Понятие общения, его основные характеристики
Вопрос о месте общения в сложной системе связей человека с миром тесно связан с анализом связи общественных и межличностных отношений. Оба ряда отношений человека – общественные, и межличностные, раскрываются и реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Все общения немыслимо человеческое общество. Общение в нем выступает как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.
Каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии.
В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Общение понимается как реальность человеческих отношений, предполагающая, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельностный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.
Учитывая сложность общения, в его структуре можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения (коммуникация) в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Категория «общения» является базовой для социально-психологической теории. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Есть множество подходов к обоснованию этого положения. В рамках сложившихся в отечественной науке подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева) общение понимается как самостоятельной вид человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, взаимодействие субъектов.
В рамках принятого нами определения социальной психологии под общением обычно имеют в виду взаимодействие, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.
Выделяются типы общения: 1) интимно-личностное (доверительное); 2) общение; с целью воспитательного воздействия; 3) диагностическое общение с целью сбора информации, и др.
Отдельно обычно рассматривается понятие «деловое общение». В конкретной профессиональной области деловое общение имеет свою специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Профессиональное общение такой вид общения, который является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения определенных задач.
Профессиональному общению присущ ряд признаков: 1) оно строго целенаправленно; 2) регламентировано нормативными документами; 3) носит функционально-ролевой характер, обусловленно необходимостью соблюдения этикета, церемоний, процедур, что выражается в определенных правилах, официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, общении в рамках определенных кругов; 4) позиционно оформлено, иерархично, субордиционно, что отражается в отношениях «начальник – подчиненный; 5) атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, освещение и т. д.).
Общение характеризуется: структурой, функцией, манерой и стилем.
Структура общения включает в себя: 1) передачу информации (коммуникативный процесс); 2) восприятие и взаимооценку участниками общения друг друга (перцептивный процесс); 3) взаимодействие участников общения (интерактивный процесс).
Выделяются следующие основные функции общения:
1) инструментальная – социальный механизм управления и передачи информации; 2) синдикативная – средство объединения людей; 3) самовыражения – форма самоутверждения, взаимопонимания; 4) экспрессивная; 5) социализации.
Манера общения характеризуется: 1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным и т.д.); 2) поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т.д.); 3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т.д.).
Стиль общения – это типичный для человека образ мыслей, поведения и деятельности в ситуации взаимодействия с другими людьми. Существуют различные классификации стилей общения. Например: авторитарный, демократический, манипулятивный. Выделяются также: творчески – продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный.