Психокоррекционная работа при нарушениях зрения

При своевременном оказании коррекционных воздействий ребенок с нарушенным зрением интеллектуально развивается нормально. Одной из основных форм общения с ребенком с дефектом зрения является тесный физический контакт: необходимо чаще брать его на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, называя их словами, учить различать игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Необходимо научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких, развивать эмоциональные привязанности, обучать действиям с предметами и игрушками. При правильно организованном обучении недостатки в развитии в значительной мере преодолеваются: накапливаются представления, совершенствуются мыслительные операции, и мышление становится средством компенсации зрительных дефектов.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения проводятся занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, изобразительному искусству, физическому воспитанию, трудовому обучению во время игры. Решение специальных задач достигается посредством реализации специфических направлений коррекционной психолого-педагогической работы – развития зрительного восприятия, коррекции нарушений речи, совершенствования осязания и мелкой моторики, формирования навыков ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, занятий по лечебной физкультуре и ритмике.

Организационная специфика школ для детей с нарушениями зрения проявляется в: 1) функционировании преимущественно в режиме школ-интернатов; 2) увеличении срока обучения на один год; 3) учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, находящихся в условиях зрительной депривации, с опорой на их сохранные возможности; 4) модификации учебных планов и программ, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; 5) дифференцированном и индивидуальном подходе к детям, уменьшении наполняемости воспитательных групп и классов; 6) применении специальных форм, методов и приемов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехнических средств обучения; 7) специальном оформлении учебных классов, создании офтальмо-гигиенических условий, отвечающих потребностям детей, организации лечебно-восстановительной работы; 8) усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников. Неотъемлемой частью деятельности школ является организация лечебно-восстановительной и профилактической работы.




Вопросы и задания

1. Прочитайте статью из Российской педагогической энциклопедии (т. 1., с. 38).

«Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы. Значителен вклад в сокровищницу науки выдающих­ся незрячих философов Греции - Демокрита (V-IV в. до н.э.) и Диодота (I в. до н.э.). Известны имена выдающихся математиков -Дидима (Александрия, IV в. до н.э.), Н. Саундерсона (Шотландия, XVIII в.), Д. Гоффа (Англия, XVIII в.), историков - Ауфидия (Рим, II в. н.э.), О. Тьерри (Франция, XIX в.), В. Пресскота (США, XIX в.), энтомолога Ф. Губера (Швейцария, XVIII в.), тифлопедагога Л. Брайля (Франция, XIX в.), русского советского профессора A.M. Щербины (1874-1934).

Среди русских и советских ученых много незрячих, которые являются гордостью отечественной науки, - свыше 40 докторов и более 200 кандидатов наук. Широко известны имена отечественных математиков: академика Л. С. Понтрягина, доктора физико-математических наук А.Г. Витушкина, доктора физико-математических наук В.И. Зубова и др. Свой вклад в специальную педагогику, тифлопедагогику сделали незрячие ученые: доктор педагогических наук, профессор Б. И. Коваленко, доктор педагогиче­ских наук, профессор B.C. Сверлов. Люди с нарушенным зрением успешно работают программистами, экономистами, историками, филологами, в области теоретической и прикладной математики. Много замечательных незрячих людей заняли достойное место в искусстве и литературе. Известны имена слепых писателей и поэтов Николая Николаева, Ивана Козлова, Всеволода Рязанцева, Алек­сандра Белорукова, Федора Шоева, Николая Островского и более молодых, принадлежащих другому поколению, Эдуарда Асадова, Николая Силкова, Глеба Еремеева, Михаила Суворова, Николая Рыбалко, Анны Притчиной и др.

Среди слепых много замечательных композиторов и музыкан­тов. Многие незрячие получают музыкальное образование и работают по избранной специальности. Окончив консерваторию или музыкальное училище, они становятся солистами филармоний, музыкально-эстрадных объединений. Профессия настройщика музыкальных инструментов уже давно широко распространена среди незрячих. Ученик Национального института для слепых детей в Париже К. Монталь, ослепший в шестилетнем возрасте, специализировался в настройке и починке пианино и роялей. Он пользовался славой лучшего настройщика в Париже, за что был удостоен ордена Почетного легиона. В Нью-Йорке на знаменитой фабрике «Стейн-вэй», продукция которой высоко ценится среди профессионалов и любителей музыки, главным настройщиком музыкальных инструментов был слепой по фамилии Шотте. В России среди незрячих также были знаменитые настройщики фортепиано (П. Трекше, В. Чернов). В разные времена широко известны были имена слепых резчиков по дереву и скульпторов, таких, как Л. Видаль, Л. По, М.Р. Макаров. Л. По, будучи балериной, в 21 год потеряла зрение. Талант и целеустремленность позволили ей стать профессиональным скульптором, членом Союза художников СССР. Ее лучшие произведения выставлены в картинных галереях и музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Киева. Среди незрячих много преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, общественных деятелей, организаторов производства».

Какое заключение вы сформулируете? Поделитесь личным опытом общения со слабовидящими людьми.

2. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза.

6.Раздел специальной психологии, который изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей.

9.Изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке.

13.Обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

14.Процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления.

15.Повышение чувствительности органов чувств под влиянием воздействия на них определенных раздражителей, в частности тех, которые поступают в это же самое время на другие органы чувств.

По вертикали:

2.Врожденное безглазие.

3.Нарушения зрительного анализатора, отличающиеся постепенным ухудшением зрительных функций в результате влияния патологического агента.

4. Медицинский термин, подразумевающий полное отсутствие зрения или его серьёзное повреждение.

5.Грубое структурное изменение глаза.

7.Помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения.

8.Дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4.

10.Сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку зрительного пространства.

11.Способность раздражителя, адресованного природой для него приспособленному органу чувств, одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств.

12.Специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и др.

Психокоррекционная работа при нарушениях зрения - student2.ru

Тесты

Наши рекомендации