Тема №6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Науч­ные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социо­культурные предпосылки глобальных научных революций.

Перестройка основании науки и изменение смыслов мировоз­зренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания, Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально воз­можных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Исто­рическая смена типов научной рациональности: классическая, не­классическая, постнеклассическая наука.

Тема №7. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса.

Главные характеристики современной, постнеклассической нау­ки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергети­ки в развитии современных представлений об исторически разви­вающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюци­онного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и совре­менная научная картина мира. Сближение идеалов естественно­научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологиче­ская и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических про­ектов. Управление качеством техники и технологий. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизирован­ной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Фило­софия русского космизма и учение В,И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па­ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функ­ции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Тема №8. Наука как социальный институт.

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельно­сти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVU в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Наука и техника, тех­нологии. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Тема №9. Объект, субъект и предмет

Наши рекомендации