Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ЛУГАНСК ВНУ 2000
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по ДИСЦИПЛИНе
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
Темы 1-4
(для студентов всех специальностей дневной формы обучения)
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
на заседании кафедры
психологии и педагогики.
Протокол №1 от 31.08.2000 г.
Луганск ВНУ 2000
УДК 159.9.072
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей дневной формы обучения, темы 1-4 / Сост.: В.В.Третьяченко, О.Н.Задорожная, Ю.А.Бохонкова. -Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та, 2000. 52с.
Данные методические указания предназначены для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Указания содержат планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, практические задачи и тесты, предлагаются списки литературных источников, необходимых для более глубокого изучения конкретной темы, вопросы для самоконтроля.
Составители: В.В.Третьяченко, проф.
О.Н.Задорожная, ассист.,
Ю.А.Бохонкова, ассист.
Отв. за выпуск О.Н.Задорожна, ассист.
Рецензент С.Д.Иванова, доцент.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Цель: получить теоретические знания по теме, иметь представление о процедуре и исследовательских приемах и способах анализа полученных результатов.
Ход занятия
I. Вопросы для самоподготовки:
1.1. Предмет психологии и педагогики.
1.2. Общее понятие о психике.
1.3. Принципы, задачи, области психологии, которые имеют отношение к педагогике.
1.4. Метод, методика, методология.
1.5. Классификация методов психолого-педагогического исследования (основные и вспомогательные).
Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ:
2.1. Понятие метода, методологии // Философская энциклопедия. - Г.: Советская энциклопедия. Т.3 - С.408.
2.2. Вікова та педагогічна психологія/ Під ред. Гамезо М.В., Матюхіної М.В., Михальчик Г.С. - К.: Наук.думка, 1984, с.14-25.
2.3. Пиаже Ж. Экспериментальная психология (выпуск 2). - Г.: Мысль, 1956.
2.4. Люблинская А.А. Детская психология. - Г.: Прогресс, 1971, с.17-30 (раздел «Методы»).
2.5. Роговин М.С. Введение в психологию. - Г.: Наука, 1969, с.147-162, с.169-179.
2.6. Практикум по общей психологии /Под ред. Щербакова А.И. - М.: Наука, 1979, с. 19-29 (Тема 27).
2.7. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. -1986. - №2, с.30-40.
2.8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. - 1982. - №1.
2.9. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика // Серия «Знание» (педагогика и психология). -1985. - №4, с.10-14.
2.10. Джужа Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Вопросы психологии. - 1987. - №4, с.145-151.
2.11. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. -1984. - №4, С. 149-152.
III. Экспериментальное исследование
3.1. Методика Айзенка на определение типа темперамента (выполняется на занятии).
3.2. Методика «Хороший ли вы психолог?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 45-47.)
3.3. Методика «Не ошиблись ли вы в выборе своей профессии?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 56-60.)
IV. Основная литература
4.1. Первоисточники см. п. II.
4.2. Конспект лекций по данной темой.
4.3. Общая психология: Учеб. Для студентов высш.учеб.заведений /Под ред. С.Д.Максименко - К.: Форум, 2000. - 543с.
4.4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
4.5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.
4.6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. - 560с.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ
Основные понятия: психология, педагогика, воспитание, психика, сознание, бессознательное, отражение, принцип, метод, методика, методология.
Проблемы, которые исследует педагогика
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание.
2. Определение целей воспитания.
3. Разработка содержания воспитания.
4. Исследование методов воспитания.
Общее понятие о психике
Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность (Словарь практического психолога / Под ред. Головина С.Ю.).
Психика - это неотъемлемое свойство живого.
Психика - это субъективное воображение объективного мира.
Психика - это системное качество мозга.
Психика и у человека, и у животных – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
У человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью.
Психика и человека, и животных включает множество субъективных явлений.
Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности.
Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Психический процесс – это отдельные формы или виды психической деятельности. С помощью таких, например, как ощущения и восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.
Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и прочее). Иными словами, к психическим свойствам и особенностям личности относят качество ума, эмоционально-волевой среды, закрепившееся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека.
Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Они вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т.д.).
Понятие «состояние» характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств (настроения, аффекты) внимания, воли, мышления и т.д.
Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны между собой и могут переходить один в другой.
Высшей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения является сознание.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (Рис. 1).
Рисунок 1. Структура психики
Рисунок 2.Основные функции психики
Проблема возникновения (генезиса) психики
«Антропопсихизм» (связан с именем Декарта) - возникновение психики связано с появлением человека, то есть психика существует только у человека.
«Панпсихизм» - общая одухотворенность природы (Робине, Фехнер).
«Биопсихизм» - психика - свойство не всякой вообще материи, а свойство только живой материи (Гоббс, К.Бернар, Геккель, Вундт).
«Нейропсихизм» - психика - свойство не всякой живой материи, а только тех организмов, которое имеют нервную систему (Дарвин, Спенсер, многие современные физиологи и психологи).
Каждый из этих взглядов нельзя принять безоговорочно.
Проблема возникновения психики до сих пор считается не решенной.
Принципы психологии
1. Принцип детерминизма.
2. Генетический принцип.
3. Личностного подхода.
4. Взаимосвязи личности и деятельности.
Основные группы методов
I. Организационные методы
1.1. Сравнительный метод (сопоставление групп по возрасту).
1.2. Лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении продолжительного времени).
1.3. Комплексный метод (изучение одних и тех же объектов различными способами разных наук).
II. Эмпирические методы.
2.1. Наблюдение.
2.2. Самонаблюдение.
2.3. Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий, констатирующий).
2.4. Психодиагностические методы (беседа, интервью, опрос, анкетирование и т.д.).
2.5. Биографические методы.
III. Методы обработки данных.
3.1. Количественный (статистический).
3.2. Качественный.
IV. Методы коррекции.
4.1. Аутотреннинг.
4.2. Групповой тренинг.
4.3. Обучение.
4.4. Способы психотерапевтического влияния.
Основные методы
1. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, постороннее).
2. Эксперимент (лабораторный, естественный, экспериментально-генетический, констатирующий, формирующий).
Вспомогательные методы
1. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).
2. Психолого-педагогический тест (тест-опросник, тест-задача, проективный тест).
3. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).
4. Психолого-педагогический анализ процесса и продуктов деятельности (рисунки, произведения, технические изделия, коллекции).
5. Социологические и педагогические анкеты.
6. Социометрия.
ПРАКТИЧЕСКое Задание
Методика Айзенка (выполняется самостоятельно на занятии)
Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только "Да" или «Нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов: здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не выявление умственных способностей.
ВОПРОСЫ:
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам не выгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли обычно вы действуете и говорите?
9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы готовы решиться на все?
11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь что разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли вы человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, то предпочитаете найти это в книге или спросить у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Всегда ли вы говорите правду?
37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?
40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-нибудь?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?
47. Вы нервный человек?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка результатов:
ЭКСТРАВЕРСИЯ - находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56
и ответов «нет» в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.
Если сумма балов равна 0-10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.
Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.
Если 11-14, то вы амбиверт, общаетесь, когда это вам нужно.
НЕВРОТИЗМ - находится количество ответов «да» в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57
Если количество ответов «да» равно 0-10, то вы эмоционально устойчивы.
Если 11-16, то вы эмоционально впечатлительны.
Если 17-22, то у вас появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.
Если 23-24, то у вас невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.
ЛОЖЬ - находится сумма баллов ответов «да» в вопросах 12,13,30,42,48,54.
Если набранное количество 0-3- норма человеческой лжи, ответам можно доверять.
Если 4-5, то сомнительно.
Если 6-9, то ответы недостоверны.
Если ответам можно доверять, то по полученным данным строится график.
САНГВИНИК–ЭКСТРАВЕРТ: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботен, весел, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.
ХОЛЕРИК-ЭКСТРАВЕРТ: нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.
ФЛЕГМАТИК-ИНТРОВЕРТ: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.
МЕЛАНХОЛИК-ИНТРОВЕРТ: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуален, склонен к размышлениям. В ситуации стресса - склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).
Вопросы для самопроверки
1. Что является предметом психологии как науки?
2. Что является предметом педагогики как науки?
3. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
4. Перечислите основные функции психики?
5. Назовите задачи психологии в отношении к педагогике.
6. Дайте определение понятиям: «метод», «методика», «методология».
7. Какие методы исследования применяются в психологии и педагогике?
Тема 2. ЛИЧНОСТЬ
Цель: ознакомится с темой и диагностическими методиками по изучению структурных компонентов личности.
Ход занятия
I. Вопросы для самоподготовки
1.1. Индивид, личность, индивидуальность.
1.2. Понятие о личности как совокупности общественных отношений.
1.3. Формирование и развитие личности. Социализация личности.
1.4. Структура личности.
1.5. Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности.
1.6. Перспективы личности и фрустрации.
1.7. Личность и деятельность.
Примечание: подготовиться к контрольной работе по данной теме.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ:
2.1. Додонов Б.И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. – 1985. - №5, с.36-45.
2.2. Ковалев А.Г. Психология личности. –М.: Просвещение, 1970.
2.3. Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности // Вопросы психологии. – 1987. - №4, с.30-45.
2.4. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – 1984. - №3, с.25-33.
2.5. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. - №4, с.15-29.
2.6. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности развития личности и решение актуальных задач воспитания // Вопросы психологии. – 1984. - №2, с.43-51.
2.7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Знание, 1977, с. 159-206.
2.8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Хрестоматия «Психология личности». – М.: Изд-во МГУ, 1982, с.20-28.
2.9. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.28-35.
2.10. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.35-39.
2.11. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Хрестоматия «Психология личности». –М.: Изд-во МГУ, 1982, с.39-42.
III. Экспериментальное исследование.
3.1. Психогеометрический тест (выполняется самостоятельно на занятии).
3.2. Методика «Как вы смеетесь?» (см. «Познай себя», стр.10-11).
3.3. Методика «Какой у вас характер?» (см. «Познай себя», стр.63-68).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ.
Основные понятия: индивид, личность, индивидуальность, структура личности, онтогенез, филогенез, активность личности, фрустрация, направленность, социальный опыт, движущие силы развития.
«Народ, и раб, и властелин - все признают, что высшее счастье лишь только в личности найдешь»
Йоган Гете
Структура личности
Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, которые сложились в процессе онтогенеза и определяют его обращения как сознательного субъекта деятельности и общения.
Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является одним из самых важных процессов в механизме самоуправления.
Уровень притязаний-уровень стремления человека к достижению чего-нибудь, владению чем-либо, получению чего-нибудь, к осуществлению прав на что-нибудь.
Существуют разнообразные взгляды на структуру личности
Теория о биологическом и социальном в структуре личности
1. Биологическое: эндопсихика - выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций. Внутренний механизм личности, отождествленный из нервно-психической организации человека (восприимчивость, особенности мышления, памяти, воображения, состоятельность к волевому усилию, импульсивность и т.д.) - имеет природную основу.
2. Социальное: экзопсихика - определяется отношением личности к внешней среде - ко всей сфере того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться (система взаимоотношений личности и ее опыта, то есть интересы, склонности, идеалы, чувства, знания и т.д.) - определяется социальными факторами.
Теория о трех составляющих в структуре личности
1. В структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, интраиндивидная (внутреннеиндивидная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.
2. Личность в системе своих «действительных отношений» находит свое особое бытие, которое отличается от телесного бытия индивида, и потому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне ограничений тела индивида, что составляет интериндивидную (межиндивидную) подсистему личности.
3.Личность выносится за рамки ограничений тела индивида и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами («вклады» в других людей посредством своей деятельности). Все это составляет третью подсистему личности – метаиндивидную (надиндивидную).
Структура личности по З.Фрейду:
1.«Оно» (id) - локализованное в бессознательном исходных инстинктов и влечений (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти), которое стремиться к немедленному удовлетворению желаний независимо от отношений субъекта и объективной реальности и является абсолютно алогичным и аморальным. Два основных врожденных инстинкта - эрос (либидо) и танатос (влечение к смерти и разрушению).
2.«Я» (ego) – сознание и самосознание личности, несущее функции восприятия, оценки и понимания внешнего мира и приспособления к нему в соответствии с принципами реальности и рациональности.
3. «Сверх – я» (superego) - высшая инстанция в структуре душевной жизни личности, формирующаяся в процессе усвоения норм и ценностей культуры, выполняющая роль внутреннего цензора и руководствующаяся принципами совести и долга, требованиями морали.
Структура личности по К.К.Платонову
1. Направленность личности (моральные качества, установки личности, ее отношения с другими).
2. Составная опыта (знание, умение, привычки).
3. Составная форм отражения (охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни).
4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности).
Персонализация - процесс и результат отражения субъекта в иных людях, его идеальной представленности и продолженности в них.
Авторитетность - идеальна представленность субъекта в других (он может и не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте.
Личность и деятельность
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, игровой, трудовой.
Трудовая – основной вид деятельности – имеет результатом создание общественно-полезного продукта.
Учебная – специфическая человеческая деятельность, имеющая своей целью научение.
Игровая – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Компоненты деятельности:
- перцептивный, связанный с ощущениями и восприятием;
- мнемический – запоминание и воспроизведение информации;
- мыслительный – решение возникающих по ходу деятельности задач;
- имажинитивный – генерирование различных идей, проектов, технологий;
- двигательный – реализация замыслов в схемах, чертежах и т.д.
ПРАКТИЧЕСКое ЗАДАние
Методика «Психогеометрический тест»
Из фигур, изображенных ниже, выберите одну, что вам более всего понравилась.
КВАДРАТ - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, что позволяет добиваться завершения работы - вот чем знаменитые истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадратов высококлассными специалистами в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предусмотренная жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения обычного хода событий.
ПРЯМОУГОЛЬНИК - временная форма личности, которую могут носить иные стойкие фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, недовольные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому заняты поиском лучшего положения. Поэтому главные качества прямоугольника - любознательность, любопытство, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
ТРЕУГОЛЬНИК - эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят перед собой ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивые и прагматичны, умеют довести высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, которая постоянно соперничает, конкурирует с другими.
КРУГ - сама доброжелательная из пяти фигур. Она имеет высокую чуткость, развитую эмпатию, способность сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у него возникает с кем-либо конфликт, наиболее вероятно, что как раз Круг уступит первым. Он старается обнаружить общее даже в противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ - фигура, которая символизирует творчество. Комбинирование разнообразных идей и создания на основе этого чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, с помощью которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг- сам восторженный, сам возбудимый из пяти знаков. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собою многих.
Вопросы для самопроверки
1. Что объединяет и что отличает одно от другого понятия «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид»?
2. В чем сказывается общественная сущность личности?
3. Что в личности обусловлено ее биологической структурой?
4. С чего состоит структура личности?
5. Как протекает социализация личности? Что влияет на формирование личности?
6. Что такое направленность личности?
7. Как связаны между собою самооценка и уровень притязаний?
8. Что является источником и движущей силой развития личности?
9. Может ли у человека с адекватней самооценкой произойти состояние фрустрации? Ответ обосновать.
Тема 3. Мотивционно-потребностная
СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Цель: углубить теоретические знания отдельных психологических свойств личности, освоить методики диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.
Ход занятия
I. Вопросы для самоподготовки:
1.1. Понятие о потребности. Виды потребностей.
1.2. Понятие мотива, стимула.
1.3. Направленность личности.
1.4. Мотивация, ее влияние на успешность учебной деятельности.
1.5. Профессиональная мотивация
Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.
II. Сделать аннотацию на одну из работ:
2.1. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. - Г.: Наука, 1982, с. 140-146.
2.2. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. -М.: Педагогика, 1976, с. 152-155.
2.3. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность? -М.: Политиздат, 1978, с. 161-169.
2.4. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Политиздат, 1982, с. 155-161.
2.5. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. -М.: изд-во МГУ, 1977 (одна из работ по теме).
2.6. Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982 (одна из работ по теме).
2.7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980, Т1.
2.8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Изд-во «Питер», 2000. -С.183-188.
III. Экспериментальное исследование:
3.1. Методика "Направленность личности" (выполняется на занятии под руководством преподавателя).
3.2. Методика МУН (мотивация успеха, неудачи) - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы).
3.3. Дифференциально-диагностический опорсник Е.А.Климова - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ
Основные понятия: потребность мотив, стимул, направленность, самоактуализация, деятельность, мотивация, профессиональная мотивация.
Мотивационная сфера личности - это совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности.
Понятие мотива, стимула
Мотивы - это побуждения к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.
Стимул (от латинского stimulus- остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - влияние, что предопределяет динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию.
Мотивы отличаются один от другого видом проявляющихся потребностей, формами, которые они принимают, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой, учебной деятельности).
Осознанные мотивы - человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей (интересы, убеждения, стремления).
Неосознанные мотивы - человек не отдает себе отчета в том, что его побуждает к деятельности (установки и влечения).
Мотив всегда, так или иначе, связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и языком.
Мотив - предмет, который отвечает актуальной потребности, то есть выступает в качества способа ее удовлетворения и организации, определенным образом направляет поведение (по А.Н.Леонтьеву).
Осознанная потребность становится мотивом поведения. В общем виде мотив является отражением потребности.
Совокупность стойких мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от имеющихся ситуаций, называется направленностью личности.
Направленность личности всегда социально-обусловлена и формируется путем воспитания.
Направленность личности
Направленность - это установки, которые стали свойствами личности.
Установка личности – это занятая позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечения, желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения.
Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности.
Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
Интерес – познавательная форма направленности на предметы.
Склонность – возникает при включении в интерес волевого акта.
Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.
Мировоззрение – система философских, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.
Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступить в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Характеристика интересов
Интересы ® | Эмоциональные появления познавательных потребностей человека они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности | |
Содержание: интересы характеризуются определенной направленностью. Можно определить материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические и др. | ||
Цель: интерес носит непосредственный и опосредованный характер. Непосредственный – это интерес к самому процессу деятельности Опосредованный – это интерес к результатам деятельности. | ||
Широта: интересы могут быть сконцентрированы в одной области или распределены между ними | ||
Устойчивость: характеризуется различной длительностью и сохранностью. Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения. | ||
Различают направленность:
- на взаимодействие;
- на задачу (деловая направленность);
- на себя (личная направленность).
Профессиональная мотивация
Проблема, связанная с изучением отношения студентов к избранной профессии объединяет в себе ряд вопросов:
1. Удовлетворенность профессией.
2. Динамика удовлетворенности от курса к курсу.
3. Факторы, влияющие на формирование удовлетворенности: социально-психологические, психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные.
4. Проблемы профессиональной мотивации, или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Типы профессий
Человек – человек | Люди, проявляющие интерес к этой профессии, больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, нежели по отдельности. |
Человек - техника | Обладают более высокой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к эксперимен |