Словарь важнейших терминов и понятий

Абулия -нарушение психической регуляции действий. Проявляется в отсутствии побуждений к деятельности. Ее следует отличать от безволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающие при определенных поражениях мозга.

Аграфия - нарушение письма, возникающие при различных расстройствах речи.

Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение психического или физического вреда. Агрессивные действия могут направляться человеком и на себя, принимая форму аутоагрессии (к примеру - суицидное поведение).

Активность - всеобщее свойство живой материи поддерживать жизненно важные связи с окружающей средой. Активность (человека как субъекта) - способность к «самостоятельной силе реагирования».

Актуализировать - перевести из состояния потенциального в состояние реальное.

Алексия - нарушение чтения, возникающее при поражении отдельных участков коры головного мозга.

Альтруизм - система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки является интересы другого человека или социальной общности.

Аутизм- крайняя форма отчуждения, выражающаяся в уходе человека от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний.

Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние; выражается в заторможенности сознательной деятельности. Проявляется в нарушении самоконтроля человека за своим поведением.

Вербальное задание - требующее участия словесных операций, приобретенных человеком ранее знаний. Невербальное задание основано исключительно на наблюдении и манипуляциях.

Влечение - инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать так, чтобы это желание удовлетворить.

Внушение (или суггестия) - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания в данном состоянии.

Внутренняя мотивация - мотивация, которая побуждает человека к действию с целью улучшить состояние уверенности и независимости, в отличие от внешней по отношению к нему цели (к примеру, избежание наказания и вознаграждение).

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, которые социальны по своему происхождению.

Вытеснение- вид «психологической защиты», представляющий собой процесс, в результате которого неприемлемое для человека (мысли, переживания, воспоминания) «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

Галлюцинации - непроизвольно возникающие ложные восприятия несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих.

Гедонистическая функция - безграничное стремление человека к удовлетворению своих прихотей, желаний. Цель жизни - наслаждение.

Гипотеза - предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в эксперименте.

Гомеостаз - поддержание постоянства различных физиологических параметров организма.

Дебильность - легкая степень умственной отсталости, встречающаяся в определенной части населения; характеризуется затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей социальной адаптацией.

Деперсонализация - персона, личность, де - отрицательная приставка: а) изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе; б) выраженная объективная утрата человеком возможности быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, обнаружить способность быть личностью.

Депрессия - аффективное состояние подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением произвольной активности.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на преобразование действительности и самого себя.

Диспозиция (установка) - предрасположенность, готовность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Душа - понятие, отражающее исторически изменяющиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической психологии и философии душа - это нематериальное, независимое от тела, животворящее и познающее начало.

Желание - отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности сделать что-либо конкретное.

Индивидуальный стиль деятельности - система способов и приемов осуществления деятельности, которую человек постоянно вырабатывает с учетом своих личностных ценностей.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Защита психологическая - регулятивная система, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги.

Иерархия- расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Иллюзии - ошибки восприятия, связанные с неверной интерпретацией сенсорных сигналов от объектов окружающего мира.

Инстинкт - врожденная форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интроверт- индивидуум, обращенный чаще всего к своему внутреннему миру, избегающий контактов с другими людьми.

Интуиция- знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, а также способность предвидеть ход событий.

Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению.

Коммуникабельность - склонность, способность к установлению контактов и связей.

Конформизм- тактика человека, приспобливающего свой уклад жизни к укладу жизни той социальной группы, в которой он оказывается.

Мастерство - желаемый уровень развития человека как субъекта деятельности. Предполагает не только наличие знаний, навыков, умений, но и определенную систему ценностей личности.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Навык- сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля.

Научение - приобретение знаний, навыков и умений в результате жизненного опыта.

Онтогенез - процесс индивидуального развития организма или личности.

Органический - внутренний, касающийся сущности, основ чего-либо; неразрывно связанный с чем-либо.

Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.

Перцептивный- относящийся к восприятию.

Произвольность - уровень осуществления деятельности, связанный с волевыми усилиями над собой.

Развитие (психики) - закономерные изменения психических свойств, качеств, процессов. Различают онтогенез (развитие особи) и филогенез (развитие рода).

Релаксация - расслабление.

Рефлексия - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Ригидность - заторможенность мышления, появляющееся в трудности отказа человека от однажды принятого решения, способа мышления и действий.

Самовоспитание - систематическая деятельность личности направленная на развитие у себя системы личностных ценностей, качеств, свойств.

Самооценка - сложное образование человеческой психики. Возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Самооценка (оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков) постоянно изменяется, совершенствуется.

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными физиологическими и психологическими состояниями.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Система ценностей - важное образование самосознания, которое несет существенные регуляторные функции и в значительной степени влияет на становление профессионального самосознания.

Сленг - слова, употребляемые людьми определенных возрастных групп или профессий.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком жизненного опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Стагнация - застой в системе отношений, в общении.

Сравнение - один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется.

Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека.

Уровень притязаний - максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Фатическое - бессодержательное (глупое) общение, исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Фобии - навязчивые состояния страха.

Фрустрация - переживание человеком своей неудачи в достижении желаемой цели, сопровождающееся чувством безысходности.

Функциональная система - сложно организованная система, обеспечивающая согласованную работу психических и физиологических процессов, участвующая в регуляции целостного поведенческого акта.

Ценности -субъективный момент (способ) восприятия действительности.

Экстраверсия - обращенность сознания человека к внешнему миру и социальной жизни , контактность.

Эмпатия - способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

«Я» (Образ «Я» или Я-концепция) - система отражения в сознании человека его самого (как индивида, личности, субъекта деятельности), включающая и самооценки, и самоотношение.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…………….4

1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины «Психология»……………………………………………………………………….5

Раздел 1. Психология, ее основные категории………………………………8

1. 1. Предмет психологии, ее задачи и методы…………………………………8

1.2. Краткая история развития психологии……………………………………..19

1.3. Естественнонаучные основы психологии…………………………………..39

1. 4. Структура психики…………………………………………………………...55

1.5. Сознание……………………………………………………………………….57

Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов………...65

2.1.Познавательные процессы. Ощущения и восприятие………………………………………………………………………….65

2.2. Мышление.………………………………………………………………..…71

2.3. Память………………………………………………………………………….77

2.4. Воображение………………………………………………………………….85

2.5. Внимание………………………………………………………………………87

2.6. Психология деятельности…………………………………………………….91

Раздел 3. Психология личности …………………………….…………………96

3.1. Личность как психологическая категория…………………………………..96

3.2. Мотивация…………………………………………………………………..110

3.3. Характер……………………………………………………………………..114

3.4. Способности…………………………………………………………………118

3.5. Темперамент…………………………………………………………………121

Раздел 4. Психология общения .........................………………………………124

4.1. Общение……………………………………………………………………..124

4.2. Группа и коллектив……………………………………………………….. 137

4.3. Межличностные отношения……………………………………………….148

4.4. Эффективное разрешение конфликтов………………………………….152

Литература……………………………………………………………………..162

Приложения…………………………………………………………………….164

Приложение 1. Темы рефератов………………………………………………164

Приложение 2. Вопросы для подготовки к зачету…………………………

Приложение 3. Материалы для подготовки к практическим занятиям………..

Приложение 4. Психологические тесты………………………………………174

Приложение 5. Словарь важнейших терминов и понятий…………………………………..………………………………………186

Учебное пособие

* * *

Лебедчук П.В., Чернышева О.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

* * *

Корректор Р.П. Ломакина

Компьютерный набор и верстка Л.В. Арбузовой

Сдано в набор 25.08.12. Подписано в печать 29.08.12. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура Times New Roman. Бумага офсетная. Печать Ризография.

Усл. печ. л. 12. Уч.-изд. л. 25,75. Тираж 500 экз.

Издательство Курской государственной

сельскохозяйственной академии им. проф. И.И.Иванова

305021, г. Курск, ул. К.Маркса, д.70.

Отпечатано в ООО «Учитель».

305004, г. Курск, ул. Садовая, 31.

Наши рекомендации