Основные структурные элементы подхода Ананьева к изучению человека.
Ананьев выделял в системе человекознания 4 понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (иногда это понятие используют для обозначения человека как социального существа, как отдельного представителя человеческой общности, использующее орудие труда). Свойства индивида: первичные (присущие всем людям, такие как возрастные особенности – соответствие определённому возрасту, половой диморфизм, конституциональные особенности - особенности сложения тела, нейродинамические свойства мозга – динамика протекания процессов в коре головного мозга: возбуждение и торможение, функциональная асимметрия – правое полушарие: за предмет действия, левое: письменная и вербальная речь). Совокупность первичных свойств определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Интеграция всех этих свойств обуславливает особенности темперамента и задатки человека. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. Свойства личности: мотивация, темперамент, способности и характер. Субъект деятельности по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Человек может рассматриваться как представитель живой природы, биологический объект, субъект сознательной деятельности, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделённое сознанием и способностью к деятельности. Это формирует его индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылки формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Человек – один из наиболее сложных объектов реального мира.
Я - концепция» и её роль в регуляции поведения человека
Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием. Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причём оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различия между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать своё поведение, т.е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.
Понятие о психике
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом реального мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
1)психика – это свойство только живой материи. Причём не просто живой, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойство, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
2)главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем её мире.
3)получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.