Таким образом, наиболее изученными в науке способами овладения деятельностью принято считать навык, умение, упражнение, привычку.
8. Основные виды деятельности
Основными видами деятельности являются игра, учение, труд. Иногда к ним причисляют такие виды деятельности, как познание и общение.
Игра. Уже в первые годы жизни у ребенка создаются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. И первая из них – игра как средство овладения миром взрослых, путь познания окружающего. Сначала игрой ребенка руководят взрослые, «обыгрывающие игрушки» и другие предметы. Затем в течение первых 2-х лет дети овладевают движениями и действиями с окружающими предметами, то есть участвуют в так называемых функциональных играх. Следующий этап – конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит, печет. В названных видах игр дети манипулируют предметами, эти игры называются манипулятивными.
Следующий этап – сюжетные игры. К 3-4 годам дети играют в сюжетно-ролевые игры, которые предполагают коллективные отношения и учат коммуникативным навыкам, коллективному. Игры по правилам представлены и в жизни взрослых (спортивные состязания, например). Современный философ Й. Хейзинга определил человеческую сущность так – Homo Ludens – «человек играющий», ибо от рождения и до смерти каждый из нас проигрывает множество ролей, сюжетов, ситуаций и, в сущности, играет.
Следующий вид деятельности – учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями, навыками. В учении участвует 2-е стороны – учитель и ученик. Учение должно быть развивающим и воспитывающим одновременно. В процессе учения формируется личность: ее мотивы, направленность, воля, способности.
Учение помогает осмыслить парадоксы бытия, осознать некие истины (лозунгом жизни генетика академика В.А. Энгельгардта был «От ложного знания – к истинному незнанию», так он понимал смысл учения на протяжении всей жизни).
Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. В процессе труда человек вступает в систему производственных отношений. Особый вид деятельности – педагогический труд. С его спецификой можно познакомиться в курсе «Педагогической психологии».
9. Понятие о личности
С момента возникновения психологии как науки она дала множество определений личности, которые изменялись и конкретизировались. В XIX веке существовало множество определений личности, сейчас их значительно меньше, но более 100 все же существует. В начале XX века американский психолог Джеймс считал, что «личность – это все, что можно назвать своим» (это индивидуальность).
Личность как психологическое понятие – это социально детерминированная совокупность внутренних условий человека, через которую преломляются все внешние воздействия. (С.Л.Рубинштейн): внутренний мир человека обусловлен процессами, происходящими в обществе, в котором он живет.
Иначе говоря, личность – это сознательный взрослый человек, выполняющий определенную социальную функцию.
Человек не рождается, а становится личностью благодаря усвоению системы исторических, социальных норм поведения и деятельности.
По А.Н. Леонтьеву, «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека», «личность – субъект деятельности».
Л.И. Божович отмечала: «Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности».
Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих (Маклаков А.Г.).
У младенца или сумасшедшего нет «социального лица», собственной внутренней позиции, следовательно, личностями их назвать нельзя.
Социологи и философы в ряде случаев отождествляли понятия «человек» и «личность», хотя это и неверно.
Человек – понятие, выражающее принадлежность лица к биологическому роду или социальной общности.
Личность иногда отождествляют и с индивидом.
В психологии эти понятия также различны. Индивид – единичный представитель человеческого рода, а индивидуальность – неповторимое своеобразие каждой личности, определенное сочетание психологических особенностей человека.
Следует помнить, что личность – объект и субъект общественных отношений: как объект личность оказывает влияние на экономику, политику, идеологию, а как субъект личность – деятель общественного развития.
О постановке вопроса о личности в истории науки и развитии этого понятия писал Б.Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания». На протяжении последнего столетия создана не одна теория личности. С ними можно познакомиться в соответствующих разделах учебников «История психологии» М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, А.И. Ждан, книгах Б.В. Зейгарник («Теории личности в зарубежной психологии»), Дж. Блюма («Психоаналитические теории личности»), Гамезо М.В. Домашенко И.А. (Атлас по психологии) и др. многочисленных источниках по данной тематике.
10. Структура личности
В 1981 году в журнале «Вопросы психологии» была опубликована статья А.В. Петровского «Личность в психологии с позиции системного подхода». Вот основные ее положения.
1. В современной психологии нет общепринятого определения личности как предмета исследования.
2. В 50-е-60-е годы бытовал так называемый «коллекционерский подход», когда личность превращали в некое вместилище черт темперамента, характера, потребностей, интересов, способностей и т.д.
3. С середины 60-х годов делались усилия по выявлению общей структуры личности. В личности выделяют социальное и биологическое, ставится вопрос об их соотношении.
4. К концу 70-х годов возникает новая тенденция – системный подход к личности (Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьев). Во главу угла был поставлен принцип деятельностного опосредования.
Положения этой статьи легли в основу главы о личности в учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского. Структура личности, по А.В. Петровскому, представлена тремя составляющими:
1 - внутрииндивидная (интраиндивидная) подсистема включает темперамент, характер и способности человека;
2 - интериндивидная подсистема (не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия рассматриваются как проявления личности каждого из участников групп);
Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура – это «вклад в других людей», который субъект осуществляет через свою деятельность, т.е. это процесс «продолжения себя в других» не только в момент взаимодействия, но и за его пределами.
Процесс продолжения субъекта в другом индивиде называется персонализацией. Именно ею объясняется феномен бессмертия. Например, у А.С.Пушкина в стихотворении «Памятник»: «Нет, весь я не умру...» А единство индивидуальности личности (всех этих составляющих структуры личности), ее роли в межличностных отношениях и представленности в других людях обнаруживается в авторитетности как черте личности.
Итак, По А.В.Петровскому в структуру личности входит 3 подсистемы:
1. Индивидуальность личности (внутрииндивидная);
2. Ее роль в межличностных отношениях;
3. Представленность в других людях (надиндивидная).
Еще один вариант структуры личности мы находим в учебнике общей психологии под редакцией В.В.Богословского. По В.В. Богословскому, структура личности включает 4 основных компонента:
1 компонент – направленность личности (избирательное отношение человека к действительности – цели, мотивы деятельности, потребности, интересы, ценности и т.д.);
2 компонент – возможности, реализуемые в способностях, обеспечивающих успех деятельности личности;
3 компонент – характер как стиль поведения в обществе;