Влияние предыдущих этапов психического развития на последующие

Принцип

Единства психики и деятельности

Изучать детей в процессе их обучения и воспитания:

учитывать связь психического развития ребенка с его ведущей деятельностью;

фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка:

в ведущей деятельности;

в зарождающейся деятельности;

В сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей

Принцип

объектив­ности

Равенство экспериментальной и контрольной групп: учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

по уровню психического развития;

по содержательной характеристике деятельности;

По обучаемости и т.д.

Психические явления рассматривать такими, каки-(' ми они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).

Количество собранного материала должно быть доста­точным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)

Принцип

Развития

Изучать психическое явление в системе трех коорди­нат:

актогенеза (развитие процесса в ответ на воздейст­вие конкретного раздражителя);

онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);

Историогенеза (учет акселерации и др.).

Учитывать:

психологические особенности возраста, предшест­вующего изучаемому;

тенденции развития в последующих возрастных ступе­нях.

Таким образом, изучать те особенности психики, ко­торые четко определились, и те, в которых намечается развитие

Классификация методов исследования (по Б.Г.Ананьеву)

Организационные методы

Сравнительный (метод «поперечных срезов»),

Лонгитюдный (длительный, много методик),

Комплексный.

Сравнительный («поперечных срезов») - Суть его в сопоставлении различных групп испытуемых. Положительное - Можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов. Отрицательное - Данные усредняются без учета индивидуальных особенностей; не вскрываются сам процесс развития, его природа и движущие силы.

Лонгитюдный: длительный; много методик – систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени; может быть выборочным (какой-то психический процесс) или комплексным (психическое развитие ребенка в целом).

Положительное - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины

Отрицательное - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.

Комплексный - Участие представителей разных стран (наук); возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.

Эмпирические методы

Наблюдение и самонаблюдение,

Экспериментальные методы,

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа),

Анализ процессов и продуктов деятельности,

Биографические методы.

Методы обработки данных

количественный анализ, (статистика)

качественный анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев).

Интерпретационные методы

Генетичесикий, (интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития)

Структурный. (устанавливаются «горизонтальные» структурные связи . между всеми изучаемыми характеристиками).

Дополнительные материалы

Проективные методики

Сам термин «проективные методики» был введен американским психологом Л. Франком в 1939 г.

В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проектирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла.

Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик:

Относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением;

Наши рекомендации