаче в соответствующие инстанции.
3. Служебная документация и записи консультанта о клиенте должны быть закодированы или храниться в недоступных для посторонних местах.
4. Психолог-консультант соблюдает, по желанию, взаимную анонимность при консультативном контакте.
5. Психолог-консультант никогда не допускает осуждения личности клиента и агрессивных выпадов в его адрес.
6. Психолог-консультант обязан четко осознавать границы своей профессиональной компетенции и соблюдать их:
· уважать достоинство, целостность и автономность личности клиента
· избегать навязывать собственные моральные нормы, жизненные принципы и вкусы клиенту
· уважать религиозные и политические убеждения клиента
· избегать задавать вопросы личного характера, не связанные непосредственно с темой консультативного контакта
· избегать действовать от имени или по ходатайству клиента перед другими лицами или организациями
· не использовать клиента для получения личной, эмоциональной или сексуальной выгоды
7. Консультант обязан соблюдать собственную безопасность, и имеет право прервать консультативный контакт в случае:
· Угроз и агрессивных выпадов со стороны клиента
· Использования консультанта в качестве сексуального объекта
· Клиент находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
· Патологический клиент.
8. Консультант обязан отказаться от консультирования, если
· Запрос (проблема) клиента не соответствует со специализацией консультанта или консультант некомпетентен, чтобы решить проблему клиента
· Личностные различия между консультантом и клиентом делают консультативный контакт невозможным
· Клиент не хочет работать.
9. Психолог-консультант обязан постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
10. Недопустимы прием алкоголя, наркотиков, снотворного психологом-консультантом перед началом консультирования.
Этические нормы клиента
Перед началом консультативного контакта клиента желательно ознакомить с этическими нормами, как клиента, так и консультанта.
1. Клиент несет ответственность за собственную жизнь и здоровье.
2. Клиент имеет право и несет ответственность за использование или не использование информации, полученной в процессе консультирования.
3. Клиент несет этическую ответственность за эффективное использование времени консультанта.
4. Клиент обязан осознавать важность готовности к сотрудничеству с консультантом в целях достижения эффективности консультативного контакта.
5. Клиент имеет право и несет этическую ответственность за отказ от принятия психологической помощи и разрыв консультативного контакта.
6. Клиент несет этическую ответственность за собственную агрессию и осуждение в адрес консультанта.
Выполнение этических норм показывает квалифицированность и профессионализм специалиста, соблюдение им профессиональных границ.
В таблице даны основные отличия квалифицированного консультанта-психолога от неквалифицированного:
Пункты сравнения | Квалифицированный психолог, работающий в профессиональных границах | Неквалифицированный психолог, выходящий в работе за профессиональные границы |
1. Цели помощи | Рассматривает цель психологической помощи как выявление решения проблем клиента. Помогая клиенту в достижении его целей, следует склонностям клиента, дает возможность найти максимально возможное число вариантов достижения цели; может предложить альтернативное решение. Умеет работать с целеполаганием. | Преследует свои цели, используя клиента для реализации своих наклонностей. Может демонстрировать свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая свою компетентность. Может дискредитировать все высказывания клиента своими суждениями, которые обесценивают переживания клиента. Не в состоянии дать клиенту необходимое направление и поддержку. |
2. Отклики и реакции | Может найти множество реакций – вербальных и невербальных – на широкий спектр ситуаций и проблем. Избегает оценочных суждений по поводу действий клиента и его личности. | Обладает безвариантным или мало вариантным стилем поведения, склонен к фиксированию на одном или нескольких откликах, шаблонно оценивает действия клиента, допускает оценочные высказывания по поводу личности клиента. |
3. Культурная продуктивность | Способен к выработке множества моделей поведения и мыслей как внутри своей культуры, так и в рамках других культур. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента любой социальной среды и национального происхождения и идти вместе с ним по пути решения проблемы. | Способен работать только в рамках своей культуры: нормы своей социальной среды рассматривает как общекультурный стандарт, не учитывая концепцию клиента. |
4. Ограничения в деятельности | Реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Понимает и принимает ограничения своих возможностей. Регулярно пользуется супервизой. | Не может работать с другими профессионалами, считает, что он всегда прав. |
5. Межличностное влияние | Понимает, как его реакция влияют на клиента и наоборот. Фиксирует, как свои мысли и чувства, так и мысли и чувства клиента. | Не учитывает степень своего влияния на клиента, преувеличивая или преуменьшая его. Иногда вообще отрицает, что клиент находится под его влиянием во время консультирования. |
6. Человеческое достоинство | Уважает человеческое достоинство. | Обращается с клиентом неуважительно, нечестно, бесчувственно. Подчас в оскорбительной манере. |
7. Обобщенная теория | Активно осваивает новые теории и развивает свой стиль. | Привязан к одной теории, так как не знает других. Порой плохо ориентируется и в одной теории. |
8. Позиция | Позиция основана на профессиональной рефлексии. | Позиция основана на Я-концепции. |
9. Следование целям консультирования | Точно работает н заказ клиента. Преследует определенную цель консультирования. | Расширяет или сужает границы консультирования. Имеет смутное представление о цели беседы или не имеет определенной цели. Подменяет цели клиента своими предположениями о его целях. |