Авторы теории деятельности сначала изучали внешнюю, практическую сторону деятельности человека, потом обратились к внутренней деятельности.
Психологи выяснили, что внутренние (умственные) действия подготавливают внешние, экономизируют усилия человека и помогают избежать ошибок. Оказалось, что подобная деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность и отличается от нее только формой протекания. Причем, внутренняя деятельность произошла из внешней через процесс интериоризации, т.е. перенос действий во внутренний, умственный план. В ходе внутренней деятельности действия производятся не с предметами, а с их образами; вместо реального получается мысленный результат.
Очевидно, что для успеха внутренней деятельности необходимо освоить деятельность материальную. При интериоризации внешняя деятельность трансформируется особенно в операционально-технической части, и некоторые операции выпадают, процесс ускоряется. Экстериоризацией же называется переход от умственного плана действий к внешнему, происходящему в форме действий с предметами.
На протяжении десятилетий советская психология занималась разработкой так называемого деятельностного подхода к объектам психологии – психическим процессам, функциям.
Представления о структуре деятельности применимы к анализу всех остальных психических процессов. Таким образом, деятельность может быть и предметом исследования, и объяснительным принципом («деятельностный подход»). И если деятельность – исходная реальность, с котороый имеет дело человек, а психика – ее производная и – одновременно – неотъемлемая сторона, то предметом психологии следует считать психически управляемую деятельность.
7. Освоение деятельности
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, – это приемы деятельности. Назовем их.
Навык – это способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным (по Б.М. Теплову).
При выработке навыка автоматизируется не деятельность в целом, а только ее отдельные компоненты. Чтение, стрельба, игра на инструменте – это сознательная деятельность, а автоматизируются только операции, посредством которых эта деятельность осуществляется, только способы выполнения деятельности. Существует явление положительного влияния навыков друг на друга (предыдущего – на последующий) – перенос, трансфер, и так называемая интерференция навыков – торможение одного навыка другим (не усвоив одного, не берись за другой!).
Этапы формирования и структура навыка таковы:
1. Объединение ряда частных действий в одно целостное. Например, обучаясь читать, ребенок от слогового чтения переходит к чтению целыми словами, т.е. по мере овладения навыком, человек начинает работать все более крупными единицами.
2. Устранение излишних движений и напряженности. Характерный признак неумелого выполнения какой-либо деятельности – это большое количество лишних движений. Как правило, движения, приводящие к нужному результату, в ходе повторений закрепляются, а остальные затормаживаются.
3. Ослабление роли зрительного и увеличение роли двигательного контроля. В отличие от неопытной, опытная машинистка почти не смотрит на клавиатуру, а некоторые работают «вслепую».
4. Возможность осуществить деятельность разными приемами или способами. Настоящее мастерство требует изменения задач и условий деятельности, использования многих приемов. Значит, истинный мастер владеет не одним, а многими навыками и умениями гибко ими пользоваться.
Умение – способность осознанно выполнять определенные действия. Навыки формируются в процессе упражнения, т.е. повторного осуществления данной деятельности с целью усовершенствовать способ ее выполнения.
Существует два условия, при которых повторение становится упражнением:
1) обучающемуся нужно иметь ясное знание того, что он хочет добиться;
Нужно знать результаты каждого отдельного упражнения, давать себе отчет о достижении.
Привычки – тоже автоматизированные элементы поведения, но отличные от навыка. Привычка связана с потребностью совершать те или иные автоматизированные акты: был навык – возникает потребность – вырастает в привычку.
Привычка может быть полезной (порядок на столе) и вредной («слова-паразиты»). Человек всегда может сознательно выработать желательные привычки и искоренить нежелательные, т.е. научиться управлять привычками значит научиться управлять поведением. Восточная мудрость гласит: посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.