Понятие о воле. Структура волевого акта
Воля - способностьк осознанным внутренним усилиям в выборе цели поведения, в формировании модели поведения и в ее реализации. Цель деятельности, модель поведения и реализация модели выбираются и осуществляются гармонично развитой личностью в соответствии с идеалами и подчиненными им принципами и нормами. Идеалы такой личности обладают приоритетом перед ее актуальными физическими и психическими потребностями.
Волевое усилие - форма эмоционального стресса, мобилизирующего внутренние ресурсы человека и создающие дополнительные мотивы к действию по достижению цели.
Локус контроль - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей (ввел понятие американский психолог Ю.Роттер).
Внешняя, экстернальная, локализация контроля - поиск причин поведения вне человека, в окружающей его среде ("Часы отстают", "Мне неверно передали информацию", "Преподаватель не задал задание, а сам не спрашивал" и т.д.).
Внутренняя, интернальная, локализация контроля - поиск причин поведения в самом себе ("Я забыл", "Я невнимательно слушал", "Я проспал" и т.д.)
Фазы волевого процесса
1. Возникновение побуждения и постановка цели (зависит от таких качеств, как инициативность, самостоятельность, независимость, выдержка).
2. Стадия обсуждения и борьба мотивов (решительность).
3. Принятие решения (самоконтроль и самооценка).
4. Исполнение (энергичность и настойчивость).
Практическое задание
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А, Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой)
Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.
В отечественной психологии совладающее поведение (копинг) рассматривается как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции совладания - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного совладания с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.
Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим условиям.
Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные воздействия.
Бланк ответов
№ | Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях | Частота использования заданных типов поведения | ||||
Никогда | Редко | Иногда | Чаще всего | Очень часто | ||
1. | Стараюсь тщательно распределить свое время. | |||||
2. | Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить. | |||||
3. | Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни. | |||||
4. | Стараюсь быть на людях. | |||||
5. | Виню себя за нерешительность. | |||||
6. | Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации. | |||||
7. | Погружаюсь в свою боль и страдания. | |||||
8. | Виню себя за то, что оказался в данной ситуации. | |||||
9. | Хожу по магазинам, ничего не покупая. | |||||
10. | Думаю о том, что для меня самое главное. | |||||
11. | Стараюсь больше спать. | |||||
12. | Балую себя любимой едой. | |||||
13. | Переживаю, что не могу справиться с ситуацией. | |||||
14. | Испытываю нервное напряжение. | |||||
15. | Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше. | |||||
16. | Говорю себе, что это происходит не со мной. | |||||
17. | Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации. | |||||
18. | Иду куда-нибудь перекусить или пообедать. | |||||
19. | Испытываю эмоциональный шок. | |||||
20. | Покупаю себе какую-нибудь вещь. | |||||
21. | Определяю курс действий и придерживаюсь его. | |||||
22. | Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить. | |||||
23. | Иду на вечеринку. | |||||
24. | Стараюсь вникнуть в ситуацию. | |||||
25. | Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать. | |||||
26. | Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию. | |||||
27. | Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся. | |||||
28. | Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся. | |||||
29. | Иду в гости к другу. | |||||
30. | Беспокоюсь о том, что я буду делать. | |||||
31. | Провожу время с дорогим человеком. | |||||
32. | Иду на прогулку. | |||||
33. | Говорю себе, что это никогда не случится вновь. | |||||
34. | Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках. | |||||
35. | Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю. | |||||
36. | Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее. | |||||
37. | Звоню другу. | |||||
38. | Испытываю раздражение. | |||||
39. | Решаю, что теперь важнее всего делать. | |||||
40. | Смотрю кинофильм. | |||||
41. | Контролирую ситуацию. | |||||
42. | Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать. | |||||
43. | Разрабатываю несколько различных решений проблемы. | |||||
44. | Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации. | |||||
45. | Отыгрываюсь на других. | |||||
46. | Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это. | |||||
47. | Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации. | |||||
48. | Смотрю телевизор. |
Обработка и интерпретация результатов
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38,45.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.