Тема № 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И НАУЧНЫЕ
Тема № 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И НАУЧНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ психологиИ.
Учебные вопросы:
1. Основные отрасли психологии.
2. Душа как предмет психологии.
3. Сознание и опыт его изучения в психологии.
4. Направления и школы психологии:
4а. Гештальт как основной предмет изучения психического.
4б. Поведение и поведенческая психология (бихевиоризм).
4в. Бессознательное как предмет психологии (фрейдизм).
4г. Личность как предмет изучения гуманистической психологии.
4д. Психика и деятельность как объяснительная категория отечественной психологии.
Время: 8 часа.
Вопрос №1. Основные отрасли психологии.
Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй.
Категория - предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими, в конечном счете, ее структуру:
- дифференциацией отраслей психологии;
- оформлением и развитием научных направлений и школ.
Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования, второе – с гносеологическими предпосылками формирования самого психологического знания. В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором – о возможных методологических подходах к изучению психического.
При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирования психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенности возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным основаниям.
Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус “полноценных” научных дисциплин.
Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:
а) по цели деятельности (получение или применение нового знания):
а1) фундаментальные (общая психология, методологические основы психологии) и
а2) прикладные науки;
б) по предмету исследования: психология развития и возрастная психология, творчества, личности и т. д.;
в) по виду связей психологии с другими науками: психофизиология, нейропсихология, математическая психология;
г) по связям с различными сферами практики: организационная психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, педагогическая психология, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других.
д) по объекту и специфике развития – психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе возрастная психология, патопсихология.
Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику.
Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией -дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.
К основным вопросам, которые рассматриваются в ее рамках, относятся:
Ø Что такое психика?
Ø Каковы ее структура и функции?
Ø По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?
Ø Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить?
Ø Как соотносятся психика и мозг?
Ø Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное?
Ø Каковы критерии различения нормального и аномального развития
психики?
Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные проблемы, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.
Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса.
Военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека и т.п.
Инженерная психология рассматривает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.
Возрастная психология, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.
Проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются всравнительной психологии и зоопсихологии(сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология - наука о психике животных; иногда их объединяют под названием «эволюционная биопсихология»).
Соотношение мозга и психикиявляется одной из ключевых проблем психофизиологии и нейропсихологии. Проблемы аномального развития психики изучаются специальной психологией, закономерности трудовой деятельности - психологией труда. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.
Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология).
Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых: тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).
Закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп исследует социальная психология, которая в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.
Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек - машина», авиационная психология, психология управления и др.
Вопрос № 2. Душа как предмет психологии.
И в наше время, и много лет назад было принято для объяснения поведения других людей ссылаться на проявления их “души”. Тем самым в первую очередь признается наличие некоторых факторов, значимых для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступных для непосредственного восприятия. Это само по себе уже положительно, поскольку вносит в анализ той или иной ситуации признание некоторых факторов, не поддающихся точному учету. Однако только признания недостаточно. От научного критерия требуется и определенная прогностическая функция - как поведет себя эта “душа” в ходе изменения ситуации. Тогда и возникают определенные трудности, связанные с уровнем научной разработанности самой этой научной категории.
Ситуация взаимодействия
“Внешнее”
Душа
Другой
человек
Рис. 4. Представления о психическом как проявлении “души”.
А. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки.
В Древней Греции можно встретить следующие взгляды на душу:
- душа – искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит);
- душа, как соединение атомов (Демокрит);
- душа, как результат смешения трех жидкостей – крови, желчи и слизи (Гиппократ). Впоследствии это дало начало учению о темпераментах (латинский термин);
- душа, как целостное образование, возникшее благодаря «НУСу» – разуму (Анаксагор);
- душа, как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);
- душа, как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);
- душа, как модификация перво огня – пневмы (стоики во главе с Зеноном);
- душа, как соединение движущихся атомов (Эпикур, Лукреций и др.).
Таким образом, уже в Древней Греции наметились подходы:
- идеалистический и материалистический к пониманию сущности души;
- целостный и атомистический к пониманию структуры психики;
- статический и динамический к пониманию формы существования души.
Б. Период средних веков характеризуется влиянием на представления о душе религиозных учений – христианства и ислама. Вместе с тем, арабо-язычная наука, например, вобрала в себя достижения и древних греков, а также ученых Индии и других стран.
На заре средних веков (VI – XVI в.в.) творил христианский мыслитель Августин (IV - V в.в.). С его точки зрения душа – это орудие, которое правит телом, а ее основу составляет воля, как отражение божественной воли («Исповедь»: одиннадцать томов данного труда хранятся в Киеве).
Наиболее яркие представления арабо-язычной науки IX – XIII вв. о психике связаны с именами:
Авиценны (Абу Ибн-Сина, 985 – 1037),
Альгазена (965 – 1084),
Аверроэса (Ибн-Рушд, 1126 – 1198).
Они отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса (великий комментатор Аристотеля), душа смертна, как и тело. Бессмертен лишь разум, который имеет божественное происхождение.
Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении Фомы Аквинского (1225 – 1274), католического мыслителя (томизм). Однако Фома отстаивал одну истину – божественную, а не две по Аверроэсу – божественную и земную. Поэтому душа – бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.
Принципиальный недостаток представлений о душе заключается в том, что душа признается первопричиной всех движений (см. рис. 4). А это значит, что все воздействия на тело являются для души лишь поводами, на которые она может отвечать "как хочу". А почему душа хочет так или иначе, это зависит только от нее самой, от ее природы и далее не подлежит объяснению. Таким образом, в качестве первопричины (даже материально представляемая) душа радикально и систематически нарушает причинные связи не только внутри тела, но и в окружающем мире. И когда в конце ХVII века в естествознании окрепло строго причинное мировоззрение, спекуляции о «природе души» утратили свою значимость, а душа как объяснительная сила, скрытая за наблюдаемыми психическими явлениями, была исключена из науки.
Вопрос № 3. Сознание и опыт его изучения в психологии.
Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было понятие сознание. Явления индивидуального сознания в XVIII веке пришли на смену представлениям о душе и были призваны построить психологическое знание на основе собственных переживаний ученого. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по личному опыту, и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Это явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Отсюда и единственно возможным методом исследования была признана интроспекция- самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.
Предполагалось, что человек, исследуя мир своих (и только своих) психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о свойствах психики всех других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.
Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что (в отличие от души) явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.
Дальнейшее развитие взглядов на природу сознания и его изучение связывается с психологией ассоционизма. В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоционистская психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст.Милля, А.Бэна, Г.Спенсера.
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Д.Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.
Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.
Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.
Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Э.Торндайка, У.Джеймса.
В последующем структурная психология была подвергнута критике гештальтпсихологией за трактовку сознания как устройства «из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания, в организации реальной деятельности человека.
Рис.6. Направления психологии и предмет их исследования.
Пробелов
2
3 Г – непрерывностоь 3 2
1 1
Рис. 7. Иллюстрация некоторых закономерностей, выделенных представителями гештальтпсихологии.
На рисунке вы видите, например, не группу отдельных линий, а контуры лица. Так, для целостного восприятия человеческого лица (А) достаточно лишь нескольких элементов его контура. Элементы организуются нашим восприятием в единую форму, если они сохраняют одно направление (принцип непрерывности). На рисунке (Г) слева мы воспринимаем плоский элемент, пересекающий прямоугольник, а не три несвязанных элемента вроде тех, что изображены рядом. В любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. На рисунке (Б) легче воспринять три группы квадратиков, чем девять квадратиков, не связанных друг с другом. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. На рисунке цифры и буквы (В) предстают перед нами скорее в форме столбиков, чем в форме строк.
Вопрос № 4б. Поведение и поведенческая психология (бихевиоризм).
Бихевиоризм- одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения, которого является поведение как совокупность отношений "стимул - реакция".
Поведение— присущееживым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, направленное на адаптацию организма к среде и на ее активное преобразование.
Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, поведение социальной группы).
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел.
Эволюционное учение в биологии (Ч.Дарвин)позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений.
Адаптация –процесс приспособления организма к изменениям окружающей среды, направленный на сохранение функций, обеспечивающих его существование.
На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И.П.Павловсчитал поведение. В основе причин выдвижения бихевиористами поведения в качестве основного предмета изучения психологии лежал выдвинутый ими тезис о недоступности сознания для объективного изучения, что отвергало его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности.
Бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Так, например, мышление отождествлялось с рече-двигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций.
Стимул –воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию.
Реакция –любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде – от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта
Законы поведения, по мнению представителей бихевиоризма, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ, реакция организма). Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиористы, следуя позитивистской методологии, считают не поддающимися научному анализу, т.к. они не доступны прямому наблюдению.
Основными методами бихевиористов явились наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Опыты (первоначально) проводились на животных, а их результаты в последующем были перенесены на человека. Активность самого организма при этом игнорировалась. Начиная с 20-х годов ХХ века начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа).
Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных», как факторах, служащих опосредствующим звеном между стимулом и мышечными движениями. Объяснительными факторами формирования и модификации поведения выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения), «подкрепление» (негативное и позитивное). Основными механизмами научения поведению (согласно бихевиористскому подходу) являются:
Ø классическое и
Ø оперантное (инструментальное) обусловливание.
Классическое обусловливание – способ формирования условного рефлекса, при котором первоначально индифферентный раздражитель, сближаясь по времени с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс, становится сигнальным и вызывает нужную реакцию. При этом роль подкрепления играет безусловный раздражитель, всегда предшествующий реакции.
Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс. Подкрепление, наносящее вред организму, называется отрицательным, а доставляющее удовольствие положительным.
Основы классического обусловливания были созданы в начале ХХ века российским ученым И.П.Павловым. В опытах И.П.Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает реакцию, прежде - безусловно-рефлекторную (выделение слюны).
Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Дж.Уотсона. В 1918 году он начал лабораторные эксперименты с детьми. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боится белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Дж.Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начинал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда ему показывались другие белые объекты.
Другой феномен, открытый И.П.Павловым и используемый в поведенческих процедурах, связан с тем, что условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловными стимулами называется «угасанием».
Принципы инструментального научения открыл американский психолог Э.Торндайк примерно в то время, когда И.П.Павлов проводил эксперименты в России.
Животное, обычно голодная кошка, помещалась в специальную клетку и должна была научиться какой-то реакции – например, наступить на маленький рычаг для того, чтобы открыть дверь и выйти наружу. Когда кошке это удавалось, она награждалась пищей и вновь возвращалась в ящик. После нескольких проб кошка спокойно подходила к рычагу, нажимала на него лапой, выходила через открытую дверь и ела.
Формирование реакции происходило путем проб и ошибок, как результат выбора нужного эталона поведения и последующего его закрепления. Научение, согласно Торндайку, управляется законом эффекта. Согласно этому закону, поведение контролируется его результатами и последствиями. Поведение, приводящее к положительному результату, закрепляется.
Спустя несколько десятилетий после опубликования работ Торндайка, другой американский психолог, Б.Скиннер,развил идеи Торндайка. Скиннер подчеркивал, что при инструментальном обусловливании животное оперирует со средой, воздействует на среду.
Оперантное обусловливание – термин, введенный американским психологом Б.Ф.Скиннером для обозначения такого пути образования условных связей между стимулом и реакцией, при котором сначала производится нужное действие, а лишь затем дается подкрепление.
Для изучения оперантного обусловливания Скиннер изобрел экспериментальную камеру, которая полностью контролируется. Она звуко- и светонепроницаема, в ней поддерживается постоянная температура. Она содержит приспособление, которым животное может оперировать, чтобы получить вознаграждение. Например, крыса, нажимая на рычаг, получает пищу из тонкой трубочки. Скиннеровский ящик позволял изучать отношения между реакцией и ее последствиями и анализировать, как эти последствия влияют на поведение.
При сравнении классических и оперантных условных рефлексов видно, что,
во-первых, классическое обусловливание требует повторного парного предъявления нейтрального стимула (звонок) и стимула, вызывающего врожденную, безусловную реакцию (пища). Обеспечение такого предъявления достигается участием экспериментатора. В экспериментах же с оперантным обусловливанием животное само осуществляет перебор стереотипов поведения – и выбор стереотипа, приводящего к достижению результата, происходит активнее.
Во-вторых, оперантные рефлексы контролируются их результатом; в экспериментах же с классическим обусловливанием появление условной реакции контролируется предъявлением предшествующего стимула. В реальной жизни большая часть обучения осуществляется по законам формирования оперантых условных рефлексов.
Социальное научение. В 60-е годы ХХ века на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего, социального) через наблюдение. Автор этой теории А.Бандура (1971) показал, что одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.
Научение у людей в большинстве случаев имеет место тогда, когда они находятся с другими людьми. В большинстве случаев научение следует принципам инструментального и классического обусловливания. Согласно традиционным взглядам на обусловливание, для того, чтобы произошло научение, организм должен иметь непосредственный, личный опыт с сочетаниями стимулов или с последствиями реакций (поведения). Теоретики социального научения утверждают, что люди также учатся на опыте других, посредством процессов, известных как «викарное обусловливание» и «викарное научение».
В отечественной психологии поведение человека трактуется как имеющая природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленная, опосредствованная языкоми другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичной формой которой является труд, а атрибутом — общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.
Неадекватность поведения (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербальногои реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы поведения) отрицательно сказывается на межличностных отношениях. Поведение изучается не только психологией, но и другими науками: биологическими, социальными, а в определенных аспектах и кибернетикой.
Бессознательное —
1)совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;
2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
Бессознательное отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
В бессознательном действительность переживается субъектом через такие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как:
Ø непосредственное эмоциональное вчувствование;
Ø идентификация;
Ø эмоциональное заражение;
Ø объединение различных явлений в один ряд через сопричастие, а не через выявление логических противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.
В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении).Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии, непроизвольном запоминании и т.д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, причины которых не осознаются личностью.
В настоящее время в психологии признается существование следующих классов проявлений бессознательного:
1) Надсознательные явления (художественные образы, инсайтные решения, продукты творчества и пр.). Надсознательное– это не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач.
2) Неосознаваемые побудители деятельности неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в котором ему внушалась определенная программа действий (например, зайти в магазин и купить определенную вещь и т. п.). Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения.
Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, 3.Фрейдввел термин «динамическое вытеснение бессознательного». Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр. Особенность подобных проявлений бессознательного состоит в том, что осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), поскольку осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (например, в психоаналитическом сеансе) или с другими людьми (групповая психотерапия).
3) Проявления субсенсорного восприятия. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.
4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), обеспечивающие направленный и устойчивый характер ее протекания.
Они лежат в основе регуляции автоматизированных и непроизвольных действий (например, процесса решения задач)и обусловливаются образами неосознанно предвосхищаемых событий и способов действия, опирающимися на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие.
Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н.А.Бернштейном в концепции уровней построения движения. Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д.Н.Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки.
Сам факт установки (предуготовленности субъекта к восприятию или определенной направленности действия) отмечался психологами еще до Д.Н.Узнадзе. Однако в теории Д.Н.Узнадзе установка представляет собой не частное явление, возникающее в процессе восприятия или деятельности, а общепсихологическое явление. Установка понимается как всеобщее явление в жизни людей, играющее в ней основную определяющую роль. Установка в теории Узнадзе превращается в центральное объяснительное психологическое понятие.
Исходный пункт психологии, согласно Д.Н.Узнадзе, составляют не психические явления, а сами личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности личности играют, по Д.Н.Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство, позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт, ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к совершению определенного действия[6]. Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном (бессознательным регулятором) между действием внешней среды и психической деятельностью человека.
По мнению Д.Н.Узнадзе, в субъекте перед каждым актом его поведения возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и актов практического поведения. После своей реализации в поведении и удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая место иной установке. Таким образом, согласно взглядам Д.Н.Узнадзе и его учеников, бессознательное, лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие процессов сознания, существует и действует в форме установок.
В качестве бессознательных регуляторов поведения (действий) человека можно рассматривать и так называемые защитные механизмы.
Защитные механизмы – (открытые З.Ф