Словарь важнейших понятий и терминов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса
«Методологические основы современной психологии»
для магистрантов 1 курса
направления 37.04.01 «Психология»
Заочная форма обучения
Ростов-на-Дону
Составители: д.психол.н. проф. Белоусова А.К.
Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.
Введение.
Методологические основы современной психологии как учебный предмет входит в цикл дисциплин по специальности Психология, преподаваемых в учебных заведениях. «Методологические основы современной психологии » - это теоретическая наука о закономерностях возникновения и развития психологии, учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.
Целями освоения дисциплины Методологические основы современной психологии являются: формирование устойчивого знания магистрантами основ методологии психологических исследований, формирование навыков научного анализа; освоение технологии организации и проведения научного (психологического) исследования; обучение разработке и реализации исследовательского проекта; формирование навыков анализа, обобщения и представления результатов собственного научного исследования.
.
Задачи изучения дисциплины Методологические основы современной психологии:
- раскрытие философско-методологического содержания основных
категорий современной психологии;
- теоретический анализ различных подходов к научным основам психологии;
- формирование у студентов потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;
- раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира психолога;
- формирование умения ориентироваться в различных концепциях мировой психологии для формирования профессиональной методологической позиции;
- раскрытие методологических оснований развития современной психологии в настоящее время и анализ парадигмальных линий её становления;
- овладение студентами методологическим инструментарием, направленным на решение теоретических и практических задач научного исследования в рамках собственной исследовательской деятельности;
- овладение студентами основными методами научной работы, соответствующими профессиональной научной позиции.
Студенты, завершившие изучение дисциплины Методологические основы современной психологии, должны обладать следующими компетенциями:
ОК 1способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОПК 3способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;
ПК 1способностью анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии.
В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:
- предмет, задачи и область применения основных психологических проблем науки;
- классификацию видов проблем и их особенности;
- теоретические основы построения научной программы исследования;
- предмет и специфику комплексного исследования в психологии;
- основные характеристики научного исследования;
- теоретические основы построения научной программы исследования;
- основные направления и парадигмы современной психологии;
- детерминацию развития научных проблем;
классификацию видов проблем и их особенности;
- теоретические основы построения научной программы исследования.
уметь:
-выделять специфику психологических и научно-исследовательских методов;
-выделять проблемы в предметном поле психологической науки и формулировать на их основе темы научно-исследовательских работ;
- ориентироваться в различных видах парадигм;
- работать теоретическими, качественными методами.
- ориентироваться в различных методах психологии;
- планировать процедуру исследования;
- готовить аналитические обзоры литературы;
- готовить постановочную часть исследования.
владеть:
- навыками подбора психологических и научно-исследовательских методов для разработки программ исследования;
- навыками проведения проектных исследований по психологической тематике.;
- навыками выбора методов с учетом особенностей поставленных задач;
- владеть методами исследования, изучения и интерпретации проблем.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Выбор варианта контрольной работы выполняется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра 0, то студент выбирает вариант из следующих тем: 10, 20 и т.д.
Работа может быть выполнена в рукописном варианте в объеме 12-листовой тетради с интервалом одна клеточка. Возможен машинописный вариант в объеме 15 – 16 страниц, текст набирается стандартным шрифтом 14 с интервалом 1. Работа должна быть структурирована, т.е. содержать сформулированную тему, план, введение с обоснованием темы, основную часть с изложением заявленных вопросов, заключение с общими выводами.
Защита контрольной работы происходит в 2 этапа:
1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).
2. Защита контрольной работы предполагает собеседование по теме работы.
Приводится список учебной литературы, соответствующей программе дисциплины «Методологические основы современной психологии» и включающей базовый материал по предполагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.
Темы и задания для контрольных работ
Контрольна робота №1
1.Естественно - научная и культурно-историческая традиция в психологии.
2.Эмпирическая традиция в психологии
Контрольна робота №2
1.Значение психоанализа для современной философии и психологии.
2.Сравнительный анализ западноевропейской и американской традиции в психологической науке.
Контрольна робота №3
1. Значение деятельностного подхода для развития психологии
2.Современное состояние и перспективы развития современной психологии.
Контрольна робота №4
1.Подход С.Л. Рубинштейна к проблеме сознания и деятельности.
2.Школа А. Н. Леонтьева к проблеме сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
Контрольна робота №5
1.Системный подход в отечественной психологии (Б. Ф. Ломов, П. Е. Кузьмин и др.).
2.Дискуссии о предмете психологии в отечественной психологической науке.
Контрольна робота №6
1.Философский и конкретно-научный уровни методологии.
2.Психология как наука о сознании. Критика интроспективного метода.
Контрольна робота №7
1.Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекции.
2.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблема «единицы анализа» в психологическом исследовании.
Контрольна робота №8
1.Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.
2.Проблема соотношения объективной и субъективной реальности.
Контрольна робота №9
1.Проблема интериоризации как методологическая проблема.
2.Категория личности с точки зрения различных психологических позиций.
.Контрольна робота №10
1.Категория отношений в психологии.
2.Категория сознания в философии и в психологии.
Контрольна робота №11
1.Генезис понятия «деятельность» в отечественной психологии.
2.Анализ категории общение.
Контрольна робота №12
1.Характеристика подходов к категории мотива с точки зрения различных психологических школ.
2.Категория образа в психологии.
.Контрольна робота №13
1.Исторические предпосылки возникновения описательной (понимающей) психологии в Западной Европе.
2.Современное состояние описательной (понимающей) психологии в современной российской психологии.
Контрольна робота №14
1.Популярные тесты: научная несостоятельность vs популярность у населения
2.Влияние информационных технологий на развитие эксперимента (компьютеризация психологических исследований, Интернет-исследования).
Контрольна робота №15
1.Наблюдательность как профессиональное качество психолога .
2.Особенности наблюдения в психологической практике.
Контрольна робота №16
1.Особенности эксперимента в психологической практике.
2.Герменевтика: история становления в философии и психологии.
Контрольна робота №17
1.Методология как самостоятельная область научного знания.
2.Роль личности учёного в развитии научного знания.
Контрольна робота №18
1.Современное состояние психологической науки.
2.Принцип методологического плюрализма (А.В. Юревич).
Контрольна робота №19
1.Телеологический и каузальный подход в психологии.
2.Герменевтический метод в психологии.
Контрольна робота №20
1.Эмпирическая традиция в психологии.
2.Априористическая традиция в психологии
Контрольна робота №21
1.Элементаризм и холизм в психологии..
2.Учение об интенциональных актах Ф.Брентано как попытка построения феноменологии сознания.
Контрольна робота №22
1.Гуманистическая психология: современное состояние и перспективы развития.
2.Значение психоанализа для современной философии и психологии.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Желательно готовиться к экзамену в группе (2-3 чел). Внимательно прочтите экзаменационные вопросы. Распределите темы подготовки по блокам и дням. Не надо зазубривать материал, необходимо выделить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Составьте план ответа на каждый вопрос. Изучив несколько вопросов, обсудите их с однокурсниками, проговорите основные положения ответа вслух.
Положительная оценка на экзамене складывается из умения оперировать понятиями, из знания конкретного материала и способности использовать знаниями в конкретных примерах. Ответ должен быть развернутым и аргументированным.
Вопросы к экзамену
- Определение науки. Критерии научного знания.
- Понятие метода. Функции метода.
- Этапы становления науки (В.С. Степин).
4. Понятие методологии науки. Структура методологического знания.
- Понятие теории. Основные требования к теории.
- Сходство и различие теории и метода.
- Структурные компоненты научного познания. Проблема и гипотеза.
- Основные этапы психологического исследования.
- Характеристика постановочного этапа.
- Теоретическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
- Эмпирическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
- Позиция В.М. Аллахвердова на научное исследование.
- Теория роста идейК.Поппера.
- Теория И.Лакатоса.
- Теория Фейерабенда.
- Психология и ее кризис. Причины кризиса.
- Непосредственный опыт познания как предмет психологии.
- Поведение как объект психологии. Критика и достоинства бихевиоризма.
- Гештальт-психология. Ограничения и достоинства.
- Психоанализ. Ограничения и достоинства.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Основные противоречия в развитии современного психологического знания.
- Понятие парадигмы. Виды парадигм в психологии.
- Характеристика науки по Т. Куну.
- Основные теории роста научных идей (и,).
- Принцип системности.
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Принцип детерминизма. Виды детерминизма.
- Принцип развития в психологии.
- Принцип отражения в отечественной психологии.
- Проблема метода в концепции Л.С. Выготского.
- Проблема объективного метода в психологии.
- Базовые категории психологии: образ, мотив.
- Базовые категории психологии: переживание, действие.
- Базовые категории психологии: отражение, сознание.
- Базовые категории психологии: личность, деятельность.
- Описательная психология. Методы описательной психологии.
- Объяснительная психология. Методы объяснительной психологии
39. Методы практической психологии.
- Понятие тренинга. Классификация тренингов в практической психологии.
- Специализация практического психолога по направлениям и проблематике.
- Деятельностная парадигма научного познания.
- Культурно-историческая психологияЛ.С.Выготского как неклассическая наука.
- Методологические положения А.Н. Леонтьева.
- Поиски новой методологии (Мазилов В.А.).
- Методологический плюрализм (Смирнов С.Д.).
- Методологический либерализм в психологии (Юревич А.В.).
- Особенности междисциплинарных исследований в сов ременной психологии (А.Л. Журавлев).
- Неклассический вектор в сов ременной психологии (Д.А. Леонтьев).
- Конструктивистская парадигма в психологической науке (В.Ф. Петренко).
- Основные положения синергетики.
- Самоорганизация в психологических системах.
Критерии оценки:
Критериями оценки являются следующие характеристики ответа:
- полнота, т.е. соответствие ответа заданию;
- глубина, т.е. соответствие изученным теоретическим или практическим источникам;
- осознанность – умение пользоваться полученной информацией, нахождение логических связей между различными частями изучаемого материала, выделение основных позиций;
- логичность – последовательность изложения материала, соответствие сделанных выводов приведенным доказательствам и др.;
- умение поддержать дискуссию, умение задать грамотно сформулированный вопрос.
Оценка «Отлично» ставится в том случае если: в ответе полно и правильно излагаются изученные теории, концепции и т. д.; выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами; в изложении различных подходов к проблеме использован аналитический подход. Если выдвигается своя точка зрения, то она аргументирована и обоснована; материал изложен в определенной логической последовательности, хорошим русским языком с использованием современной научной терминологии; выводы содержательны и соответствуют вышеизложенному студентом материалу; ответ самостоятельный.
Оценка «Хорошо» ставится в том случае если: ответ полный и правильный; положения выдвигаемые студентом подтверждены примерами; в изложении студента представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно аргументировано; отсутствует собственная точка зрения или она недостаточно обоснована; незначительно нарушена логическая последовательность в изложении материала; выводы краткие; допущенные несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Оценка «Удовлетворительно» ставится в том случае, если: выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и проиллюстрированы; изложение носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер; обнаруживается недостаточное знание базовых понятий; логическая схема ответа неудовлетворительна; слабое знание и использование научной терминологии.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: студент не понимает содержание изложенного теоретического материала; не может дать научное обоснование проблемы; отсутствуют выводы или они носят поверхностный характер; не знает основных научных терминов излагаемого материала; преобладает не научная, а бытовая лексика; существенные ошибки в изложении не могут быть исправлены с помощью наводящих вопросов преподавателя..
Д о п о л н и т е л ь н а я
1. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии: учебник / Немов Р.С.— М.: Владос, 2013. 687— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14187 - ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Гончаров В.С. Основы культурно-генетической психологии: монография / Гончаров В.С.— К.: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2008. 334— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23898 - ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Славская А.Н. Основы психологии С. Л. Рубинштейна: монография / Славская А.Н.— М.: Институт психологии РАН, 2015. 344— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51935 - ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Гарусев А.В. Основные методы сбора данных в психологии: учебное пособие / Гарусев А.В., Дубовская Е.М., Дубровский В.Е.— М.: Аспект Пресс, 2012. 158— c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8872 - ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Пример выполнения контрольной работы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
КАФЕДРА «Психология»
Контрольная работа по «________________»
За _________курс
Студент: Ф.И.О. Адрес_____________
_________________________________
Группа___________ Шифр___________
(номер зачетной книжки)
Ростов-на-Дону
Введение.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.)…..
Заключение.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента — религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования…………
Список литературы:
1. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Работа М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.
3. Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
4. Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М., 1965.
5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М., Центр, 2000.
6. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985.
7. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По изучению курса
«Методологические основы современной психологии»
для магистрантов 1 курса
направления 37.04.01 «Психология»
Заочная форма обучения
Ростов-на-Дону
Составители: д.психол.н. проф. Белоусова А.К.
Методические рекомендации содержат: введение, тематический план лекционных и семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету, информационно-методическое обеспечение.
Введение.
Методологические основы современной психологии как учебный предмет входит в цикл дисциплин по специальности Психология, преподаваемых в учебных заведениях. «Методологические основы современной психологии » - это теоретическая наука о закономерностях возникновения и развития психологии, учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.
Целями освоения дисциплины Методологические основы современной психологии являются: формирование устойчивого знания магистрантами основ методологии психологических исследований, формирование навыков научного анализа; освоение технологии организации и проведения научного (психологического) исследования; обучение разработке и реализации исследовательского проекта; формирование навыков анализа, обобщения и представления результатов собственного научного исследования.
.
Задачи изучения дисциплины Методологические основы современной психологии:
- раскрытие философско-методологического содержания основных
категорий современной психологии;
- теоретический анализ различных подходов к научным основам психологии;
- формирование у студентов потребности в методологическом осмыслении полученных профессиональных знаний;
- раскрытие принципиального единства философских и психологических знаний как неразрывных составных частей профессионального образа мира психолога;
- формирование умения ориентироваться в различных концепциях мировой психологии для формирования профессиональной методологической позиции;
- раскрытие методологических оснований развития современной психологии в настоящее время и анализ парадигмальных линий её становления;
- овладение студентами методологическим инструментарием, направленным на решение теоретических и практических задач научного исследования в рамках собственной исследовательской деятельности;
- овладение студентами основными методами научной работы, соответствующими профессиональной научной позиции.
Студенты, завершившие изучение дисциплины Методологические основы современной психологии, должны обладать следующими компетенциями:
ОК 1способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОПК 3способностью к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения;
ПК 1способностью анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии.
В результате изучения дисциплины магистранты должны знать:
- предмет, задачи и область применения основных психологических проблем науки;
- классификацию видов проблем и их особенности;
- теоретические основы построения научной программы исследования;
- предмет и специфику комплексного исследования в психологии;
- основные характеристики научного исследования;
- теоретические основы построения научной программы исследования;
- основные направления и парадигмы современной психологии;
- детерминацию развития научных проблем;
классификацию видов проблем и их особенности;
- теоретические основы построения научной программы исследования.
уметь:
-выделять специфику психологических и научно-исследовательских методов;
-выделять проблемы в предметном поле психологической науки и формулировать на их основе темы научно-исследовательских работ;
- ориентироваться в различных видах парадигм;
- работать теоретическими, качественными методами.
- ориентироваться в различных методах психологии;
- планировать процедуру исследования;
- готовить аналитические обзоры литературы;
- готовить постановочную часть исследования.
владеть:
- навыками подбора психологических и научно-исследовательских методов для разработки программ исследования;
- навыками проведения проектных исследований по психологической тематике.;
- навыками выбора методов с учетом особенностей поставленных задач;
- владеть методами исследования, изучения и интерпретации проблем.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы
Выбор варианта контрольной работы выполняется по последней цифре номера зачетной книжки. Например, если последняя цифра 0, то студент выбирает вариант из следующих тем: 10, 20 и т.д.
Работа может быть выполнена в рукописном варианте в объеме 12-листовой тетради с интервалом одна клеточка. Возможен машинописный вариант в объеме 15 – 16 страниц, текст набирается стандартным шрифтом 14 с интервалом 1. Работа должна быть структурирована, т.е. содержать сформулированную тему, план, введение с обоснованием темы, основную часть с изложением заявленных вопросов, заключение с общими выводами.
Защита контрольной работы происходит в 2 этапа:
1. Допуск к защите работы (если работа соответствует предъявляемым требованиям).
2. Защита контрольной работы предполагает собеседование по теме работы.
Приводится список учебной литературы, соответствующей программе дисциплины «Методологические основы современной психологии» и включающей базовый материал по предполагаемым темам. Данная литература может быть использована как для написания контрольной работы, так и для подготовки к экзамену.
Темы и задания для контрольных работ
Контрольна робота №1
1.Естественно - научная и культурно-историческая традиция в психологии.
2.Эмпирическая традиция в психологии
Контрольна робота №2
1.Значение психоанализа для современной философии и психологии.
2.Сравнительный анализ западноевропейской и американской традиции в психологической науке.
Контрольна робота №3
1. Значение деятельностного подхода для развития психологии
2.Современное состояние и перспективы развития современной психологии.
Контрольна робота №4
1.Подход С.Л. Рубинштейна к проблеме сознания и деятельности.
2.Школа А. Н. Леонтьева к проблеме сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
Контрольна робота №5
1.Системный подход в отечественной психологии (Б. Ф. Ломов, П. Е. Кузьмин и др.).
2.Дискуссии о предмете психологии в отечественной психологической науке.
Контрольна робота №6
1.Философский и конкретно-научный уровни методологии.
2.Психология как наука о сознании. Критика интроспективного метода.
Контрольна робота №7
1.Ортодоксальный бихевиоризм как историческая альтернатива интроспекции.
2.Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского и проблема «единицы анализа» в психологическом исследовании.
Контрольна робота №8
1.Психическая реальность с точки зрения деятельностного подхода.
2.Проблема соотношения объективной и субъективной реальности.
Контрольна робота №9
1.Проблема интериоризации как методологическая проблема.
2.Категория личности с точки зрения различных психологических позиций.
.Контрольна робота №10
1.Категория отношений в психологии.
2.Категория сознания в философии и в психологии.
Контрольна робота №11
1.Генезис понятия «деятельность» в отечественной психологии.
2.Анализ категории общение.
Контрольна робота №12
1.Характеристика подходов к категории мотива с точки зрения различных психологических школ.
2.Категория образа в психологии.
.Контрольна робота №13
1.Исторические предпосылки возникновения описательной (понимающей) психологии в Западной Европе.
2.Современное состояние описательной (понимающей) психологии в современной российской психологии.
Контрольна робота №14
1.Популярные тесты: научная несостоятельность vs популярность у населения
2.Влияние информационных технологий на развитие эксперимента (компьютеризация психологических исследований, Интернет-исследования).
Контрольна робота №15
1.Наблюдательность как профессиональное качество психолога .
2.Особенности наблюдения в психологической практике.
Контрольна робота №16
1.Особенности эксперимента в психологической практике.
2.Герменевтика: история становления в философии и психологии.
Контрольна робота №17
1.Методология как самостоятельная область научного знания.
2.Роль личности учёного в развитии научного знания.
Контрольна робота №18
1.Современное состояние психологической науки.
2.Принцип методологического плюрализма (А.В. Юревич).
Контрольна робота №19
1.Телеологический и каузальный подход в психологии.
2.Герменевтический метод в психологии.
Контрольна робота №20
1.Эмпирическая традиция в психологии.
2.Априористическая традиция в психологии
Контрольна робота №21
1.Элементаризм и холизм в психологии..
2.Учение об интенциональных актах Ф.Брентано как попытка построения феноменологии сознания.
Контрольна робота №22
1.Гуманистическая психология: современное состояние и перспективы развития.
2.Значение психоанализа для современной философии и психологии.
Методические рекомендации по подготовке к зачету
Желательно готовиться к экзамену в группе (2-3 чел). Внимательно прочтите экзаменационные вопросы. Распределите темы подготовки по блокам и дням. Не надо зазубривать материал, необходимо выделить ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Составьте план ответа на каждый вопрос. Изучив несколько вопросов, обсудите их с однокурсниками, проговорите основные положения ответа вслух.
Положительная оценка на экзамене складывается из умения оперировать понятиями, из знания конкретного материала и способности использовать знаниями в конкретных примерах. Ответ должен быть развернутым и аргументированным.
Вопросы к экзамену
- Определение науки. Критерии научного знания.
- Понятие метода. Функции метода.
- Этапы становления науки (В.С. Степин).
4. Понятие методологии науки. Структура методологического знания.
- Понятие теории. Основные требования к теории.
- Сходство и различие теории и метода.
- Структурные компоненты научного познания. Проблема и гипотеза.
- Основные этапы психологического исследования.
- Характеристика постановочного этапа.
- Теоретическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
- Эмпирическое исследование, организация, проведение, обработка результатов.
- Позиция В.М. Аллахвердова на научное исследование.
- Теория роста идейК.Поппера.
- Теория И.Лакатоса.
- Теория Фейерабенда.
- Психология и ее кризис. Причины кризиса.
- Непосредственный опыт познания как предмет психологии.
- Поведение как объект психологии. Критика и достоинства бихевиоризма.
- Гештальт-психология. Ограничения и достоинства.
- Психоанализ. Ограничения и достоинства.
- Основные этапы развития психологической науки.
- Основные противоречия в развитии современного психологического знания.
- Понятие парадигмы. Виды парадигм в психологии.
- Характеристика науки по Т. Куну.
- Основные теории роста научных идей (и,).
- Принцип системности.
- Принцип единства сознания и деятельности.
- Принцип детерминизма. Виды детерминизма.
- Принцип развития в психологии.
- Принцип отражения в отечественной психологии.
- Проблема метода в концепции Л.С. Выготского.
- Проблема объективного метода в психологии.
- Базовые категории психологии: образ, мотив.
- Базовые категории психологии: переживание, действие.
- Базовые категории психологии: отражение, сознание.
- Базовые категории психологии: личность, деятельность.
- Описательная психология. Методы описательной психологии.
- Объяснительная психология. Методы объяснительной психологии
39. Методы практической психологии.
- Понятие тренинга. Классификация тренингов в практической психологии.
- Специализация практического психолога по направлениям и проблематике.
- Деятельностная парадигма научного познания.
- Культурно-историческая психологияЛ.С.Выготского как неклассическая наука.
- Методологические положения А.Н. Леонтьева.
- Поиски новой методологии (Мазилов В.А.).
- Методологический плюрализм (Смирнов С.Д.).
- Методологический либерализм в психологии (Юревич А.В.).
- Особенности междисциплинарных исследований в сов ременной психологии (А.Л. Журавлев).
- Неклассический вектор в сов ременной психологии (Д.А. Леонтьев).
- Конструктивистская парадигма в психологической науке (В.Ф. Петренко).
- Основные положения синергетики.
- Самоорганизация в психологических системах.
Критерии оценки:
Критериями оценки являются следующие характеристики ответа:
- полнота, т.е. соответствие ответа заданию;
- глубина, т.е. соответствие изученным теоретическим или практическим источникам;
- осознанность – умение пользоваться полученной информацией, нахождение логических связей между различными частями изучаемого материала, выделение основных позиций;
- логичность – последовательность изложения материала, соответствие сделанных выводов приведенным доказательствам и др.;
- умение поддержать дискуссию, умение задать грамотно сформулированный вопрос.
Оценка «Отлично» ставится в том случае если: в ответе полно и правильно излагаются изученные теории, концепции и т. д.; выдвинутые положения аргументированы и иллюстрированы примерами; в изложении различных подходов к проблеме использован аналитический подход. Если выдвигается своя точка зрения, то она аргументирована и обоснована; материал изложен в определенной логической последовательности, хорошим русским языком с использованием современной научной терминологии; выводы содержательны и соответствуют вышеизложенному студентом материалу; ответ самостоятельный.
Оценка «Хорошо» ставится в том случае если: ответ полный и правильный; положения выдвигаемые студентом подтверждены примерами; в изложении студента представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно аргументировано; отсутствует собственная точка зрения или она недостаточно обоснована; незначительно нарушена логическая последовательность в изложении материала; выводы краткие; допущенные несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Оценка «Удовлетворительно» ставится в том случае, если: выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и проиллюстрированы; изложение носит преимущественно описательный, а не концептуальный характер; обнаруживается недостаточное знание базовых понятий; логическая схема ответа неудовлетворительна; слабое знание и использование научной терминологии.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: студент не понимает содержание изложенного теоретического материала; не может дать научное обоснование проблемы; отсутствуют выводы или они носят поверхностный характер; не знает основных научных терминов излагаемого материала; преобладает не научная, а бытовая лексика; существенные ошибки в изложении не могут быть исправлены с помощью наводящих вопросов преподавателя..
Словарь важнейших понятий и терминов
АБСТРАГИРОВАТЬ [< лат. abstrahere – отвлекать] – мысленно отвлекаясь от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделяя какие-либо существенные свойства и от-ношения, образовывать отвлеченные понятия абстракции.
АБСТРАКЦИЯ [< лат. abstractio – отвлечение] – 1) мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними; 2) отвлеченное понятие, образуемое в результате отвлечения в процессе познания от несущественных сто-