Общая характеристика массовидных социально-психологических явлений
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. В процессе взаимодействия больших групп людей возникают и реализуются в массовом поведении интересы, общественное мнение, настроение, слухи, традиции и другие массовые социально–психологические явления.
В массовом поведении, безусловно, наибольшую роль играет массовое (общественное) сознание, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей: является производным, прежде всего, от экономического базиса общества и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы; носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания – правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др. Проявляется на трех уровнях: 1) индивидуальном (отдельного человека);
2) групповом (малых групп); 3) целостном (общественном). Массовое сознание играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.
Массовое сознание, как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей – высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, так как формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов; существенно зависит от устойчивости интеграции различных реально действующих факторов и условий; неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
Массовое сознание обусловливает характер таких явлений, как массовое мнение, настроение и поведение. С его организующим началом связаны направленность и характер организованного и стихийного поведения людей.
К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение – публично выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.
Общественное мнение проявляется в ряде функций: 1) регулирует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и отражает оценки событий и фактов.
Формы проявления общественного мнения следующие: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрения; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают как обоснованные, так и необоснованные формы общественного мнения.
Общественное мнение по своей сути одно из эффективных средств регулирования социальной жизни и массового поведения, надежное, при определенных условиях, средство познания. Истина и ложь – это две крайние точки, в промежутке между которыми существует общественное мнение, достигая этих точек, оно перестает существовать как таковое. Общественное мнение способствует достижению истины, использованию знаний и чувств людей для воздействия на социальную действительность. Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается, прежде всего, с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. оценки. Общественное мнение это, прежде всего, групповое оценочное отражение действительности.
Структура общественного мнения включает в себя ряд элементов:
1) рациональный – элементы знания, в форме информированности людей, совокупность сведений, представлений о различных явлениях действительности, позволяющие более или менее аргументировано отстаивать точку зрения, выраженную в общественном мнении; 2) эмоциональный элемент – оценочное отношение, которое всегда подкрепляется эмоциями; 3) волевой элемент – ориентирующий людей на проявления их мнения в поведенческих актах, т.е. на готовность индивида действовать в соответствии с имеющейся оценкой.
Формирование общественного мнения происходит следующим образом: 1) решается задача общей информированности населения, ставится проблема, раскрывается ее актуальность, злободневность; 2) прилагаются усилия для повышения уровня компетентности людей по данной проблеме (эффективность во многом определяется деятельностью средств массовой информации); 3) достижение его возможно большей распространенности.
Общественное мнение выступает совместно с настроением, которые вместе взятые образуют умонастроение.
Массовое настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживание. Настроение и мнение тесно взаимосвязаны. Настроениям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых, в способности переходить от одного состояния к другому; во-вторых, в подверженности к колебаниям и изменениям коренным образом в самый незначительный срок.
Содержание и структура психологии большой социальной группы
Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами: этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида. Конечно, наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости социально-психологического анализа больших социальных групп, а также массовых процессов и социальных движений.
Итак, что же такое «большая социальная группа»? Мы не можем дать чисто количественное определение этого понятия. «Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория, и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести, прежде всего, социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность — нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.).
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это – нравы, обычаи и традиции. Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп — это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.