Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие
Принцип
Единства психики и деятельности
Изучать детей в процессе их обучения и воспитания:
учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью;
фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка:
в ведущей деятельности;
в зарождающейся деятельности;
В сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей
Принцип
объективности
Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:
по уровню психического развития;
по содержательной характеристике деятельности;
По обучаемости и т.д.
Психические явления рассматривать такими, каки-(' ми они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).
Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)
Принцип
Развития
Изучать психическое явление в системе трех координат:
актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя);
онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);
Историогенеза (учет акселерации и др.).
Учитывать:
психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому;
тенденции развития в последующих возрастных ступенях.
Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие
Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)
Организационные методы
Сравнительный (метод «поперечных срезов»),
Лонгитюдный (длительный, много методик),
Комплексный.
Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.
Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).
Положительное - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины
Отрицательное - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.
Комплексный - Участие представителей разных стран (наук); возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.
Эмпирические методы
Наблюдение и самонаблюдение,
Экспериментальные методы,
психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),
Анализ процессов и продуктов деятельности,
Биографические методы.
Методы обработки данных
количественный анализ, (статистика)
качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).
Интерпретационные методы
Генетичесикий, (интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития)
Структурный. (устанавливаются «горизонтальные» структурные связи . между всеми изучаемыми характеристиками).
Дополнительные материалы
Проективные методики
Сам термин «проективные методики» был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г.
В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.
Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:
Относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;
Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;
Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением;