Методика преподавания психологии в средне-специальных учебных заведениях

Формы преподавания как внешнее проявление образовательного процесса. Разнообразие и классификация форм обучения психологии в современных образовательных учреждениях. Взаимосвязь методов и форм обучения с развитием творчества. Особенности общения в процессе преподавания психологии. Интерактивные формы обучения. Преподавание психологии как технологический процесс.

Лекция по психологии: функции, структура, типологии. Требования к подготовке и проведению.

Лекция как организационная форма обучения. Связь с дидактическими методами.

Положительные аспекты лекции (экономичность, авторство) и способы их усиления: обобщенность материала, структурированность материала, вариативность подходов и выводов, критичность педагога, демонстрация авторской позиции, доказательность выводов.

Функции лекции и их краткая характеристика, соотношение функций. Базовые функции лекции: обучающая, воспитывающая, развивающая. Производные функции лекции: информирующая, ориентирующая в информации и способах деятельности, убеждающая, разъясняющая, увлекающая, методическая, коммуникативная.

Типы лекций: по месту в учебном процессе (вводная лекция, тематическая лекция, обзорная лекция), по дидактическим методам (репродуктивная лекция, программированная лекция, проблемная лекция, исследовательская лекция). Структуры лекций различных типов.

Методические особенности лекций по теоретическим и прикладным психологическим дисциплинам.

Самостоятельная работа студента как форма обучения психологии: сущность, возникновение и становление, цели, задачи, принципы. Содержание, виды и формы организации самостоятельной работы в вузе. Виды, формы и методы контроля качества обучения психологии в профессиональных образовательных учреждениях. Управление учебной деятельностью студентов: планирование, организация, руководство и контроль. Психолого-педагогическая диагностика. Психолого-педагогический анализ.

Личностно-профессиональная характеристика преподавателя психологии. Профессионально-личностный рост преподавателя психологии как условие качественного выполнения профессиональных функций. Процесс обучения психологии как гармоничное соразвитие учителя и учащегося, преподавателя и студента. Особенности самопланирования, самоорганизации и самоконтроля преподавателя психологии.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Обоснование задачи исследования согласованных изменений. Понятие корреляционной связи. Виды корреляционных связей. Общая и частная классификация корреляционных связей по силе. Меры корреляции. Коэффициент линейной корреляции Пирсона. Ранговая корреляция Спирмена. Расчет уровней значимости коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции φ. Коэффициент корреляции Кендалла. Бисериальный коэффициент корреляции. Рангово-бисериальный коэффициент корреляции. Корреляционное отношение Пирсона η. Множественная корреляция. Алгоритм выбора критерия для корреляционного анализа данных.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Основные элементы психодиагностического процесса и их взаимосвязь. Структура взаимодействия психолога и клиента в процессе психологической диагностики. Модель «психолог–методика–клиент». Этапы психодиагностического процесса: ориентировочный, планирующий, сбор психодиагностических данных, обработка и интерпретация данных, подготовка психодиагностического заключения, контроль эффективности психодиагностики.

Психологическая беседа и интервью. Понятие «психодиагностическая беседа». Отличие психодиагностической беседы от консультирования. Цели психодиагностической беседы. Структура и этапы психодиагностической беседы. Специфические особенности психодиагностической беседы. Ведение протокола беседы: различные алгоритмы ведения протокола. Контент-анализ как базовый метод обработки результатов психодиагностической беседы. Написание заключений.

Интервью как особый, стандартизированный метод проведения психодиагностической беседы. Составление перечня вопросов. Варианты заполнения опросных листов: открытые, закрытые, развернутые. Способы фиксации ответов испытуемого. Методы обработки результатов интервью и написания психологического заключения.

Классификация тестов по особенностям задач, форме процедуры, направленности, в зависимости от временных ограничений.

Требования к проведению тестирования. Требования к бланкам. Условия тестирования (единообразие диагностической процедуры). Влияние искушённости в тестировании. Социальные и этические аспекты тестирования. Тесты интеллекта. Тесты способностей. Тесты достижений. Критериально-ориентированные тесты. Тесты личности. Понятие о стандартизации. Выборка стандартизации. Репрезентативность выборки. Понятие о тестовой норме и социально-психологическом нормативе. Относительность тестовых норм. Интерпретация результатов теста. Достоинства и недостатки тестов.

Требования к построению и поверке методик (разработка, апробация и стандартизация психодиагностических методик). Валидность: очевидная, по содержанию, критериальная (текущая и прогностическая), конструктная, по возрастной дифференциации. Методы определения валидности. Надёжность. Методы определения надёжности (ретест, параллельные формы, метод расщепления). Стандартизация. Алгоритм стандартизации. Основные стандартные показатели: процентили, стены, стенайны, баллы IQ, Т-баллы. Способы получения стандартных показателей.

Концепция интеллекта. Теоретические вопросы тестирования интеллекта. Неязыковые тесты, тесты действия, свободные от влияния культуры тесты. Основные тесты интеллекта: Р. Амтхауэра, структуры интеллекта, тест, шкала Станфорд–Бине, тесты Д. Векслера – WAIS, WISC, WWPSI, Тест авенна.

Различные подходы к разработке личностных опросников. Двумерная концепция личности Г. Айзенка. Опросник Айзенка. Диагностика структуры личности Р. Б. Кеттелла. Опросник Кеттелла. ММРI, (СМИЛ) как пример клинического опросника. Опросник Мини-мульт. Понятие об акцентуированных личностях (К. Леонгард). Характерологический опросник Леонгарда.

Концепция проекции в обосновании проективного метода. Классификация проективных методик. Место проективных методик в психодиагностике. Проблемы стандартизации проективных методик. Тест Роршаха. ТАТ. Тест Розенцвейга. Проективно-графические методики. Сферы применения проективных методик.

Наши рекомендации