Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -- это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

В физическом упражнении выделяют три фазы:

подготовительную,

основную (ведущую)

и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Формы организации физического воспитания

Урочная форма

Основной формой организации занятий по физическому воспита­нию считается урочная. Отметим характерные признаки урочной формы: - проводятся под руководством педагога;

· коллектив занимающихся организован и однороден;

· занятия проводятся по разработанной программе;

· занятия проводятся по расписанию.

Урок принято делить на 3 части: подготовительную, основную и за­ключительную.

Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются сле­дующие задачи:

- подготовка центральной нервной системы и вегетативных функ­
ций к предстоящей нагрузке:

- подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим от
занимающихся значительных мышечных усилий.

Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:

- развитие волевых и физических качеств занимающихся;

- формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.
Заключительная часть урока. В этой части урока основными зада­чами являются следующие:

- содействовать более быстрому восстановлению организма после
нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на расслабление, на растягивание, массаж);

- подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать
оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих заня­тиях.

Неурочные формы занятий

Неурочные формы занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и системати­ческими (гигиеническая и производственная гимнастика). Если эпизодиче­ские занятия не имеют строгой регламентации, то систематические не­урочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне опре­деленные требования к нагрузке.

Наши рекомендации