Уровень умственного и речевого развития (состоит из 4 заданий).

Методика выявления готовности к обучению в школе.

Готовность ребенка к школе (методика А. Л. Венгер и С. А. Бугрименко).

Задача: выявление наиболее значимых показателей подготовленности детей 6-7 лет к школе.

Описание методики. Методика состоит из нескольких проверочных заданий.

1. Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний, отношения к школе.

Для этого ребенку задают несколько вопросов.

1. Как тебя зовут? (название фамилии вместо имени не является ошибкой)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей? (название уменьшительного имени не считается ошибкой)

4. Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных?

6. Каких ты знаешь диких животных? (правильным считается ответ, в котором названо не меньше двух домашних и двух диких животных)

7. В какое время года на деревьях появляются листья? (правильные ответы: «весной, когда зима кончилась, и тому подобное»)

8. Что остается на земле после дождя? (правильные ответы: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и тому подобное)

9. Чем отличается день от ночи? (правильные ответы: «днем светло», «днем солнце, а ночью – луна», «ночью спят» и тому подобное)

Если ребенок правильно ответил на 7-8 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 5-6 – о среднем, на 4 или менее – о низком.

2. С целью определения отношения к ребенку к школе предлагаются следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты идти в школу?

2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? (о сформированности правильного отношения к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия, получение знаний и тому подобное, о несформированности – ответы, в которых называются только игры с ребятами, перемены, указывается, что в школе не надо спать днем и тому подобное)

3. Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей? (о сформированности отношения свидетельствует предпочтение школьного обучения домашнему)

О сформированности отношения к школе можно судить по всем трем вопросам: проявилась во всех трех ответах – высокий уровень, в двух – средний, не более, чем в одном – низкий.

Уровень умственного и речевого развития (состоит из 4 заданий).

1. Понимание грамматической конструкции.

Учитель произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы будь уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем учитель задает вопрос « Что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу?»

Оценка: верный ответ «+», неверный «-».

2. Выполнение словесных поручений.

На столе в беспорядке лежат карандаши. Учитель говорит ребенку: « Собери карандаши, собери их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания учитель спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»

Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Учитель говорит: «Возьми карандаши и положи их в ящик». Затем задаются те же вопросы.

Оценка: верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса +, невыполнение ни полной, не упрощенной инструкции - , промежуточные результаты -+.

3. Изменение существительных по числам.

Учитель говорит ребенку: « Я назову словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее учитель называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок.

Если, изменяя слово книга (первая из называемых учителем), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: книжки, много книг и тому подобное), следует вновь дать образец правильного ответа: книга – книги.

Оценка: если допущено не более двух ошибок + (ошибки могут быть разные: перестановка ударения – стол-столы, искаженные формы множественного числа – город-городы, ребенок-ребенки, ухо-ухи и тому подобное, если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа браты, окны и тому подобное, то при оценке результатов они не учитываются); 6 ошибок -+, 7 и более ошибок -.

4. Рассказ по картинкам.

Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой умывается, на третьей завтракает, на четвертой – идет в школу). Учитель просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положит их так, а не иначе.

Оценка: правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий + (не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком – например, вместо последовательности «просыпается-умывается-ужинает-ложится спать»); ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать +; последовательность картинок случайна -.

Уровень развития мышления и речи оценивается как высокий, если по всем 4 задачам получен +. Если 2 задания оценены знаком -, а остальные 2 задания -+, если 3 (а тем более 4) задания оценены знаком -, то итоговый уровень оценивается как низкий. В промежуточных случаях уровень средний.

Наши рекомендации