Специфика социологического подхода к изучению человека и общества.

Предмет и объект социологии

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, а также форм его организации: соц. систем, соц. структур и институтов. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество.

Предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Предмет изучения социологии – это закономерности и тенденции развития общества.

Социальная структура - внутреннее устройство общества или соц. группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соц. групп. Структура это не элемент из которых что-то состоит, это отношения, которые что-то связывают.

Соц. процесс развертывание во времени того или иного соц. явления. Выделяют социальные процессы такие как интеграция и дезинтеграция, текучесть и стабильность, занятость и безработица, миграция и эмиграция.

Соц. институт – это регулярно повторяющийся в течении длительного времени соц. практики, поддерживаемые с помощью соц. норм.

2) Структура социологического знания.
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

Понятие социального закона.
Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.

Согласно определению, данному известным российским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы представляют собой относительно устойчивые и Систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и семьей, обществом и трудовым коллективом, обществом и личностью, социальной организацией и личностью. Основой классификации социальных законов являются различия в сфере их действия. Например, социальные законы могут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.

Социальные законы (как и законы других общественных наук) действуют, проявляются только в определенных условиях. Определить эти условия представляется наиболее сложной задачей социологии. Это обусловлено тем обстоятельством, что на человека, группу или организацию воздействует большое количество различных факторов внешней среды и, кроме того, важным фактором является мир внутренних желаний и стремлений людей.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются избегать ситуаций, условий, в которых проявляется действие таких законов. Многие люди приспособляют свое поведение к социальным законам или протестуют против них, но знание социальных законов необходимо для изучения человеческого общества.

Функции социологии.

1. теоретико-познавательная. Социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений. Оценка познаваемого мира осуществляется с позиции интересов личности. Социология стремится к получению и систематизации новых знаний, направленных на получение общей картины процессов происходящих в мире. Это позволяет определить, какие проблемы существуют в обществе, что требует преобразований, а что нет.

2. описательная функция. Описание данных в виде научных отчетов, статей, книг и.т.д. На их основе формируют практические выводы и принимают управленческие решения.

3. прогностическая функция. Результатом социологического исследования является социальный долгосрочный или краткосрочный прогноз. Прогноз основан на вскрытии фактора, воздействующего на объект и тенденции развития социального явления.

4. Преобразовательная функция. По окончании социального исследования делаются выводы, предложения и рекомендации, на основании которых принимаются управленческие решения. То есть происходит воплощение теоретических выкладок в практическую деятельность.

5. Мировоззренческая функция. Социология активно воздействует на социально-политическую жизнь в обществе, содействуя своими исследованиями прогрессу общества.

Прикладная социология. Основные понятия.

Прикладная социология – это область социально-практического применения теоретического и эмпирического знания, социологической информации и методов исследования с целью реализации практических проблем и задач.

Методология – совокупность исследовательских процедур, включая приемы сбора и обработки соц. информации. Это система основных принципов любого научного исследования.

Методика – это понятие, в котором обозначают совокупность технических приемов, включая частные операции и их последовательность.

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Техника –это совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Процедура –это последовательность всех операций, общая система действий и способов организации социального исследования.

8. Социологическое исследование –это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания о социальных объектах для изучения социальных проблем.

1. по типу логических задач, которые решаются в ходе этого исследования.

1) пилотажное (разведывательное исследование) – разновидность соц. исследований с целью апробации методик для получения информации. После этого идет доработка методики.

2) описательное иссл. – описывает структуры, элементов объекта.

3) экспериментальное исслед. – направлено на выявление причинно-следственных связей.

2. по отношению к объекту исследования

1) монографическое исслед.– социальный объект изучается как представитель клана подобных объектов.

2) сравнительное исследование- сравнение различных объектов или состояние одних и тех же объектов в разное время. Сравнительное исследование может быть панельным и трендовым. Панельное – вид сравнительного исследования, в ходе которых опрашивают одних и тех же лиц. Трендовое – вид сравнительного исследования на одном и том же объекте без требований сохранения прежней выборки.

3. По срокам проведения исследования

1)долгосрочное исследование. Проводится не менее 3х до 5-10 лет.

2)среднесрочное. От 6 мес. До 2х лет

3)краткосрочное. От 2х до 6ти мес.

4) экспресс-исследование. До 1 мес.

Метод опроса в социологии.

Опрос – метод сбора соц. информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) общения исследователя и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы.

Интервьюер – тот, кто проводит опрос.

Респондент – тот, кого опрашивают.

Особенности опроса:

1) Информация, получаемая в ходе опроса отражает реальность, т.к она отражается в сознании опрашиваемых.

2) Содержание информации зависит от установок, настроений, информированности, компетентности опрашиваемых.

3) Данные опроса зависят от содержания вопроса, от организации самого опроса, установок, компетентности социолога.

Достоинство опроса:

1) Многообразие информации о характеристиках опрашиваемых в их прошлом, настоящем, будущем из динамики общественного мнения.

2) Становится доступным то, что не лежит на поверхности (мнения, установки, ориентации)

3) Гибкость исследования.

Недостатки опроса:

1) Трудности оценки объективного содержания информации, ее достоверности, надежности.

2) Возможность предоставления опрашиваемым заведомо ложной информации.

Виды опроса:

1) По взаимодействию социолога и респондента:

- заочно-анкетный опрос

- очно-анкетный опрос

- интервью.

2) по уровню стандартизации процедур:

- полностью стандартизированные.

- частично стандартизированные

- свободное интервью.

3) по типу научной задачи:

- глубинное интервью

- фокусированный опрос

- стандартизированный опрос.

4) по уровню компетентности респондента

- массовый опрос

- экспертный опрос.

Интервью: сущность и виды.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.

 Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос (правда, в нескольких вариациях), а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи (да и то не всегда)применяют свободное и разведывательное интервьюирование. Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Здесь социолог свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.
Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель не только и не столько в том, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании. При этом как интервьюер, так и респондент свободны в выборе способов ведения беседы.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
 однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
 в межличностной (интервьюер - респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо-групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов). При проведении интервью важно учитывать влияние внешних помех. Вовремя опроса возможно присутствие третьих лиц (дети, родители, другие родственники, сослуживцы и т.д.), которые не оказывают явного воздействия на респондента, но само их присутствие вносит некоторую напряженность и соответственно влияет на формулировку ответа. От интервью отвлекают теле- и радиопередачи, срочные домашние дела, телефонные звонки и т.д. В таких случаях интервьюерам рекомендуется не слишком их драматизировать. Разумеется, если интервьюер сталкивается с реальной проблемой респондента, которая явно не совпадает с ожидаемой моделью его поведения, он должен изменить стиль опроса и обсудить ситуацию с организатором или научным руководителем.

В зависимости от носителя первичной социологической информации различают опросы:

массовые, когда источником информации являются представители различных социальных групп, профессиональная деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа;

специализированные, где главным источником информации являются компетентные в той или иной профессии лица, чья деятельность тесно связана с предметом изучения или чьи теоретические знания, жизненный опыт позволяют давать достаточно авторитетные ответы. По сути участниками таких опросов выступают эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии наименование таких опросов -экспертные опросы.

17. метод наблюдения в социологии.

Наблюдение в социологическом исследо­вании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной инфор­мации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и пря­мой регистрации фактов, касающихся

изучаемого объекта и значи­мых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей. В отли­чие от естественных наук, где наблюдение считается основным и сравнительно простым методом сбора

данных, в социологии это один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования.

Социологическое наблюдение характеризуется целым рядом суще­ственных признаков. Во-первых, оно должно быть направлено на со­циально важные области, т. е. на те обстоятельства, события и фак­ты, которые являются существенными для развития личности, кол­лектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Во-вторых, наблюдение

следует проводить це­ленаправленно, организованно и систематизировано.

Необходи­мость этого определяется тем, что, с одной стороны, наблюдение яв­ляется совокупностью сравнительно простых процедур, а с другой стороны,

объект социологического наблюдения отличается большим разнообразием свойств и существует опасность "потерять" наиболее существенные из них. В-третьих, наблюдение в отличие от других социологических методов характеризуется определенной широтой и глубиной. Широта наблюдения предполагает закрепление как можно большего количества свойств объекта, а глубина — выделение наи­более значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных про­цессов. В-четвертых, результаты наблюдения должны четко фик­сироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоко­лирования, унификации данных, кодирования языка и др. В-пятых, наблюдение и обработка его результатов требуют особой объектив­ности. Именно специфика проблемы объективности в социологичес­ком наблюдении и отличает его от наблюдения в естественных науках.

В отличие от других социологических методов социологическое на­блюдение имеет две важные особенности. Первая определяется объек­том наблюдения, часто обладающим социальной активностью раз­личной направленности. У всех наблюдаемых есть сознание, психи­ка, цели, ценностные ориентации, характер, эмоции, т. е. качества, могущие вызвать неестественность их поведения, нежелание быть наблюдаемыми, стремление выглядеть в лучшем свете и т. д. В сово­купности это значительно снижает объективность информации, получаемой от объекта, — реальных личностей и коллективов. Эта необъективность особенно заметно проявляется, когда цели социо­лога и наблюдаемых различны. Процесс наблюдения в этом случае начинает превращаться либо в борьбу, либо в

манипуляции "социо­лога-детектива", всячески маскирующего свою деятельность. Подоб­ные ситуации неоднократно возникали в практике социологических исследований. Так, в западных странах достаточно специальных ра­бот, посвященных рекомендациям относительно поведения "социо­лога-шпиона". Эта

проблема теряет актуальность, если социолог стоит на позициях гуманизма или выражает интересы самих обследу­емых. Вторая особенность метода социологического наблюдения зак­лючается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто чело­веческих черт, в том числе эмоциональности восприятия. Если явле­ния несоциальной природы могут не волновать наблюдателя, то яв­ления социума всегда вызывают переживания и сопереживания, чувства, эмоции и желание помочь обследуемым, а иногда и "под­править" результаты наблюдения. Дело в том, что сам наблюдатель является частью социальной жизни. Между ним и наблюдаемыми су­ществует не только

гносеологическое, но и социально-психическое взаимодействие, которое иногда довольно сложно преодолеть.

Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования.

Следует отметить, что преимущества ме­тода социологического наблюдения дос­таточно отчетливы и сводятся к следую­щему.Во-первых, это

непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жиз­ни, богатые деталями, красками, полутонами и т.д. Во-вторых, это возможность учитывать конкретное поведение групп реальных лю­дей. В настоящее время эта задача практически неразрешима други­ми социологическими методами. В-третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, что свойственно, например, социологическому интервью.

Недостатки метода наблюдения обусловлены, прежде всего, нали­чием активности социальных объекта и субъекта, что может привес­ти к необъективности результата.

Структура опросного листа.

Любая анкета включает в себя: вводную часть, основную часть, «паспортичку».

Вводная часть направлена на то, чтобы побудить респондента отвечать на вопросы. Начинается с вступления где указывается:

- данные организации, проводящей опрос.

- цель и задачи исследования.

- значимость роли респондента для решения данных задач.

- гарантия анонимности анкеты.

- техника заполнения анкет.

- выражение благодарности респондента.

Основная часть является самой важной в анкете, здесь первыми указываются контекстные вопросы, направленные на стимулирование респондента и включение в работу. Если респондент включился в работу, он будет склонен поскорее ее закончить. Далее вопросы могут усложняться, достигают пика сложности к середине, далее идет спад.

Паспортичка включает в себя вопросы социально-демографического блока: пол, возраст, образование, семейное положение. Итд

Анализ данных в социологии.

Мы проверяем насколько верны были полученные ответы на заданный вопрос и выявляем новые проблемы.

Стадии:

1. Общий контроль количества полученной информации. На данном этапе выявляются пропуски, ошибки, допущенные при сборе данных, отсекаем брак, отсеиваем некомпетентных респондентов.

2. Обработка данных:

- одномерный (описательный анализ) – это классификация, упорядочение данных по одному признаку. Группировка направлена на сжатие исходной информации, ее компактное представление.

- двумерный анализ – перекрестная группировка. Это связанный признак по двум критериям, производится с целью: 1) обнаружения каких-либо взаимосвязей. 2) формулирование нового указателя ( импульса).


При анализе данных мы проверяем, насколько верны были исходные предположения, получаем ответы на заданные вопросы, выявляем новые проблемы. Общий контроль качества получения информации. На данном этапе мы выявляем ошибки и пропуски, допущенные при сборе данных. Отсекаем брак, отсеиваем некомпетентных респондентов.

Группировка направлена на сжатие исходной информации, ее контактное представление.
Двумерный анализ – перекрестная группировка. Это связанность признаков по двум критериям. Перекрестная группировка производится с целью:
1) обнаружение каких-либо взаимосвязей
2) формирование нового показателя (индекса)

Введение

Профессиональный кодекс социолога был принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 года. Российское общество социологов (РОС), созданное в 1991 году, подтвердило следование данному Кодекcу, исключив 1-й раздел "Общие положения", как неадекватный современным общественным условиям.

II. Исследовательская деятельность:

1. Социолог проявляет профессиональную компетентность, научную честность и корректность на всех этапах социологического исследования.
2. Руководствуясь идеалом достижения истины, социолог уделяет особое внимание стремлению к максимальной достоверности и надежности социологической информации и выводов, которые делаются на основе анализа этой информации и выводов.
3. Как представитель наук об обществе, социолог не допускает того, чтобы при анализе социальных проблем и процессов его личные интересы и другие посторонние влияния препятствовали установлению научной истины.
4. Социолог несет ответственность за результаты, полученные им на базе программ и методик других исследователей, а также за использование чужих идей и результатов в собственном научном труде.
5. Плагиат и присвоение в любых формах чужих идей недопустимы и несовместимы с профессиональной деятельностью.
6. Социолог считает своим долгом опираться не только на идеи и результаты прямых предшественников в своей науке, но и на знания, полученные в сопредельных сферах научных исследований.
7. Социолог обязан строить свою исследовательскую деятельность так, чтобы она не выходила за рамки ограничений, связанных с объемом имеющихся ресурсов, познавательными возможностями и методов и техники исследования.
8. В отношениях с заказчиками социолог обеспечивает профессиональное решение проблем, строго соблюдает условия, предусмотренные договорными отношениями или обязательствами, принятыми на себя в любой иной форме.
9. Социолог вправе опираться на поддержку и помощь РОС, его органов и отделений на местах в создании условий для своей исследовательской деятельности, защите своего профессионального достоинства и чести.

III. Научные дискуссии и полемика:

1. Социолог отстаивает свои взгляды, идеи и концепции, невзирая на конъюнктуру и авторитеты. Защита своей точки зрения, проявление научной честности и принципиальности требуют от него нравственной твердости и гражданского мужества, способности вступать в спор с общепринятыми взглядами на то или иное явление общественной жизни, с авторитетами в науке. Предпосылками занятия такой позиции являются прочность личного мировоззрения, наличие четкой нравственной позиции.
2. Отношение социолога к другим идеям и людям - авторам или сторонникам этих идей - отличается терпимостью и уважением. Научная критика и полемика как естественные для науки формы ее развития несовместимы с навешиванием идеологических ярлыков и тем более с любыми попытками сведения счетов, расправы с оппонентами.
3. Повседневную деятельность социолога, его контакты и связи с коллегами характеризуют взаимная поддержка в борьбе за истину, высокая культура чувств, тактичность, общительность и умение вести себя, не роняя достоинства ученого-обществоведа.

IV. Научные публикации:
1. Несмотря на объективную потребность как можно скорее предать гласности полученные новые знания, социолог воздерживается от поспешных публикаций, когда их выводы и рекомендации недостаточно проверены и обоснованны.
2. Социологические публикации, особенно если они опираются на эмпирическую базу, помимо соответствия общенаучным требованиям должны содержать информацию, позволяющую профессионально оценить корректность постановки исследовательских задач и достигнутую степень достоверности полученных данных.
3. Социолог проявляет заботу о том, чтобы материалы печати, радио и телевидения, прямо или косвенно использующие результаты проведенного им исследования, также удовлетворяли бы этим требованиям.
4. Уважение труда своих коллег и предшественников, обязательность упоминания доли их участия и связи с публикуемым научным трудом (отчетом об исследовании), благодарность за любую помощь, не дающую право на соавторство, являются непреложными нормами научного общения социолога.
V. Респонденты и обследуемые:
1. Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений. Исключение составляют случаи, когда это не предусматривается программой сбора данных, о чем респонденты (обследуемые) должны быть заблаговременно поставлены в известность.
2. Закон социологической деятельности - не допускать использование методов, техники, процедур, ущемляющих достоинство личности респондентов (обследуемых), их интересы.

VI. Ответственность за нарушение профессионального кодекса социолога:
1. Вступление в РОС является одновременно актом принятия на себя ответственности и обязательств, вытекающих из положений и требований профессионального кодекса социолога. Социолог обязуется хранить честность своего профессионального сообщества, но не станет использовать членство в РОС таким образом, что бы это могло нанести ущерб общественной репутации РОС.
2. Член РОС, нарушивший профессиональный кодекс, а тем более умышленно уклоняющийся от соблюдения его положений и требований, подлежит моральному порицанию и критике со стороны своих коллег и в особых случаях подвергается наказанию в соответствии с уставом РОС.
3. Случаи нарушения профессионального кодекса социолога предаются гласности на общих собраниях (конференциях) членов РОС и в соответствующих изданиях РОС.

Предмет и объект социологии

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.

Социология ( от лат. общество и греч. - слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, а также форм его организации: соц. систем, соц. структур и институтов. В настоящее время социология трактуется как одна из составных частей обществознания. Если считать, что социология − наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, электрические социологические исследования.

Объектом социологического знания является общество.

Предмета социологии − то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология − это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии − австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Предмет изучения социологии – это закономерности и тенденции развития общества.

Социальная структура - внутреннее устройство общества или соц. группы, упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соц. групп. Структура это не элемент из которых что-то состоит, это отношения, которые что-то связывают.

Соц. процесс развертывание во времени того или иного соц. явления. Выделяют социальные процессы такие как интеграция и дезинтеграция, текучесть и стабильность, занятость и безработица, миграция и эмиграция.

Соц. институт – это регулярно повторяющийся в течении длительного времени соц. практики, поддерживаемые с помощью соц. норм.

2) Структура социологического знания.
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

Понятие социального закона.
Любая совокупность знаний не может называться наукой до тех пор, пока она не изучает закономерности, характерные для определенного объекта исследования. Законы социологии как науки основаны на повторяемости определенных явлений происходящих в человеческом обществе.

Согласно определению, данному известным российским социологом Г.В. Осиповым, социальные законы представляют собой относительно устойчивые и Систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и семьей, обществом и трудовым коллективом, обществом и личностью, социальной организацией и личностью. Основой классификации социальных законов являются различия в сфере их действия. Например, социальные законы могут охватывать явления на уровне малых групп, организаций, социальных слоев (страт), классов, общества в целом.

Социальные законы (как и законы других общественных наук) действуют, проявляются только в определенных условиях. Определить эти условия представляется наиболее сложной задачей социологии. Это обусловлено тем обстоятельством, что на человека, группу или организацию воздействует большое количество различных факторов внешней среды и, кроме того, важным фактором является мир внутренних желаний и стремлений людей.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются избегать ситуаций, условий, в которых проявляется действие таких законов. Многие люди приспособляют свое поведение к социальным законам или протестуют против них, но знание социальных законов необходимо для изучения человеческого общества.

Специфика социологического подхода к изучению человека и общества.

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология

Основные функции социологии:

1 изучение массовых типологических явлений

2. применение эмпирических методов.

3. изучение современности.

Социологию объединяет с историей то, что и история и социология изучают общество, а также бережно относятся к фактам, документам. Особенности социологии в отличии от истории состоит:

1 Молодая наука.

2 объясняет социальные процессы ( история – описывает)

3 отвечает на вопросы «почему?», «как?», «Зачем?» ( «что?», «где?» «когда?»)

4 изучает массовые и типичные явления ( для истории событие неповторимое уникальное).

Наши рекомендации