Психокоррекционная работа при нарушениях слуха

Коррекционную работу лучше начинать в первые месяцы жизни, больше разговаривая с ребенком, находясь в поле его зрения. Говорить надо громко, выразительно, сопровождая речь активной жестикуляцией, привлекая внимание ребенка к артикуляции говорящего. Основу обучения глухих детей составляет обучение словесной речи в ее коммуникативной функции (речь как средство общения с окружающими) и формирование словесно-логического мышления. Обучение речи следует начинать в раннем детстве. В первоначальный период обучения словесной речи применяется дактилология, которая становится вспомогательным средством по мере овладения детьми звукопроизношением. Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами (дактилема). Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы). Использование дактилологии позволяет глухим дошкольникам к 3 – 3,5 годам овладевать чтением, а за четыре года пребывания в дошкольном учреждении приобретать запас в 1500 – 2000 слов вместо 300 – 400 слов, приобретаемых с помощью орального метода. Обучение устной речи опирается на зрительный, кожно-вибрационный, двигательный анализаторы, на технические средства (виброскоп – прибор, основанный на тактильно-вибрационном восприятии, технические средства, перекодирующие слуховые сигналы в зрительные, звукоусиливающая аппаратура).

Обращаясь к детям посредством дактиля, необходимо одновременно произносить соответствующие слова. Дети имеют возможность одновременно воспринимать движения пальцев и речевых органов. Взрослый побуждает детей к отраженному воспроизведению воспринимаемых слов не только в пальцевой, но и в устной форме. Все более правильной артикуляции способствует обращение к тактильно-вибрационным ощущениям (поднесение руки ученика ко рту, прикладывание ее к гортани), а также опора на остатки слуха. Навыки произношения усваиваются концентрическим путем: сначала учащиеся должны правильно усвоить 17 основных звуков («а», «о», «у», «э», «и», «п», «т», «к», «ф», «с», «ш», «х», «в», «м», «н», «л», «р»), остальные звуки могут произноситься приближенно или заменяться сходными; далее – производится уточнение произношения звонких согласных, звуков «ц», «ч», мягких согласных и звука «ы». Звукопроизносительные навыки быстро утрачиваются, если их закреплению не уделять повседневного внимания. В процессе формирования устной речи важная роль принадлежит развитию и использованию остаточного слуха. На основе дактиля развиваются устная и письменная речь. Мимико-жестовая речь используется в качестве вспомогательного средства по мере необходимости. Навыки чтения с губ формируются благодаря одновременному дактилированию и устному проговариванию слов учителем и учащимися. Совершенствование навыков чтения с губ осуществляется при восприятии речи без сопровождения дактилем. Обучение письму строится на основе образов слов, усвоенных в дактильной форме и в произношении. Метод первоначального обучения речи обеспечивает быстрое накопление речевого материала, высокую речевую активность глухих детей, содействует их интенсивному умственному развитию.

У позднооглохших детей поражение слуха происходит после овладения речью – в дошкольном или школьном возрасте. Эти дети имеют преимущества в психическом развитии по сравнению с предыдущей категорией. Задача обучения позднооглохших детей – сохранить и развить устную речь, т. к. без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться; научить познавать действительность с помощью словесно-логического мышления.

Вопросы и задания

1. Прочитайте отрывок статьи Л.С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности».

«Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой. Глаз и ухо, называемые в физиологии рецепторами, а в психологии - органами восприятия, или внешних чувств, имеют биологическое назначение: они предупреждают организм об отдаленных изменениях среды. Это, но выражению Г.Деккера, как бы форпосты нашего организма в борьбе за существование. Их прямое назначение – воспринимать и анализировать внешние элементы среды, разлагать мир на отдельные части, с которыми связываются наши целесообразные реакции, для того чтобы возможно точнее приспособить поведение к среде. Само по себе поведение человека как совокупность реакций при этом, строго говоря, остается ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей палитре человеческого поведения, т.е. активной жизни. Особенность их воспитания сводится только к замене одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяем: принцип и психологический механизм воспитания здесь те же, что и у нормального ребенка. Если таким путем объясняется чрезмерное развитие осязания у слепых и зрения у глухих, то особенности этих чувств обязаны своим возникновением функциональному богатству условных связей, переданных на эти органы с других, не действующих.

Слепого, глухонемого и слабоумного можно и нужно мерить той же мерой, что и нормального. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, - говорит Г.Я. Трошин, - те и другие - люди, - те и другие - дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития».

Согласны ли вы с позицией автора, доказывающего общность законов и направления развития нормально развивающихся детей и детей с нарушением психофизического развития? Обоснуйте свой ответ». Какие «иные» способы развития свойственны неслышащим, незрячим детям?

2. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2.Своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи.

4.Тоже, что и замещение.

7.Вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями

11.Отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего дефекты слуха.

12.Ответ организма на какой-нибудь раздражитель.

14.Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершается формированием образа.

15.Способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств.

16.Любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.

17.Нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи.

18.Некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

По вертикали:

1.Характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

3.Элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

5.Понятие, обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители (термин предложен И.П. Павловым).

6.Способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.

8.Частичное снижение способности обнаруживать и понимать звуки.

9.Приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

10.Врождённая или наступившая в раннем детстве глухота и связанное с ней отсутствие речи.

Психокоррекционная работа при нарушениях слуха - student2.ru 13.Реакция организма на новые стимулы, проявляющаяся в общей его активизации, в сосредоточении внимания, в мобилизации сил и ресурсов.

Тесты

1. К сенсорным нарушениям относят:

А. Нарушения слуха, зрения

Б. Нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания

В. Умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения

Г. Все ответы верны

2. Жестовая речь у глухого ребенка, прежде всего, играет роль:

А. Интеллектуального посредника

Б. Средства общения

В. Эмоционального самовыражения

Г. Средства взаимодействия

3. Даже незначительное снижение слуха может привести к вторичным недостаткам развития; в первую очередь страдает:

А. Речь

Б. Интеллект

В. Сознание

Г. Личность

4. Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью:

А. Только обходными путями, в условиях специального обучения

Б. Так же, как дети с сохранным слухом, но только в более поздние сроки

В. Только при использовании вспомогательного оборудования

Г. Нет правильного ответа

5. Отрасль психологии, изучающая особенности психического развития глухих детей:

А. Олигофренопсихология

Б. Тифлопсихология

В. Сурдопсихология

Г. Сурдопедагогика

6. В основе классификации детей с нарушениями слуха Р.М. Боскис лежат следующие критерии:

А. Степень слуха

Б. Уровень развития речи

В. Шепотная речь

Г. Закономерности развития детей

7. Среди глухих детей выделяют:

А. Раннооглохших

Б. Позднооглохших

В. Тугоухих

Г. Полутугоухих

8. Дактильная речь – это:

А. Своеобразная кинетическая форма словесной речи, основанная на движениях рук

Б. Выделение слов из речевого потока

В. Неязыковые средства общения

Г. Восприятие речевых высказываний

9. У детей с нарушениями слуха в большей степени страдает:

А. Восприятие пространства

Б. Восприятие схемы тела

В. Восприятие цвета

Г. Восприятие формы

10. Понимание речи детей с нарушениями слуха начинается с:

А. Умения выделить слово в чтении по губам

Б. Усвоение дактильной речи

В. Умения рассказывать по картинкам

Г. Умения воспринимать громкую речь.

11. Известными специалистами в области отечественной сурдопсихологии являются:

А. Г.Е.Сухарева, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф, И.М.Соловьев

Б. А.П.Гозова, Т.В.Розанова, Р.М.Боскис, М.М.Нудельман

В. Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.П.Григорьева, Т.Н.Головина

Г. Р.Е.Левина, Л.С.Цветкова, Е.М.Мастюкова, О.Н.Усанова

12. Для изучения психики детей с нарушениями слуха создаются специальные тесты. Какие задания исключаются из них?

А. Составление узоров

Б. Складывание фигур по образцу

В. Классификация предметов

Г. Толкование пословиц и поговорок

13. Дактилология - это:

А. Вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки

Б. Способ общения с помощью мимики

В. Способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов

Г. Наука, изучающая особенности узоров пальцев рук.

Литература

1.Андреева, Л. В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – М., 2005.

2.Богданова, Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002.

3.Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 304с.

4.Назарова, Н. М. Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой / Н.М. Назарова, Г.Н. Пенин. – М., 2007.

5.Сорокин, В.М.Специальная психология / В.М.Сорокин; под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

6.Специальная психология; под ред. В.И Лубовского. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

7.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2004.

8.Основы специальной психологии; под ред. Л.В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002. – 480 с.

Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы (Г. Гельмгольц)

Наши рекомендации