Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Объект конфликта— материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон,
к обладанию или использования которой стремятся оба оппонента

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, т.е. объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами, то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Образ конфликтной ситуации – отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения).

Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Важнейшие условия протекания конфликта:

· пространственно-временные (место разворачивания противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

· социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

· социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: гендерных, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Классификация конфликтов (С.М.Емельянов)

Конфликты, представляющие собой сложные социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам.

Классификация позволяет ориентироваться в специфических проявлениях конфликта и помогает оценить возможные пути их разрешени

Таблица классификации конфликтов

№ п/п   Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
    Сферы проявления конфликта   Экономические Идеологические Социалыю-бытовые   Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
      Степень длительности и напряженности конфликта   Бурные быстротекущие конфликты   Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие   Возникают па основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер  
      Субъекты конфликтного взаимодействия   Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность -группа»   Межгрупповые конфликты   Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы  
      Социальные последствия   Конструктивные конфликты     Деструктивные конфликты   В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы  
    Предмет конфликта   Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты     Имеют четкий предмет   Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта  

Формы конфликтов

(внутриличностных, межличностных , межгрупповых)

1. Внутриличностный конфликт– столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. По З. Фрейду - изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и пр., в коих выражается противоречивость человеческой природы; например, как форма взаимодействия противоречивых импульсов бессознательного и сознательного – «Оно и Сверх-Я».

Виды внутриличностных конфликтов (К. ЛЕВИН)

· «Приближение – приближение» - состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами.

· «Приближение – удаление» - конфликтная ситуация выражается в том, что одна и та же цель оказывается для индивида обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью (амбивалентный конфликт).

· «Удаление – удаление» - индивид вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

· «Конфликт ролей» - ситуация, в которой от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.

Виды внутриличностных конфликтов ( М.КОРДУЭЛ)

· Невротический – непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостным переживанием неудач (неудовлетворение потребностей, не достижение жизненных целей, невосполнимость потерь и т.п. психотравмирующие ситуации); закладывается, как правило, в детстве при нарушении отношений с родителями.

· Психический – постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, систем психических и сфер личности.

· Патогенный – болезнетворная форма психического конфликта, образующегося в результате столкновения между влечениями Я и влечениями сексуальными – между Я и сексуальностью.

· Конфликт «Я-реальный» и «Я-идеальный» – форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего.

2.Межличностный конфликт – действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе, стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из сторон.

Обычно рассматривается две формы межличностного конфликта:

· конструктивная (продуктивная) – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику, и результативность социально-психологических процессов, служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности; оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

Стратегии поведения в конструктивной форме конфликта (Р.

Блейк, Дж. Моутон):

а) соперничество (противоборство) – открытая борьба за свои интересы;

б) сотрудничество – поиск решения удовлетворяющего интересы всех сторон;

в) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

г) избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

д) приспособление – тенденция сглаживать противоречия. поступаясь собственными интересами.

· неконструктивная - один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих; обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются

Виды межличностных конфликтов

· Организационные конфликты (конфликты в трудовом коллективе).

· Семейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми, супругами и родственниками).

· Конфликты между личностью (гражданином государства) и представителем государственной или общественной организации.

3. Межгрупповой конфликт– конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

Виды межгрупповых конфликтов (Е.М. Бабосов,)

1. Соперничество – вид группового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п., - состязаясь друг с другом, добиваются одной цели и стремятся в чем-то превзойти соперника.

2. Столкновение - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный друг другу.

3. Доминация (господство) - вид группового взаимодействия, при котором одна группа имеет существенное преимущество перед другой (в силу чего господствует над ней в экономическом, политическом, языковом и т.п. отношении).

4. Уклонение - вид группового взаимодействия, в котором одна из групп или обе стремятся отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п.

5. Избегание - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих сторон стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия.

6. Аккомодация - вид группового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной.

7. Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении, усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п.

8. Подавление - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы.

9. Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которого соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, обмениваются мнениями для сближения позиций и достижения соглашения по урегулирования конфликта.

10. Компромисс - вид группового взаимодействия, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

11. Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности.

12. Сотрудничество - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.

Этапы развития конфликта:

1) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

2)увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

3)повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

4)нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия (могут как мобилизующе, так и дезорганизующе влиять на участников конфликта);

5)изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Этапы разрешения конфликта (Е. Мелибруда):

1. Определение основной проблемы. Определение проблемы помогает каждому противнику правильно оценить свое поведение и понять другого. Для этого необходимо ответить на вопросы:

а)как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?

б) как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

в) соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? (Как показывают исследования, сила аффективной реакции обычно не соответствует значимости конфликтной ситуации.)

г) как можно более лаконично и полно определить нашу общую проблему?

д) в каких вопросах мы с партнером расходимся?

е) в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причин конфликта:

а) нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется неприемлемым;

б) нужно понять, какие действия в конфликте неприемлемы для партнера;

в) необходимо определить причины возникновения конфликта; некоторые причины имеют типичный, повторяемый характер, а «пусковым» механизмом может явиться самый незначительный повод.

3. Для поиска возможных путей разрешения конфликта стоит ответить на следующие вопросы:

а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

б) что бы мог сделать для этого партнер?

в) каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Для совместного решения о выходе из конфликта следует выяснить:

а) каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

б)что нужно сделать для намеченной цели?

в) какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, надо постараться его реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаться в правильности способа разрешении конфликта, бесконечно говорить по этому поводу.

6. На заключительном этапе происходит оценка достигнутого. Если проблему так и не удалось решить, то следует повторить все предыдущие шаги.

Существуют пять основных стратегий разрешения конфликта:

1. Стиль уклонения, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройства. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны (Виханский О.С., Наумов А.И.).

2. Стиль конкуренции или разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш- проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.

3. Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

-они рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

-при этом они проявляют доверие и откровенность в отношении других;

-они признают, что при таком взаимоудовлетворяющем исходе конфликта, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

-они считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

-они полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются динамичными натурами, о которых у других складывается благоприятное мнение.

4. Стиль приспособления, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «невыигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

5. Стиль компромисса заключается в таком поведении входе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его использует, оцениваются окружающими в целом благоприятно. Это стиль типа «непроигрыш - невыигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества.

Анализ полученных Горяниной В.А. данных показал, что подавляющая и избирательная стратегии, дополняя друг друга, затрудняют возникновение совместного пространства взаимодействия, вызывают негативные переживания, неприязнь, недоверие, неуверенность, разочарование, взаимные негативные оценки, отчуждение, конфликты во взаимоотношениях. При этом подавляющая и избегательная стратегии сопряжены с депривацией потребности в признании, негативным отношением личности к себе и другим. Человек, склонный к использованию подавляющей и избегательной стратегий переживает внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания, с одной стороны, и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам, с другой. Этот конфликт сопровождается депривацией потребности в свободе. Этому конфликту сопутствуют противоречивые установки, раздвоенность, неуверенность в себе, слабость, беспомощность, неспособность отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживания эмоциональных состояний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева, которые обнаруживаются в невербальном поведении и высказываниях (Горянина В.А.).

Таким образом, конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.

Наши рекомендации