Третий уровень речевого развития.
Характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование.
- Затруднен подбор однокоренных слов.
- Для грамматического строя характерны ошибки употребления предлогов: к, в, из-под, из-за, между, через, под и т.д.
- Звукопроизношение детей не соответствует норме.
- Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.
Таким образом, как видно из ранее описанных факторов дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включится в учебно-игровую деятельность или переключится с данного объекта на другой. Они отличаются быстрой отвлекаемостью, что ведет к разному роду ошибок при выполнении заданий.
Для детей с ОНР характерно нарушение познавательной деятельности. Это находит свое объяснение следующих фактов. Низкий уровень внимания у детей сопровождается недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями распределения. Дети отстают в развитии наглядно- образного мышления. Для многих характерна ригидность мышления. Речевые нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка. Это и объяснимо, так как речь способствует формированию мышления. С другой стороны, речевая неполноценность обычно порождает у детей и своеобразные характерологические особенности. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, от общения с окружающими, уединиться; порождают речевую пассивность, чувство обиды, досады.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной, смысловой, логической у таких детей заметно снижена слуховая и зрительная, а так же продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (3 - , 4 – х ступенчатые), опускают сложные их элементы и меняют последовательность предложенных заданий.
Б) Стертая форма дизартрии - речевое расстройство центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи). Все эти симптомы при стертой форме дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим в структуре дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи, которое с трудом поддается коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
Для детей со стертой формой дизартрии характерна определенная неврологическая симптоматика: симптомы органического поражения ЦНС в форме стертых парезов, изменение тонуса мышц, патологические рефлексы. Исследования детей с легкими формами дизартрии проводились по методике, разработанной М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Правдиной-Винарской, исходя из их исследований, необходимо сказать и о причинах данного нарушения. Причинами стертой формой дизартрии являются органические поражения ЦНС. В результате воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном и раннем периодах развития. Чаще всего это внутриутробные поражения являющиеся острых, хронических инфекций, кислородной недостаточности (гипоксия), интоксикации, токсикозы беременности и ряда других факторов, которые создают условия для возникновения родовой травмы. В значительном числе таких случаев при родах у ребенка возникает асфиксия, ребенок рождается недоношенным. К тому же причиной дизартрии может быть несовместимость по резус-фактору. Несколько реже она может быть при инфекционных заболеваниях нервной системы в первые годы жизни ребенка.
Основное нарушение в системе черепно-мозговых нервов у детей с легкой формой дизартрии главным образом связано с поражением подъязычных нервов (12 пара), которое проявлялось по-разному: в виде невольного отклонения языка в сторону и неловкости его движения.
Тонус мышц у детей со стертой формой дизартрии изменен по денерваторному типу и носит пирамидный характер. Активные движения дети совершают, но медленно, неловко, не дифференцированно. У большинства детей отмечается повышение сухожильных, а у некоторых патологические рефлексы (Бабинского, Пуссена и орального автоматизма).
Мозжечково - координаторные пробы (Ромберга, пальценосовые и др.) некоторые дети выполняют неточно. В ряде случаев отмечаются синкенезии (содружественные движения). Например, при сгибании пальцев на больной руке появлялись те же движения и на здоровой.
У дошкольников (5-6 лет) со стертой формой дизартрии отмечаются определенные нарушения как восприятия и оценки ритма, так и воспроизведения сложных ритмических процессов.
Детям со стертой формой дизартрии характерно затруднение при застегивании пуговиц, шнуровки ботинок, засучивании рукавов.
Исследования Мартыновой Р.И. психолого – педагогического статуса детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии показали, что имеется прямая связь между состоянием отдельных компонентов психики – вниманием, восприятием, памятью, мышлением и успехами в исправлении речи. Были отмечены результаты (57 %) выявление задержки в формировании произвольного внимания, к тому же отмечено отклонение функций памяти.
При выполнении заданий дети были неуверенны, пассивны, быстро истощались, проявляли негативизм. Характер мыслительной деятельности носит тип некоторой астенизации с выраженным снижением функции внимания и памяти.
Что является затруднением в овладении школьными знаниями, а потому требует дополнительных индивидуальных занятий в школьном учреждении и дома.
- АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ПСИХОЛОГАМИ ЦЕНТРА